ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 3 декабря 2014 года № 838

Об утверждении государственной региональной программы по
модернизации системы коммунальной инфраструктуры в
сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории
муниципальных образований, входящих в зону обслуживания
мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном
для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов,
расположенного на территории Смольковского сельсовета Городецкого
муниципального района Нижегородской области, на 2014 - 2017 годы

(Наименование изложено в новой редакции постановлением Правительства области от 01.03.2016 № 93)
(с изменениями на 28 августа 2017 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.12.2014 № 939;
постановлением Правительства Нижегородской области от 19.11.2015 № 751;
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.03.2016 № 93;
постановлением Правительства Нижегородской области от 28.08.2017 № 643

-----------------------------------------------------------------------
______________________________________________________________________________

В пункте 1 постановления, в наименовании и по тексту региональной программы,
в приложениях к ней слова "региональная программа" в соответствующем падеже
заменены словами "государственная региональная программа" в соответствующем падеже


постановлением Правительства области от 01.03.2016 № 93
______________________________________________________________________________


В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, улучшения экологической обстановки и повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную региональную программу по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципальных образований, входящих в зону обслуживания мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов, расположенного на территории Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, на 2014-2017 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области А.А.Байера. (п. 2 в ред. постановления Правительства области от 28.08.2017 № 643  - см. предыдущую редакцию)    

3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.



И.о. Губернатора                                                          В.А.Иванов


  УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 3 декабря 2014 года № 838

 

Государственная региональная программа
по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере
обращения с твердыми бытовыми отходами на территории
муниципальных образований, входящих в зону обслуживания
мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном
для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов,
расположенного на территории Смольковского сельсовета Городецкого
муниципального района Нижегородской области, на 2014-2017 годы

    (далее - Программа)
(Наименование в ред.постановления Правительства области от 01.03.2016 № 93)
(Программа изложена в новой редакции постановлением Правительства области от 25.12.2014 № 939;
в ред. постановлений Правительства области от 19.11.2015 № 751; от 28.08.2017 № 643)



    

 

    1. Паспорт программы

Наименование Программы

государственная региональная программа по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципальных образований, входящих в зону обслуживания мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов, расположенного на территории Смольковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, на 2014-2017 годы

Основание для разработки
Программы

1. Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

2. Государственная программа "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 306 (далее - ГП "Охрана окружающей среды Нижегородской области"). (Пункт 2 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 19.11.2015 № 751)

3. Концессионное соглашение от 19 января 2011 года № 3-П о создании и эксплуатации мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на территории Городецкого района Нижегородской области (далее - Концессионное соглашение).

4. Проспект ценных бумаг ЗАО "Управление отходами - НН" о выпуске облигаций процентных документарных неконвертируемых на предъявителя с обязательным централизованным хранением серии 01, зарегистрированный ФСФР России, государственный регистрационный номер 4 - 01 - 20453 - Р от 20 марта 2012 года.

Заказчик Программы

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области

Разработчик Программы

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области совместно с закрытым акционерным обществом "Управление отходами-НН" (по согласованию).

Участник Программы

Закрытое акционерное общество "Управление отходами-НН" (по согласованию) (далее - ЗАО "Управление отходами-НН")

ЗАО "Управление отходами-НН" зарегистрировано 13 мая 2010 года

ИНН - 5260278039

КПП - 526001001

ОГРН - 1105260006301

ОКПО - 66723243

ОКАТО - 22401373000

ОКТМО - 22701000

ОКОГУ - 49014

ОКФС - 16

ОКОПФ - 67

Организацией, эксплуатирующей мусоросортировочный комплекс, созданный по Концессионному соглашению, является ЗАО "Управление отходами-НН".

Правом подписи документов обладает -  Генеральный директор - Гаврилов Игорь Николаевич.

Юридический и фактический адрес компании:

603109, г.Нижний Новгород, ул.Суетинская, д.1а, оф.410

Контактная информация:

Тел. г.Н.Новгород: +7 (831) 434 27 50

Адрес электронной почты: info@uonn.ru  

Сайт: www.uo-nn.ru

Сотрудник организации, ответственный за взаимодействие - Марченко Ирина Александровна

Тел. г.Н.Новгород: +7 (831) 434 27 50, 89047977551

Уставный капитал компании ЗАО "Управление отходами-НН" на текущий момент составляет 2000000 рублей.

Основными направлениями деятельности компании ЗАО "Управление отходами-НН" являются:

- проектирование, строительство и эксплуатация мусоросортировочных комплексов;

- проектирование, строительство и эксплуатация мусороперегрузочных станций;

- проектирование, строительство, эксплуатация и   рекультивация полигонов для размещения, захоронения, утилизации, хранения твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и промышленных отходов.

Код основного отраслевого направления деятельности общества согласно ОКВЭД: 90.00.2 -  удаление и обработка твердых отходов.

