3.1.1. Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы | Департамент транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода |
Соисполнители подпрограммы | Департамент строительства администрации города Нижнего Новгорода (МКУ «ГУММиД) Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (КУГИиЗР) |
Цели подпрограммы | Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация бесперебойного транспортного обслуживания населения, расширение зоны транспортной доступности |
Задачи подпрограммы | Повышение уровня сервиса и комфортности городского пассажирского транспорта, в том числе для маломобильных групп населения. Обеспечение экономической устойчивости муниципальных транспортных предприятий. Повышение уровня транспортной доступности для жителей заречной части города с культурными, историческими, научными центрами, расположенными в нагорной части. Развитие новых видов общественного транспорта. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | 2015-2017 годы, деление на этапы не предусмотрено. |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | руб. Ответственный исполнитель, соисполнители 2015 год Всего, в том числе: 5 380 298 932,75 ДТиС 1 359 180 792,52 КУГИиЗР 929 535 727,13 МКУ «ГУММИД» (ДС) 3 091 582 413,10 3 269 632 413,10 |
Индикаторы достижения цели подпрограммы | Доля поездок на городском пассажирском транспорте общего пользования, совершенных пассажирами по электронным проездным билетам достигнет 90 %. Пассажиропоток метрополитена достигнет 39 млн.пассажиров в год. |
3.1.2. Текстовая часть подпрограммы
3.1.2.1. Характеристика текущего состояния, описание основных проблем и прогноз развития сферы реализации подпрограммы
Городской пассажирский транспорт общего пользования является одной из социально-значимых отраслей городского хозяйства.
На территории города Нижнего Новгорода в настоящее время внутригородские пассажирские перевозки осуществляются следующими видами транспорта: наземным электрическим транспортом, автотранспортом, метро, а также водным транспортом.
По итогам 2013 года суммарный объем внутригородских перевозок составил 373,8 млн. пассажиров. В расчете на 1 жителя за год выполняется 295 поездок городским пассажирским транспортом. По сравнению с другими городами услуги городского пассажирского транспорта в Нижнем Новгороде гораздо более востребованы, чем в Самаре, Ростове-на-Дону и Казани.
Рис.1 Структура объема перевозок в 2013 году по видам транспорта в Нижнем Новгороде и городах группы сравнения, млн.пасс.
В структуре перевозок городским пассажирским транспортом Нижнего Новгорода основная доля приходится на автотранспортные перевозки, включая частные маршрутные такси. В качестве специфической особенности можно выделить преобладание перевозок, выполняемых частными пассажирскими перевозчиками. По итогам 2013 года на долю частных перевозчиков пришлось порядка 60% от общего объема внутригородских перевозок пассажирским автотранспортом.
Около пятой части перевозок выполняется городским электрическим транспортом. Набирает популярность пользование пассажирами подземным скоростным внеуличным рельсовым видом транспорта - метро. Роль метрополитена в обеспечении пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде пока что несущественна - на его долю приходится лишь 8% от объема перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом, однако, нельзя не отметить положительные тенденции, выявленные при анализе пассажиропотоков - в отрасли осуществляются структурные изменения. С открытием новой станции метро в 2012 году пассажиропоток увеличился на 30 %.
Однако качество внутригородских пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде пока еще далеко от оптимального уровня, что во многом объясняется высоким уровнем износа муниципального подвижного состава. Общественный транспорт не только не становится привлекательной альтернативой личному автомобилю для ежедневных трудовых поездок, но и не выполняет базовую функцию поддержания транспортного единства городской территории. К настоящему времени состояние основных фондов и другой техники требует принятия неотложных мер по их обновлению во избежание нарастания количества сбоев при перевозке пассажиров.
В целях создания условий для равного доступа жителей города Нижнего Новгорода к транспортным услугам планируется продолжить реализацию мероприятий по созданию доступной среды для жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения. В связи с этим обеспечение экономической устойчивости и обновление транспортного парка муниципальных предприятий общественного транспорта является приоритетным направлением развития на ближайшую перспективу. В настоящее время администрация города Нижнего Новгорода участвует в подпрограмме «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области» на 2014-2016 годы государственной программы Нижегородской области «Социальная поддержка граждан», в рамках которой предусмотрена закупка автобусов, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения.
