Основной целью демографической политики региона на 2014-2025 годы является стабилизация численности населения области, создание условий для ее дальнейшего роста, а также достижение абсолютного, а затем естественного прироста населения.
В основу демографической политики, проводимой Правительством Нижегородской области, положены следующие принципы:
- единство социального, медицинского, экономического и политического аспектов демографической проблемы;
- комплексность решения демографических задач как результат спланированного воздействия на все составляющие процесса воспроизводства населения (смертность, рождаемость, миграция);
- равноправное участие органов исполнительной и муниципальной власти в формировании и реализации государственной демографической, молодежной и семейной политики, также наличие четкого разграничения полномочий;
- взаимодействие государства, общества и молодой семьи, целостность и непротиворечивость государственной семейной политики;
- дифференцированный подход к различным типам семей, социальная субъективность семьи, социальная преемственность поколений, гуманизм;
- социально-правовая защита и создание достойных условий существования уязвимых категорий граждан (инвалиды; престарелые; дети; лица, страдающие профессиональными заболеваниями);
- баланс интересов мигрантов, пребывающих на территории Нижегородской области и получивших соответствующий правовой статус, с демографическими и социально-экономическими интересами жителей Нижегородской области в части их расселения, обустройства, использования инфраструктуры и трудоустройства;
- концентрация на приоритетах демографической политики.
Основными задачами демографической политики Нижегородской области на указанный период являются:
- создание условий для стабилизации и повышения рождаемости, укрепления репродуктивного здоровья населения, создание условий для безопасного материнства, развитие и укрепление института семьи;
- снижение предотвратимой и преждевременной смертности населения, младенческой и материнской смертности, улучшение состояния здоровья и увеличение продолжительности жизни населения;
- регулирование миграционных потоков и частичного миграционного замещения естественной убыли населения.
Решение задачи по созданию условий для стабилизации и повышения рождаемости, укрепления репродуктивного здоровья населения, создания условий для безопасного материнства, развития и укрепления института семьи включает в себя:
- проведение соответствующей задачам демографического роста экономической и бюджетной политики (создание системы приоритетных вложений бюджета и создание условий частным инвесторам для обеспечения здорового материнства, приоритета здоровой семьи, перспективности и безопасности детства);
- сокращение низкооплачиваемых категорий работающих за счет ежегодного заключения и реализации регионального трехстороннего Соглашения о минимальной заработной плате в Нижегородской области, устанавливающего различные размеры минимальной заработной платы для отраслей бюджетного сектора экономики не ниже МРОТ, установленного Правительством Российской Федерации, и работников организаций внебюджетного сектора экономики;
- ежегодное заключение регионального трехстороннего Соглашения по основным направлениям оплаты труда, устанавливающего заработную плату основной категории персонала предприятий с учетом регионального договорного норматива - бюджет развития семьи;
- увеличение размера реальной заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с 2011 годом в 1,4-1,5 раза к 2018 году за счет реализации мер по выравниванию уровня заработной платы в экономике и в бюджетной сфере;
- снижение численности незанятого населения в трудоспособном возрасте, территориальной дифференциации безработицы, снижение женской безработицы до минимума за счет создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса и самозанятости;
- реализация комплекса мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста;
- обеспечение адресной и эффективной социальной поддержки семей с детьми путем оптимизации системы мер социальной поддержки через введение единого ежемесячного пособия на ребенка;
- снижение уровня и глубины бедности семей, в первую очередь семей с детьми, территориальных контрастов уровня жизни и отраслевой дифференциации доходов, сдерживание процессов имущественного расслоения населения;
- создание единой федеральной и региональной инфраструктуры реализации государственной политики в отношении молодой семьи на основе мониторинга ее социально-экономического положения и репродуктивного поведения, а также проблем и ресурсного потенциала молодой семьи (социальная институционализация государственной политики в отношении молодых семей);
- формирование моделей и механизмов поддержки молодой семьи, в том числе за счет грантовых средств, развитие и поддержка общественных объединений молодых семей, возрождение клубов молодой семьи, пропаганда духовно-нравственных ценностей и семейных традиций, создание новых коммуникационных и просветительских площадок для активных и творческих молодых семей, создание стартовых возможностей для становления благополучной молодой семьи;
- вовлечение муниципальных образований Нижегородской области в разработку и реализацию программ поддержки становления и развития молодых семей, приоритетное их участие в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики на всех уровнях;
- подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;