Цели Программы

- повышение качества и надежности предоставления населению услуг в сфере обращения с ТБО;

- формирование комплексной системы управления твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами (далее - ВМР) на территориях, входящих в зону обслуживания мусоросортировочного комплекса (далее - МСК) с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов;

- развитие государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов в сфере обращения отходов;

- внедрение современной техники и прогрессивных методов сбора, транспортировки, обезвреживания и использования ТБО и ВМР

Задачи Программы

- улучшение экологической ситуации;

- строительство и эксплуатация современного мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном и 4-мя мусоросортировочными станциями;

- закрытие действующих на территории Нижегородской области несанкционированных объектов размещения отходов;

- строгий контроль за движением отходов для исключения несанкционированного размещения отходов;

- воспитание и информирование населения в области обращения с ТБО и ВМР;

- создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций в сферу ТБО

Целевые показатели реализации Программы

- снижение количества действующих на территории Нижегородской области несанкционированных объектов размещения отходов;

- создание новых рабочих мест;

- доля ТБО, утилизированных и размещенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации на полигонах, мусороперерабатывающих заводах и других объектах;

- доля переработанных ТБО, используемых для извлечения вторичного ресурса, в том числе выработки тепловой и электрической энергии

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в течение 2014-2017 годов

Источники и объемы финансирования Программы      
(в ред. постановлений Правительства области от 19.11.2015 № 751;  от 28.08.2017 № 643)

Общий прогнозный объем финансирования по Программе - 796 243 450,32* руб., из них:

средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства (далее - Фонд) -

66 114 538,52 руб.;

за счет средств областного бюджета -

145 608 721,80 руб.*;

за счет собственных средств участника -

2 000 000,00 руб.*;

за счет заемных средств -

582 520 190,00 руб.*; **

в том числе:

в 2014 году общий объем финансирования -  40 487 054,10 руб., из них:

средства Фонда - 17 640 209,47 руб.;

за счет средств областного бюджета - 22 846 844,63 руб.;

за счет собственных средств участника Программы - 0 руб.;

за счет заемных средств - 0 руб.

в 2015 году общий объем финансирования - 77 727 054,12 руб., из них: средства Фонда - 17 640 209,48 руб.;

за счет средств областного бюджета - 22 846 844,64 руб.;

за счет собственных средств участника Программы -0 руб.;

за счет заемных средств - 37 240 000,00 руб.

в 2016 году общий объем финансирования - 40 487 054,10 руб., из них: средства Фонда - 17 640 209,47 руб.;

за счет средств областного бюджета - 22 846 844,63 руб.;

за счет собственных средств участника Программы - 0 руб.;

за счет заемных средств - 0 руб.

в 2017 году общий объем финансирования - 30 282 098,00 руб.,

средства Фонда - 13 193 910,10 руб.;

за счет средств областного бюджета - 17 088 187,90 руб.;

за счет собственных средств участника Программы - 0 руб.;

за счет заемных средств - 0 руб.

<*> Примечание:

объем финансирования, направленный в 2012 - 2013 годах на создание МСК, на общую сумму 607260190,00 руб., из них:

за счет средств областного бюджета - 59980000,00 руб.;

за счет собственных средств участника - 2000000,00 руб.;

за счет заемных средств - 545280190,00 руб.

При расчете субсидий значение ставки рефинансирования Банка России определяется на дату утверждения Программы.

     (Примечание в ред. от 28.08.2017 № 643)

2. Характеристика существующего состояния системы
коммунальной инфраструктуры в сфере обращения ТБО

Существующая в Нижегородской области (далее - область, регион) проблема обращения с отходами приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряженности.

Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения отходов являются:

- изменившаяся структура потребления населения (за последние 15 лет значительно изменились как объемы образования ТБО на душу населения, так и их структура). Изменение структуры в первую очередь обусловлено увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления;

- накопленные проблемы предшествующих периодов - имеется значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;

- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;

- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;

- недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению в окружающей среде.

На сегодняшний день основными характеристиками существующей системы обращения с ТБО и ВМР являются:

- несовершенство действующего федерального законодательства;

- регулирующего обращение с ТБО и ВМР;

- отсутствие эффективной системы управления ТБО и ВМР;

- несовершенство систем учета и контроля образования ТБО и ВМР;

- неполный охват населения услугами по планово-регулярной очистке;

- отсутствие современных полигонов для размещения ТБО, обустроенных с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований;

- использование физически и морально устаревшей спецтехники не соответствующей современным экономическим и экологическим требованиям;.

- отсутствие необходимого количества контейнеров и контейнерных площадок;

- отсутствие организованной системы сбора ВМР;

- отсутствие производственной базы по механизированной сортировке ТБО и переработке ВМР в товарную продукцию;

- несовершенство тарифной политики;

- неразвитость рынка вторичного сырья и продукции, произведенной на его основе.

Источниками образования твердых бытовых отходов на территории Нижегородской области являются организации и промышленные предприятия, население области и объекты инфраструктуры. Ежегодно в области образуется более 1,2 млн. тонн ТБО, из них на долю населения приходится максимальное количество ТБО - около 900 тыс. тонн. Примерное количество твердых бытовых отходов, образующихся на промышленных предприятиях и в организациях области, - 58 тыс. тонн.

