ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 года № 838
Об утверждении государственной региональной программы по
модернизации системы коммунальной инфраструктуры в
сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории
муниципальных образований, входящих в зону обслуживания
мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном
для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов,
расположенного на территории Смольковского сельсовета Городецкого
муниципального района Нижегородской области, на 2014 - 2017 годы
(Наименование изложено в новой редакции постановлением Правительства области от 01.03.2016 № 93)
(с изменениями на 28 августа 2017 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.12.2014 № 939;
постановлением Правительства Нижегородской области от 19.11.2015 № 751;
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.03.2016 № 93;
постановлением Правительства Нижегородской области от 28.08.2017 № 643
-----------------------------------------------------------------------
______________________________________________________________________________
В пункте 1 постановления, в наименовании и по тексту региональной программы,
в приложениях к ней слова "региональная программа" в соответствующем падеже
заменены словами "государственная региональная программа" в соответствующем падеже
постановлением Правительства области от 01.03.2016 № 93
______________________________________________________________________________
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, улучшения экологической обстановки и повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную региональную программу по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципальных образований, входящих в зону обслуживания мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов, расположенного на территории Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, на 2014-2017 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области А.А.Байера. (п. 2 в ред. постановления Правительства области от 28.08.2017 № 643 - см. предыдущую редакцию)
3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
И.о. Губернатора В.А.Иванов
Государственная региональная программа
по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере
обращения с твердыми бытовыми отходами на территории
муниципальных образований, входящих в зону обслуживания
мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном
для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов,
расположенного на территории Смольковского сельсовета Городецкого
муниципального района Нижегородской области, на 2014-2017 годы
(далее - Программа)
(Наименование в ред.постановления Правительства области от 01.03.2016 № 93)
(Программа изложена в новой редакции постановлением Правительства области от 25.12.2014 № 939;
в ред. постановлений Правительства области от 19.11.2015 № 751; от 28.08.2017 № 643)
1. Паспорт программы
Наименование Программы | государственная региональная программа по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципальных образований, входящих в зону обслуживания мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов, расположенного на территории Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, на 2014-2017 годы |
Основание для разработки | 2. Государственная программа "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 306 (далее - ГП "Охрана окружающей среды Нижегородской области"). (Пункт 2 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 19.11.2015 № 751) 3. Концессионное соглашение от 19 января 2011 года № 3-П о создании и эксплуатации мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на территории Городецкого района Нижегородской области (далее - Концессионное соглашение). 4. Проспект ценных бумаг ЗАО "Управление отходами - НН" о выпуске облигаций процентных документарных неконвертируемых на предъявителя с обязательным централизованным хранением серии 01, зарегистрированный ФСФР России, государственный регистрационный номер 4 - 01 - 20453 - Р от 20 марта 2012 года. |
Заказчик Программы | Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
Разработчик Программы | Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области совместно с закрытым акционерным обществом "Управление отходами-НН" (по согласованию). |
Участник Программы | Закрытое акционерное общество "Управление отходами-НН" (по согласованию) (далее - ЗАО "Управление отходами-НН") ЗАО "Управление отходами-НН" зарегистрировано 13 мая 2010 года ИНН - 5260278039 КПП - 526001001 ОГРН - 1105260006301 ОКПО - 66723243 ОКАТО - 22401373000 ОКТМО - 22701000 ОКОГУ - 49014 ОКФС - 16 ОКОПФ - 67 Организацией, эксплуатирующей мусоросортировочный комплекс, созданный по Концессионному соглашению, является ЗАО "Управление отходами-НН". Правом подписи документов обладает - Генеральный директор - Гаврилов Игорь Николаевич. Юридический и фактический адрес компании: 603109, г.Нижний Новгород, ул.Суетинская, д.1а, оф.410 Контактная информация: Тел. г.Н.Новгород: +7 (831) 434 27 50 Адрес электронной почты: info@uonn.ru Сайт: www.uo-nn.ru Сотрудник организации, ответственный за взаимодействие - Марченко Ирина Александровна Тел. г.Н.Новгород: +7 (831) 434 27 50, 89047977551 Уставный капитал компании ЗАО "Управление отходами-НН" на текущий момент составляет 2000000 рублей. Основными направлениями деятельности компании ЗАО "Управление отходами-НН" являются: - проектирование, строительство и эксплуатация мусоросортировочных комплексов; - проектирование, строительство и эксплуатация мусороперегрузочных станций; - проектирование, строительство, эксплуатация и рекультивация полигонов для размещения, захоронения, утилизации, хранения твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и промышленных отходов. Код основного отраслевого направления деятельности общества согласно ОКВЭД: 90.00.2 - удаление и обработка твердых отходов. |
