Повышение духовного и творческого уровня общества на основе гуманистических ценностей становится возможным при условии обеспечения равного доступа населения к культуре и участие его в культурной жизни города.
Обеспечение максимальной доступности культурных благ, повышение качества и разнообразия услуг в сфере культуры является одной из основных задач культурной политики города.
Доступность культурных благ для населения обеспечивается, прежде всего, сетью городских муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры. Эта сеть по состоянию на 01.07.2014 состоит из 58 учреждений культуры и дополнительного образования детей.
Нижнему Новгороду благодаря развитой структуре учреждений культуры и дополнительного образования, одному из немногих сопоставимых городов- миллионников удалось сохранить большую часть культурного наследия, традиций, и т.д.
Структура отраслевых муниципальных учреждений представлена в таблице.
Структура отраслевых муниципальных учреждений
№ | Типы учреждений культуры | Количество | В том числе со статусом юридического |
1 | Общедоступные библиотеки | 91 | 11 |
2 | Музеи | 7 | 7 |
3 | Учреждения культурно-досугового типа (клубные учреждения) | 9 | 9 |
4 | Театры, концертные организации и творческие коллективы | 7 | 7 |
5 | Учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры (ДМШ, ДШИ, ДХШ) | 23 | 23 |
6 | ДООЛ «Чайка» | 1 | 1 |
Итого: | 138 | 58 |
В рамках комплексной бюджетной реформы, проводимой в Нижегородской области, сфера культуры претерпела ряд институциональных изменений, связанных с внедрением бюджетной политики, ориентированной на результат. Для муниципальных учреждений культуры определен перечень услуг, оказываемых в рамках муниципального задания. Разработаны показатели качества услуг.
Переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к системе муниципального задания направлен на повышение эффективности расходования бюджетных средств, стимулирование роста качества бюджетных услуг, усиление контроля за результатами деятельности учреждений, повышение прозрачности бюджетных расходов, создание стимулов для развития за счет привлечения внебюджетных средств.
Результаты деятельности учреждений культуры за ряд последних лет показывают, что адаптация к новым условиям функционирования происходит с большими трудностями, связанные в первую очередь с недостаточным объемом финансовых средств.
Сеть общедоступных библиотек и музеев города, в которых сосредоточены немалые информационные ресурсы, имеется фонд редких изданий и книжных памятников, дают возможность населению города реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам и культурным ценностям. Тенденции развития общества значительно повлияли на способы получения информации, в том числе через информационно-коммуникационные технологии. Основным направлением реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 07.02.2008 № Пр-212) в сфере культуры обозначено обеспечение доступности для граждан библиотечных и музейных фондов. В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации в настоящее время удалось оцифровать менее 1% всех библиотечных и музейных фондов. Создание информационных систем учета, оцифровка изданий и ведения каталогов в электронном виде производится работниками библиотек практически вручную с большими людскими и временными затратами. В большинстве библиотек и музеях компьютерная техника морально и физически устарела и не позволяет установить новое программное обеспечение.
Решение вышеуказанных задач в городе в полном объеме невозможно без комплексной технологической модернизации муниципальных библиотек и музеев, изменения стандартов деятельности и расширения спектра, предоставляемых ими, услуг, оснащения программным обеспечением и современным компьютерным оборудованием и внедрения систем безопасности фондов.
В настоящее время в связи с потребностью общества в неординарной творческой личности процесс поиска талантов, создания условий для развития их творческих способностей с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности приобретает особую актуальность и должен быть направлен на максимально широкий круг детей и молодежи. Сложившаяся структура учреждений дополнительного образования в области культуры позволяет организовать эту работу в сфере музыкального, изобразительного, хореографического и театрального искусства. Контингент учащихся, обучающихся за счет бюджетных средств, насчитывает 11869 человек. Доля учащихся детских музыкальных и художественных школ, школ искусств в общем числе учащихся общеобразовательных школ в городе составляет 11,6%.
Одним из ключевых факторов эффективной работы учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры является их обеспеченность высококвалифицированными специалистами.
Профильное образование в учреждениях имеют работники:
в учреждениях культурно-досугового типа - 92%;
в общедоступных библиотеках библиотечное образование - 27%
в музеях - 99%;
в учреждениях дополнительного образования детей - 100%.
В настоящее время существует проблема старения кадров, слабо обновляется кадровый состав за счет молодых специалистов.
В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий, которые в корне трансформировали культурную жизнь в городе, в первую очередь молодого поколения.
В городе Нижнем Новгороде растет число развлекательных учреждений, находящихся в частной собственности, что позволяет жителям города выбирать место и форму проведения личного досуга за определенную плату. Нарастание мероприятий, основанных на зрелищности, не требующих напряжения умственных способностей значительно разрушает ценность и особенности многовековой культуры народа России.
Муниципальные учреждения, через систему которых осуществляется сохранение и развитие отрасли культуры, значительно уступают коммерческим организациям в сфере комфорта и современной технической оснащенности при предоставлении услуг населению.
Общее количество объектов, в которых располагаются учреждения - 182 помещения, из них на праве оперативного управления - 175, арендованных - 7.
Из общего количества помещений типовых, отвечающих профилю учреждения - 29 объектов. Остальные учреждения и их филиалы располагаются в 154 приспособленных помещениях.
Анализ состояния материально-технической базы свидетельствует о том, что продолжается тенденция ухудшения физического состояния зданий, в которых располагаются учреждения культуры. Ежегодно растет число зданий в неудовлетворительном состоянии.
Высокая степень изношенности сетей теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения, несоответствие современным требованиям и отсутствие систем пожарной сигнализации и другого оборудования, привело к тому, что на сегодняшний день учреждения культурно-досугового типа представляют собой одну из наименее защищенных категорий объектов с массовым пребыванием людей.