Действующий

Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области" (с изменениями на 25 декабря 2023 года)

I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной
программы Нижегородской области "Обеспечение общественного порядка
 и противодействие преступности в Нижегородской области"


Обеспечение безопасности Нижегородской области (далее также - регион) является одним из основных условий для жизни и деятельности населения региона, соблюдения его прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики, сохранения на необходимом уровне параметров среды обитания, развития социальной и духовной сфер общества. Практика и накопленный за последние годы опыт реализации задач по обеспечению безопасности населения Нижегородской области свидетельствуют об эффективности применения комплексного подхода в этой работе.

Совместная целенаправленная деятельность органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных подразделений правоохранительных органов и федеральных органов исполнительной власти позволили обеспечить в регионе общественный порядок и не допустить обострения криминогенной обстановки за последние годы.

Анализ состояния преступности за последние шесть лет свидетельствует в целом, о стабильной и контролируемой правоохранительными органами криминальной ситуации в Нижегородской области.

     Так, за 2022 год массив поставленных на учет противоправных деяний уменьшился на 2,8% (с 40530 до 39404).

Интенсивность преступности определяют уровень и коэффициент криминальной активности населения. В 2022 году их значения в расчете на сто тысяч жителей сократились до 1253,2 и 485,0 соответственно (2021 год: 1275,9 и 505,2). Они ниже среднероссийских показателей (Россия: 1351,2 и 562,7).

Количество погибших от преступных посягательств8 составило 13,3 (Россия: 14,5), получивших тяжкий вред здоровью - 22,4 (Россия: 22,4).

В структуре преступности по объекту посягательства наиболее значительную часть составляют деяния против собственности (59,2%; 23309), личности (11,7%; 4607) и связанные с незаконным оборотом наркотических средств (9,7%; 3806).

В массиве преступлений против собственности, по-прежнему, преобладают кражи (удельный вес 58,3%) и мошенничества (удельный вес 28,4%). Их абсолютное количество составило 13598 (-5,6%) и 6618 деяний (+2,3%) соответственно.

Значительное влияние на состояние оперативной обстановки оказывают преступления, совершаемые с использованием информационных технологий. Они составляют более четверти общего массива (28,0%). Их абсолютное количество возросло на 3,2% (с 10703 до 11050). Вместе с тем, уровень такой преступности (351,4) не превышает среднероссийские (358,7) и окружные показатели (377,8).

Большинство посягательств, совершенных с применением информационно-телекоммуникационных технологий, носит имущественный характер. Основная масса зарегистрированных деяний (64,2%) приходится на кражи (-22,2%; с 2427 до 1888) и мошенничества (+0,6%; с 5179 до 5208).

Противодействие уголовным правонарушениям, посягающим на чужое имущество, жизнь и здоровье граждан, приобретает исключительное значение в условиях действия санкционной политики в отношении Российской Федерации и периода проведения специальной военной операции.

Осложняют криминальную обстановку процессы, связанные с наркотизацией населения. В целом, ситуация в регионе характеризуется как "сложная".

Уровень наркодеяний в исследуемом периоде возрос и составил 121,0 преступление на сто тысяч населения (2021 г. - 102,8). Он ниже среднего значения по России (122,1). Увеличился на 16,6% количественный показатель (с 3265 до 3806), в том числе на 30,3% - связанных со сбытом (с 2178 до 2838).

Общественный порядок, как вид безопасности выступает важным элементом основы жизнедеятельности граждан. Эффективное взаимодействие органов исполнительной власти с правоохранительными органами и институтами гражданского общества способствует поддержанию правопорядка на улицах и в местах массового пребывания граждан.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756" во взаимодействии с правоохранительными ведомствами обеспечивается базовый уровень готовности.

Усилено присутствие сотрудников органов внутренних дел в общественных местах. Принято участие в обследовании критических и уязвимых объектов. Организована круглосуточная охрана военных комиссариатов и пунктов временного размещения беженцев из Донецкой и Луганской народных республик.

Оказано содействие в обеспечении безопасности и общественного порядка при проведении более семи тысяч (7713) мероприятий (рост в 3,3 раза; 2021 год - 2363), в которых приняли участие более двух миллионов граждан (2 млн 643,3 тыс. чел.; 2021 год - 3 млн 165,6 тыс.). Для выполнения этих задач задействовано почти 50 тыс. сотрудников органов внутренних дел (43,8 тыс.; 2021 год - 49,4 тыс.).

В результате принятых мер не допущено значимых нарушений и осложнения оперативной обстановки. На 20,7% уменьшилось число преступлений, совершенных в общественных местах, за последние пять лет (с 16965 до 13449).

Вместе с тем, в 2022 году отмечен их некоторый рост (+3,3%; с 13014 до 13449), при сокращении массива посягательств, совершенных на улицах (-9,0%; с 7802 до 7100).

Негативное влияние ряда социально-экономических факторов, таких как низкая экономическая привлекательность правоохранительной службы, сложные условия труда и высокая служебная нагрузка способствуют значительной неукомплектованности кадрового состава.

В этой связи, Правительством Нижегородской области в рамках настоящей государственной программы Нижегородской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области" (далее - Программа) принимаются меры по дальнейшему обеспечению социальной защищенности и повышению уровня реальных доходов личного состава органов внутренних дел, задействованных в охране общественного порядка.

Вместе с тем преступность является социальным явлением, порождаемым множеством различных факторов. По этой причине возможные сценарии развития криминальной ситуации в регионе в долгосрочной перспективе зависят, в первую очередь, от развития ситуации в идеологической, политической, социально-экономической сферах и не могут в полной мере регулироваться только мероприятиями, реализуемыми в рамках Программы.