Цели Программы | - повышение качества и надежности предоставления населению услуг в сфере обращения с ТБО; - формирование комплексной системы управления твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами (далее - ВМР) на территориях, входящих в зону обслуживания мусоросортировочного комплекса (далее - МСК) с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов; - развитие государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов в сфере обращения отходов; - внедрение современной техники и прогрессивных методов сбора, транспортировки, обезвреживания и использования ТБО и ВМР |
Задачи Программы | - улучшение экологической ситуации; - строительство и эксплуатация современного мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном и 4-мя мусоросортировочными станциями; - закрытие действующих на территории Нижегородской области несанкционированных объектов размещения отходов; - строгий контроль за движением отходов для исключения несанкционированного размещения отходов; - воспитание и информирование населения в области обращения с ТБО и ВМР; - создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций в сферу ТБО |
Целевые показатели реализации Программы | - снижение количества действующих на территории Нижегородской области несанкционированных объектов размещения отходов; - создание новых рабочих мест; - доля ТБО, утилизированных и размещенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации на полигонах, мусороперерабатывающих заводах и других объектах; - доля переработанных ТБО, используемых для извлечения вторичного ресурса, в том числе выработки тепловой и электрической энергии |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа реализуется в течение 2014-2017 годов |
Источники и объемы финансирования Программы | Общий прогнозный объем финансирования по Программе - 796 243 450,32* руб., из них: средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства (далее - Фонд) - 66 114 538,52 руб.; за счет средств областного бюджета - 145 608 721,80 руб.*; за счет собственных средств участника - 2 000 000,00 руб.*; за счет заемных средств - 582 520 190,00 руб.*; ** в том числе: в 2014 году общий объем финансирования - 40 487 054,10 руб., из них: средства Фонда - 17 640 209,47 руб.; за счет средств областного бюджета - 22 846 844,63 руб.; за счет собственных средств участника Программы - 0 руб.; за счет заемных средств - 0 руб. в 2015 году общий объем финансирования - 77 727 054,12 руб., из них: средства Фонда - 17 640 209,48 руб.; за счет средств областного бюджета - 22 846 844,64 руб.; за счет собственных средств участника Программы -0 руб.; за счет заемных средств - 37 240 000,00 руб. в 2016 году общий объем финансирования - 40 487 054,10 руб., из них: средства Фонда - 17 640 209,47 руб.; за счет средств областного бюджета - 22 846 844,63 руб.; за счет собственных средств участника Программы - 0 руб.; за счет заемных средств - 0 руб. в 2017 году общий объем финансирования - 30 282 098,00 руб., средства Фонда - 13 193 910,10 руб.; за счет средств областного бюджета - 17 088 187,90 руб.; за счет собственных средств участника Программы - 0 руб.; за счет заемных средств - 0 руб. <*> Примечание: объем финансирования, направленный в 2012 - 2013 годах на создание МСК, на общую сумму 607260190,00 руб., из них: за счет средств областного бюджета - 59980000,00 руб.; за счет собственных средств участника - 2000000,00 руб.; за счет заемных средств - 545280190,00 руб. При расчете субсидий значение ставки рефинансирования Банка России определяется на дату утверждения Программы. (Примечание в ред. от 28.08.2017 № 643) |
Существующая в Нижегородской области (далее - область, регион) проблема обращения с отходами приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряженности.
Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения отходов являются:
- изменившаяся структура потребления населения (за последние 15 лет значительно изменились как объемы образования ТБО на душу населения, так и их структура). Изменение структуры в первую очередь обусловлено увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления;
- накопленные проблемы предшествующих периодов - имеется значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;
- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;
- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
- недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению в окружающей среде.
На сегодняшний день основными характеристиками существующей системы обращения с ТБО и ВМР являются:
- несовершенство действующего федерального законодательства;
- регулирующего обращение с ТБО и ВМР;
- отсутствие эффективной системы управления ТБО и ВМР;
- несовершенство систем учета и контроля образования ТБО и ВМР;
- неполный охват населения услугами по планово-регулярной очистке;
- отсутствие современных полигонов для размещения ТБО, обустроенных с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований;
- использование физически и морально устаревшей спецтехники не соответствующей современным экономическим и экологическим требованиям;.
- отсутствие необходимого количества контейнеров и контейнерных площадок;
- отсутствие организованной системы сбора ВМР;
- отсутствие производственной базы по механизированной сортировке ТБО и переработке ВМР в товарную продукцию;
- несовершенство тарифной политики;
- неразвитость рынка вторичного сырья и продукции, произведенной на его основе.
Источниками образования твердых бытовых отходов на территории Нижегородской области являются организации и промышленные предприятия, население области и объекты инфраструктуры. Ежегодно в области образуется более 1,2 млн. тонн ТБО, из них на долю населения приходится максимальное количество ТБО - около 900 тыс. тонн. Примерное количество твердых бытовых отходов, образующихся на промышленных предприятиях и в организациях области, - 58 тыс. тонн.
В среднем 33% образующихся ТБО несанкционированно размещается в окружающей среде.