В среднем 33% образующихся ТБО несанкционированно размещается в окружающей среде.

Морфологический состав ТБО, образующихся в Нижегородской области, следующий (вес. %):

пищевые отходы - 23,56; бумага, картон - 30,24; дерево - 2,27; металл цветной - 0,91; металл черный - 1,36; текстиль - 1,14; кости - 0,57; стекло - 9,68; кожа, резина - 0,54; пластмасса - 12,79; прочее - 10,55; отсев - 6,39.

Объекты захоронения, находящиеся практически возле каждого крупного населенного пункта, в основном представляют собой свалки без каких-либо сооружений по защите окружающей среды. Из 246 объектов захоронения отходов лишь 8 (около 3%) созданы в соответствии с проектами, имеющими согласования, должным образом оформлены отводы земельных участков.     

Результаты проведенного анализа существующей системы санитарной очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований Нижегородской области, в том числе организации сбора, вывоза, утилизации и размещения отходов для каждого населенного пункта, расчета объемов образования отходов, явились исходными данными как для разработки ГП "Охрана окружающей среды Нижегородской области", так и для разработки настоящей Программы. (Абзац двадцать шестой в ред. постановления Правительства области от 19.11.2015 № 751 - см.предыдущую редакцию)

Основные задачи Программы:

- создание на территории Нижегородской области единой правовой базы в области обращения с твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами;

- строительство современных объектов размещения отходов и рекультивация старых полигонов;

- разработка проектной документации на строительство и рекультивацию объектов размещения отходов;

- развитие материальной базы муниципальных образований в сфере обращения с отходами, включая приобретение мусороуборочной техники, контейнеров для сбора отходов, обустройство контейнерных площадок;

- реализация инвестиционных проектов по строительству на территории Нижегородской области межмуниципальных мусоросортировочных комплексов;

- развитие системы экологического образования, воспитания и информирования населения в области обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами.

Мусоросортировочный комплекс с межмуниципальным полигоном в Городецком районе обслуживает Городецкий и Ковернинский муниципальные районы Нижегородской области, а также: Борский, Семеновский, и Сокольский городские округа. Все твердые бытовые отходы, образующиеся на указанных территориях, в полном объеме (100%) направляются для утилизации на данный комплекс. Других объектов по захоронению отходов в этих муниципальных образованиях нет и их создание не предусмотрено.

     
     Образование ТБО в зоне обслуживания полигона

Наименование муниципальных образований Нижегородской области

Образование ТБО от населения (тонны)

Образование ТБО от объектов инфра- структуры (тонны)

Всего (тонны)

Доля образованных отходов, утилизи- рованных на Городецком МСК

Городской округ город Бор

31 423,21

9 040,20

40 463,41

100%

Городецкий муниципальный район

38 979,75

11 531,50

50 511,25

100%

Ковернинский муниципальный район

1 716,64

507,70

2 224,34

100%

Городской округ Семеновский

4 847,77

839,20

5 686,97

100%

Городской округ Сокольский

1 398,76

413,00

1 811,76

100%

Итого

78 366,13

22 331,60

100 697,73


На территории указанных муниципальных образований Нижегородской области санкционировано действовало 5 городских полигонов и 10 поселковых мест захоронения отходов (несанкционированных свалок насчитывается до 80), не отвечающих современным экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям. В настоящее время по всем местам захоронения отходов природоохранной прокуратурой Нижегородской области вынесены предписания о закрытии. Данные объекты перестали функционировать после начала эксплуатации МСК с межмуниципальным полигоном в Городецком муниципальном районе Нижегородской области. Комплекс введен в эксплуатацию в январе 2013 года.

Экологическая значимость реализации Программы:
- экологически безопасное размещение ТБО;
- снижение негативного влияния свалок на окружающую среду;
- улучшение санитарного состояния населенных пунктов и экологической обстановки в регионе в целом;
- повышение качества жизни населения региона;
- рекультивация существующих свалок и возврат земель в использование;
- увеличение количества отходов, возвращаемых во вторичное использование;
- увеличение "срока жизни" полигона ТБО за счет применения современных технологий обращения с отходами.


Технологическое описание внедряемой
системы утилизации отходов

При реализации проекта по созданию мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном внедрена двухступенчатая схема транспортировки ТБО, которая предполагает разделение операций сбора и транспортировки отходов на полигон. Сбор ТБО в местах их образования осуществляется, как и раньше, маневренными мусоровозами. На мусороперегрузочную станцию (далее - МПС), входящую в состав МСК, как первоначальную площадку, принимаются отходы от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет с последующей перегрузкой ТБО на большегрузные транспортные мусоровозы, оборудованные системой "Мультилифт", вместимостью до 120 м неуплотненного мусора, которые доставляют отходы на полигон.

Внедрение двухступенчатой схемы транспортировки ТБО позволит:

- снизить эксплуатационные затраты на доставку ТБО до полигона;

- сократить число собирающих мусоровозов;

- снизить вредное экологическое воздействие, так как при уменьшении количества мусоровозов происходит снижение количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»