Высокие темпы роста автомобилизации населения и отставание развития улично-дорожной сети являются проблемой не только Нижнего Новгорода, но и большинства активно развивающихся городов мира. Единственный успешно апробированный мировым опытом путь улучшения транспортной доступности и комфортности передвижения по городу - повышение привлекательности и доступности общественного транспорта, прежде всего - электротранспорта. Отлаженная система городского транспорта поможет городу и тесно связанной с ним агломерации динамично развиваться и использовать свой потенциал как регионального промышленного, культурного центра, развивать туризм и привлекать мигрантов.
Нижний Новгород является первым городом России, после Киева, в котором в мае 1896 года было открыто пассажирское движение трамваев «Эрликон». Старейшим предприятием электротранспорта России, осуществляющим пассажирские перевозки трамваями и троллейбусами является муниципальное предприятие «Нижегородэлектротранс». Ежедневный объем перевозок достигает 200 тыс. чел., что составляет более 34% в общей доли пассажиров, перевозимых муниципальным общественным транспортом.
В целях соответствия наземного электротранспорта возлагаемым на него значимым задачам при проведении Чемпионата мира по футболу в 2018 году муниципальное предприятие закупило 12 трамвайных вагонов за счет собственных средств, а в 2013 году трамвайный парк пополнился 20 низкопольными вагонами, закупленными муниципалитетом с использованием федеральных субсидий.
Другим стратегически важным направлением развития транспортной системы является развитие Нижегородского метрополитена. Отличаясь исключительной регулярностью движения независимо от погоды и времени суток, метрополитен обладает явным преимуществом по сравнению с другими видами транспорта.
В настоящее время нагорная и заречная части города связаны четырьмя мостами, пропускная способность которых практически исчерпана. В преддверии проведения игр Чемпионата мира по футболу, а также учитывая месторасположение железнодорожного вокзала и стадиона, в перспективе ожидаются концентрированные, как по времени, так и по направлению пассажирские потоки в заречную часть города.
Обеспечение надежной связи заречной и нагорной частей становится первоочередной задачей, поскольку наличие только одной станции метро в нагорной части города существенно сдерживает его социально-экономическое развитие. Первым этапом реализации данного направления послужит «Продление Сормовско-Мещерской линии метрополитена от ст. «Московская» до ст. «Стрелка».
Расположение станции «Стрелка» в шаговой доступности от стадиона обеспечит быструю и комфортную доставку болельщиков как с железнодорожного вокзала, так и из других районов города. Ввод в эксплуатацию данного участка позволит увеличить пассажиропоток метрополитена на 18%.
Второй этап будет реализован в 2018-2020 годах. Он предполагает расширение сети метрополитена и пуск второго участка линии метро в нагорной части города до станций «Оперный театр» и «Сенная». Пуск второго участка линии метро даст мощный толчок развития метрополитена в микрорайоны Верхние Печеры и Кузнечиха, а в дальнейшем, со строительством второго метромоста через р. Оку, позволит образовать большое кольцо метрополитена, обеспечив связь со всеми районами города.
С целью совершенствования системы учета проезда граждан, обеспечения полноты сбора оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, совершенствования организации учета и своевременности расчетов за оказанные услуги по перевозке пассажиров администрацией города реализуется проект по созданию автоматизированной системы оплаты проезда (далее - АСКОП) на всех видах городского наземного пассажирского транспорта и метрополитене.
Целью создания АСКОП является повышение качества транспортного обслуживания населения города Нижний Новгород, контроль работы персонала и подвижного состава, ввод БСК в качестве средства оплаты проезда на пассажирском транспорте общего пользования.
3.1.2.2. Цели, задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация бесперебойного транспортного обслуживания населения, расширение зоны транспортной доступности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: