I. Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
1. Основные направления
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, включает в себя:
реализацию областной целевой "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области детей в возрасте 3 - 7 лет на 2013 - 2015 годы и на период до 2023 года", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19 сентября 2012 года № 646, по следующим направлениям: использование ресурсов существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее - МДОУ); капитальный ремонт существующих МДОУ; капитальный ремонт пустующих зданий образовательных учреждений; возврат и капитальный ремонт ранее переданных зданий МДОУ; создание и капитальный ремонт МДОУ на базе школ; создание семейных детских садов; строительство новых зданий МДОУ;
создание условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования на основе рекомендаций, разработанных Минобрнауки РФ.
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:
внедрение в рамках своей компетенции федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
внедрение в рамках своей компетенции системы оценки качества дошкольного образования.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р) включает в себя:
внедрение в рамках своей компетенции механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования, внедрение в рамках своей компетенции механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования на основе рекомендаций, разработанных Минобрнауки РФ;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
2. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, предусматривает обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет снижения стоимости создания одного места в дошкольной образовательной организации путем увеличения мощности действующих детских садов, использования современных экономичных типовых проектов зданий дошкольных образовательных организаций, реализованных в Нижегородской области, для повторного применения и за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Обеспечение качества услуг дошкольного образования предусматривает:
обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;
введение оценки деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании.
3. Основные количественные характеристики системы дошкольного образования
Наименование показателя | Единица измерения | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Численность | тыс.чел | 94219 | 93663 | 93786 | 93998 | 94029 | 93780 | 93980 |
Численность воспитанников в дошкольных образовательных организаций от 1 года до 7 лет | тыс.чел | 58551 из них: 57956- муниципальных; 411- негосударственных; 184-ведомственных | 61353 из них: 60580 - муниципальных; 589- негосударственных; 184-ведомственных | 64469 из них: 63680 - муниципальных; 609- негосударственных; 180- ведомственных | 65278 из них: 64469 - муниципальных; 629- негосударственных; 180- ведомственных | 66108 из них: 65278 - муниципальных; 650- негосударственных; 180- ведомственных | 66938 из них: 66108 - муниципальных; 650- негосударственных; 180- ведомственных | 67768 из них: 66938 - муниципальных; 650- негосударственных; 180- ведомственных |
Охват детей дошкольным образованием от 1 года до 7 лет (по возрастам) | % | 87 | 87 | 87 | 87 | 88 | 88 | 90 |
Охват детей программами дошкольного образования (с учетом численности детей в возрасте 1 -6 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в школе | % | 85 | 85 | 86 | 86 | 87 | 87 | 88 |
Численность детей, поставленных на учет для получения дошкольного образования | тыс. | 23269 | 22887 | 25681 | 22441 | 13140 | - | - |
Для детей от рождения до 3-х лет | тыс. | 13493 | 14889 | 17122 | 16441 | 13140 | - | - |
Для детей от 3 - 7 лет | тыс. | 9776 | 7998 | 8559 | 6000 | - | - | - |
Потребность в увеличении числа мест в дошкольных образовательных организациях | мест | 2287 | 4388 | 1860 | 1245 | - | - | - |
Инструменты сокращения очереди в дошкольные образовательные организации (ежегодно) - количество мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации "Дорожной карты" всего, в том числе: | 2287 | 4388 | 1860 | 1224 | 21 | - | - | |
За счет увеличения числа мест в группах кратковременного пребывания | мест | 416 | 122 | - | - | - | - | - |
За счет расширения альтернативных форм дошкольного образования (создание семейных детских садов) | мест | 90 | - | - | - | - | - | - |
За счет вновь создаваемых мест в дошкольных образовательных организациях - всего | мест | |
|
|
| - | - | Всего: |
за счет строительства | мест | 670 | 675 | 1280 | 855 | - | - | Всего: 16ДОУ (3480мест) |
за счет создания дополнительных мест в функционирующих дошкольных образовательных организациях (капитальный ремонт (далее - капремонт) | - | - | - | - | - | - | Всего: (290 мест) | |
за счет возврата и капремонта ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций, пустующих зданий | мест | 410 | 1030 | 350 | 220 | 110 | 110 | Всего: |
за счет использования имеющихся резервов (увеличение количества мест в МДОУ в соответствии с действующими санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях и перерасчета площадей помещений групповых ячеек существующих МДОУ по нормативу 2 кв.м. на ребенка 3-7 лет) | - | 1673 | 60 | - | - | - | Всего: | |
создание и капремонт МДОУ на базе школ | мест | - | 150 | - | - | - | - | - |
за счет развития негосударственного дошкольного образования | мест | 411 | 178 | 20 | 29 | 21 | - | - |
Места, введенные с 1 января 2012 года (накопленным итогом): | мест | 1871-муниципальные 90- семейные группы 416 -кратковременного пребывания 411- негосударственные | 4342 - муниципальные 150 МОУ СОШ 122- кратковременного пребывания 178 - негосударственные | 2195 - муниципальные 20- негосударственные | 1140- муниципальные 29 - негосударственные | 21- негосударственные | - | - |
за счет строительства | мест | 670 | 675 | 1180 | 900 | - | - | - |
за счет создания дополнительных мест в функционирующих дошкольных образовательных организациях (капремонт) | мест | - | - | - | - | - | - | - |
за счет возврата и капремонта ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций, пустующих зданий | мест | 410 | 1030 | 450 | 220 | - | - | - |
за счет использования имеющихся резервов | мест | - | 1673 | 60 | - | - | - | - |
создание семейных детских садов | 90 | |||||||
создание и капремонт МДОУ на базе школ | 150 | - | - | - | - | - | ||
за счет развития негосударственного сектора | 411 | 178 | 20 | 29 | 21 | - | - | |
за счет увеличения числа мест в группах кратковременного пребывания | мест | 416 | 122 | - | - | - | - | - |
Численность других категорий работников дошкольного образования | тыс.чел | 6838 | 7270 | 345 | 184 | - | - | - |
Численность педагогических работников дошкольного образования | человек | 5338 | 5915 | 6155 | 6331 | 6330 | 6330 | 6330 |
Число воспитанников в расчете на 1 педагогического работника | человек | 11,05 | 10,40 | 10,47 | 10,31 | 10,44 | 10,57 | 10,71 |
Доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, которым при прохождении аттестации в соответствующем году присвоена первая или высшая категория | % | 74,0 | 74,4 | 74,8 | 74,9 | 75,3 | 75,5 | 75,9 |
4. Основные мероприятия
Ответственные исполнители | Сроки реализации | Показатели | ||
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации | ||||
1. | Участие в реализации областной целевой программы «Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области в возрасте 3 -7 лет на 2013-2015 годы и на период до 2023г», утвержденной постановлением правительства Нижегородской области от 19 сентября 2012 № 646. | Департамент образования, органы, осуществляющие управление в сфере образования администраций районов | 2013 -2015 годы | отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе |
1.1. | Подписание соглашений о предоставлении субсидий администрации города на выполнение мероприятий в рамках областной целевой программы «Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области в возрасте 3 -7 лет на 2013-2015 годы и на период до 2023г» | Департамент образования | 2013 - 2015 годы | |
1.2. | Мониторинг и оценка эффективности реализации областной целевой программы «Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области в возрасте 3 -7 лет на 2013-2015 годы и на период до 2023 года». | Департамент образования | 2013 - 2015 годы | |
1.3. | Мониторинг и оценка эффективности реализации областной целевой программы «Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области в возрасте 3 -7 лет на 2013-2015 годы и на период до 2023г». | Департамент образования | 2013 - 2015 годы | |
2. | Создание дополнительных мест в муниципальных образовательных организациях различных типов, а также вариативных форм дошкольного образования | Департамент образования, органы, осуществляющие управление в сфере образования администраций районов | Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе | |
2.1. | Продолжение работы по разработке современных экономичных типовых проектов зданий дошкольных образовательных организаций. | Департамент образования, органы, осуществляющие управление в сфере образования администраций районов, департамент строительства | 2013 - 2014 годы | |
2.2. | Продолжение работы по строительству современных зданий дошкольных образовательных организаций, реконструкция функционирующих организаций, возврат и реконструкция ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций | Департамент образования, органы, осуществляющие управление в сфере образования администраций районов, департамент строительства | 2013 - 2015 годы | До 2015 г.: будет построено -16 учреждений (2755 мест); выполнен капитальный ремонт в 17 организациях (2120 мест) |
3. | Обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения: | |||
3.1. | Выполнение регулирующих документов (требований санитарных, строительных норм, пожарной безопасности и др.) для обеспечения условий для развития разных форм дошкольного образования | Департамент образования, органы, осуществляющие управление в сфере образования администраций районов | 2013 - 2015 годы | Проведение обучающих семинаров по применению обновленных регулирующих документов Проведение мониторинга по выявленным нарушениям предписаний надзорных органов |
3.2. | Мониторинг и анализ предписаний надзорных органов с целью обеспечения минимизации регулирующих требований к организации дошкольного образования при сохранении качества услуг и безопасности условий их предоставления | Департамент образования, органы, осуществляющие управление в сфере образования администраций районов | 2014 - 2018 годы | |
3.3. | Реализация комплекса мер | |||
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования | ||||
4. | Организация в рамках своей компетенции работы по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Разработка мероприятий по актуализации (разработке) образовательных организаций в соответствии со стандартами дошкольного образования. | Департамент образования, с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогических работников дошкольных образовательных организаций | 2013 - 2016 годы | План мероприятий по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, утвержденный приказом департамента образования. Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе |
5. | Кадровое обеспечение системы дошкольного образования: | Департамент образования; ГБОУ ДПО «НИРО», ГБОУ СПО НПК (по согласованию), органы, осуществляющие управление в сфере образования администраций районов, с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования | 2013-2018 годы | |
5.1. | Реализация программных мероприятий, направленных на переподготовку педагогических кадров системы дошкольного образования на базе ГБОУ ДПО «НИРО» и ресурсного центра профессионального образования в ГБОУ СПО «Нижегородский педагогический колледж им. К.Д.Ушинского» | Департамент образования; ГБОУ ДПО «НИРО», ГБОУ СПО НПК (по согласованию), органы, осуществляющие управление в сфере образования администраций районов, с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования | 2013 - 2018 годы | План - график курсовой подготовки работников дошкольного образования города Нижнего Новгорода. 100% педагогических работников дошкольного образования пройдут переподготовку и повышение квалификации с периодичностью 1 раз в три года |
6. | Разработка показателей на основе федеральных рекомендаций эффективности деятельности муниципальных организаций дошкольного образования, их руководителей и основных категорий работников. | Департамент образования, ГБОУ ДПО «НИРО», ГБОУ СПО НПК (по согласованию), органы, осуществляющие управление в сфере образования, с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования | Количество дошкольных учреждений, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций дошкольного образования | |
7. | Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования | Департамент образования с участием руководителей дошкольных образовательных организаций (при условии их участия | 2014-2018 | Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченными программами соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования |
8. | Осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на оплату труда вспомогательного, административно - управленческого персонала. Дифференциация оплаты труда вспомогательного, административно - управленческого персонала, исходя из предельной доли расходов на оплату их туда в общем фонде оплаты труда организации не более 40% | Департамент образования | 2014-2018 | Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании Нижнего Новгорода. Численность воспитанников в расчете на 1 педагогического работника. |
9. | Оптимизация численности по отдельным категориям работников, определенных указами Президента Российской Федерации с учетом увеличения производительности труда и проводимых институциональных изменений. | |||
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании | ||||
10. | Внедрение разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации,механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования: | Департамент образования | Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании Нижегородской области | |
11. | Планирование дополнительных расходов областного и местных бюджетов на повышение оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций в соответствии с Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации | Департамент образования |
| Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании Нижегородской области Составление ежеквартального аналитического отчета о мероприятиях по организации заключения дополнительных соглашений к трудовому договору |
12. | Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта (организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах , публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и других мероприятий | Департамент образования, органы, осуществляющие управление в сфере образования администраций районов | 2014- 2018 годы | Проведение семинаров по вопросам введения эффективного контракта. |
5. Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования,
соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
Единица измерения | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Результаты | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 -7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 -7 лет, обучающихся в школе | проценты | 85 | 90 | 100 | 100 | 100 | 100 | всем детям в возрасте от 3 до 7 лет будет предоставлена возможность получения дошкольного образования |
2. | Удельный вес численности дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общем числе дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования | проценты | - | 5 | 30 | 60 | 100 | 100 | во всех дошкольных образовательных организациях будут реализоваться образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования |
3. | Удельный вес численности воспитанников дошкольного возраста, посещающих негосударственные организации дошкольного образования, предоставляющих услуги дошкольного образования, в общей численности детей, посещающих образовательные организации дошкольного образования | процентов | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | В 2015 году всем детям в возрасте от 3 до 7 лет будет предоставлена возможность получения дошкольного образования |
4. | Повышение доли педагогических и руководящих работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, прошедших в течение последних 3-х лет повышение квалификации или иную профессиональную подготовку, во общей численности педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций до 100 % к 2016 году. | процентов | 33 | 33 | 34 | 33 | 33 | 34 | 100% педагогических работников дошкольного образования пройдут переподготовку и повышение квалификации с периодичностью в три года. |
5. | Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании Нижегородской области | процентов | 101,3 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций будет соответствовать средней заработной плате в сфере общего образования Нижегородской области, повысится качество кадрового состава дошкольного образования |