Морфологический состав ТБО, образующихся в Нижегородской области, следующий (вес. %):
пищевые отходы - 23,56; бумага, картон - 30,24; дерево - 2,27; металл цветной - 0,91; металл черный - 1,36; текстиль - 1,14; кости - 0,57; стекло - 9,68; кожа, резина - 0,54; пластмасса - 12,79; прочее - 10,55; отсев - 6,39.
Объекты захоронения, находящиеся практически возле каждого крупного населенного пункта, в основном представляют собой свалки без каких-либо сооружений по защите окружающей среды. Из 246 объектов захоронения отходов лишь 8 (около 3%) созданы в соответствии с проектами, имеющими согласования, должным образом оформлены отводы земельных участков.
Результаты проведенного анализа существующей системы санитарной очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований Нижегородской области, в том числе организации сбора, вывоза, утилизации и размещения отходов для каждого населенного пункта, расчета объемов образования отходов, явились исходными данными как для разработки ГП "Охрана окружающей среды Нижегородской области", так и для разработки настоящей Программы. (Абзац двадцать шестой в ред. постановления Правительства области от 19.11.2015 № 751 - см.предыдущую редакцию)
Основные задачи Программы:
- создание на территории Нижегородской области единой правовой базы в области обращения с твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами;
- строительство современных объектов размещения отходов и рекультивация старых полигонов;
- разработка проектной документации на строительство и рекультивацию объектов размещения отходов;
- развитие материальной базы муниципальных образований в сфере обращения с отходами, включая приобретение мусороуборочной техники, контейнеров для сбора отходов, обустройство контейнерных площадок;
- реализация инвестиционных проектов по строительству на территории Нижегородской области межмуниципальных мусоросортировочных комплексов;
- развитие системы экологического образования, воспитания и информирования населения в области обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами.
Мусоросортировочный комплекс с межмуниципальным полигоном в Городецком районе обслуживает Городецкий и Ковернинский муниципальные районы Нижегородской области, а также: Борский, Семеновский, и Сокольский городские округа. Все твердые бытовые отходы, образующиеся на указанных территориях, в полном объеме (100%) направляются для утилизации на данный комплекс. Других объектов по захоронению отходов в этих муниципальных образованиях нет и их создание не предусмотрено.
Образование ТБО в зоне обслуживания полигона
Наименование муниципальных образований Нижегородской области | Образование ТБО от населения (тонны) | Образование ТБО от объектов инфра- структуры (тонны) | Всего (тонны) | Доля образованных отходов, утилизи- рованных на Городецком МСК |
Городской округ город Бор | 31 423,21 | 9 040,20 | 40 463,41 | 100% |
Городецкий муниципальный район | 38 979,75 | 11 531,50 | 50 511,25 | 100% |
Ковернинский муниципальный район | 1 716,64 | 507,70 | 2 224,34 | 100% |
Городской округ Семеновский | 4 847,77 | 839,20 | 5 686,97 | 100% |
Городской округ Сокольский | 1 398,76 | 413,00 | 1 811,76 | 100% |
Итого | 78 366,13 | 22 331,60 | 100 697,73 |
На территории указанных муниципальных образований Нижегородской области санкционировано действовало 5 городских полигонов и 10 поселковых мест захоронения отходов (несанкционированных свалок насчитывается до 80), не отвечающих современным экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям. В настоящее время по всем местам захоронения отходов природоохранной прокуратурой Нижегородской области вынесены предписания о закрытии. Данные объекты перестали функционировать после начала эксплуатации МСК с межмуниципальным полигоном в Городецком муниципальном районе Нижегородской области. Комплекс введен в эксплуатацию в январе 2013 года.
Экологическая значимость реализации Программы:
- экологически безопасное размещение ТБО;
- снижение негативного влияния свалок на окружающую среду;
- улучшение санитарного состояния населенных пунктов и экологической обстановки в регионе в целом;
- повышение качества жизни населения региона;
- рекультивация существующих свалок и возврат земель в использование;
- увеличение количества отходов, возвращаемых во вторичное использование;
- увеличение "срока жизни" полигона ТБО за счет применения современных технологий обращения с отходами.
Технологическое описание внедряемой
системы утилизации отходов
При реализации проекта по созданию мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном внедрена двухступенчатая схема транспортировки ТБО, которая предполагает разделение операций сбора и транспортировки отходов на полигон. Сбор ТБО в местах их образования осуществляется, как и раньше, маневренными мусоровозами. На мусороперегрузочную станцию (далее - МПС), входящую в состав МСК, как первоначальную площадку, принимаются отходы от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет с последующей перегрузкой ТБО на большегрузные транспортные мусоровозы, оборудованные системой "Мультилифт", вместимостью до 120 м неуплотненного мусора, которые доставляют отходы на полигон.
Внедрение двухступенчатой схемы транспортировки ТБО позволит:
- снизить эксплуатационные затраты на доставку ТБО до полигона;
- сократить число собирающих мусоровозов;
- снизить вредное экологическое воздействие, так как при уменьшении количества мусоровозов происходит снижение количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу;