ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2014 года № 484
Об утверждении Концепции демографического развития
Нижегородской области на 2014-2025 годы
В целях актуализации основных целей демографического развития Нижегородской области в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию демографического развития Нижегородской области на 2014-2025 годы (далее - Концепция).
2. Органам исполнительной власти Нижегородской области принять участие в реализации положений Концепции и руководствоваться ими на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области принять участие в реализации положений Концепции и руководствоваться ими на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения.
4. Признать утратившими силу:
пункт 26 постановления Правительства Нижегородской области от 9 апреля 2009 года № 198 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области и Администрации Нижегородской области".
5. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
ВРИО Губернатора В.П.Шанцев
Концепция
демографического развития Нижегородской области
на 2014-2025 годы
Концепция демографического развития Нижегородской области на 2014-2025 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351.
Концепция представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Нижегородской области по регулированию социально-демографического развития Нижегородской области.
Современная демографическая ситуация в области обусловлена социально-экономической политикой, проводимой в Российской Федерации в последние десятилетия, в значительной мере способствовавшей сдерживанию развития демографического кризиса.
На территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2014 года проживало 3,28 млн. человек, что составляло 2,3% от общего числа жителей России и 11,0% от общего числа жителей Приволжского федерального округа (далее - ПФО). По плотности населения по состоянию на начало 2013 года область занимала 21 место среди регионов России и 4 место в ПФО (43,0 чел. на 1 кв.км). По состоянию на начало 2014 года плотность населения составила 42,8 чел. на 1 кв.км.
Принимаемые Правительством Нижегородской области меры в рамках целого ряда государственных программ, а также в соответствии с:
- планом мероприятий на 2008-2010 годы по реализации Концепции демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства Нижегородской области от 17 июля 2008 года № 1110-р;
- планом мероприятий по реализации в Нижегородской области в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Нижегородской области от 2 июля 2010 года № 1278-р, позволили обеспечить рост количества родившихся, снизить число умерших, сократить естественную убыль населения и существенно замедлить темп снижения численности населения области.
Динамика основных демографических показателей позитивна. В 2013 году по сравнению с 2006 годом:
- рождаемость выросла на 25%;
- смертность снизилась на 19%;
- естественная убыль сократилась на 60%;
- суммарный коэффициент рождаемости увеличился в 1,3 раза.
В 2014 году позитивные тенденции сохраняются.
Вместе с тем численность населения продолжает сокращаться. За 8 лет (по сравнению с 2006 годом) население уменьшилось на 3,8%.
Это обусловлено тем, что с 1990 года в области наблюдается естественная убыль населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. В период с 1990 по 2006 годы число умерших превышало число родившихся более чем в 2 раза. Лишь в 2013 году в связи с ростом уровня рождаемости и снижения уровня смертности данное соотношение снизилось до 1,3 раза.
Начиная с 2006 года в области отмечается рост рождаемости. Уровень рождаемости вырос с 9,1 промилле в 2006 году до 11,8 промилле в 2013 году, а суммарный коэффициент рождаемости - с 1,212 до 1,561 рождений.
Рост общих показателей рождаемости был вызван как благоприятными сдвигами в возрастном составе населения, так и повышением уровня жизни и стабилизацией экономической ситуации в области. Наибольший рост рождаемости отмечается у женщин в возрасте 25-34 лет. Вместе с тем уровень рождаемости пока недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. Ситуация осложняется неуклонным снижением количества женщин фертильного возраста. Так, в 2006 году в области количество женщин 15-49 лет составляло 48,9% от общего количества женщин, а в 2013 году - уже 44,6%.
Динамика рождаемости тесно связана с изменениями института семьи и роли семьи в обществе.
Характерным для последнего десятилетия является стабильное снижение доли рождений у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке. Если в 2006 году каждый 4-ый ребенок был рожден вне официального брака, то в 2012 - уже каждый 5-ый.
Указанные изменения происходят на фоне позитивных тенденций брачности и разводимости. Так, коэффициент разводимости снижен с 5,5 промилле в 2006 году до 4,0 промилле в 2013 году, а коэффициент брачности соответственно возрос с 7,4 до 8,8 промилле.
Невысокий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 2006 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 23,5% от общей численности населения, то в 2013 году - уже 25,8%.
Основные тенденции смертности населения соответствуют общероссийской динамике. С 90-х годов прошлого века она росла и в 2005 году составила 20,0 промилле. С 2006 года наблюдается положительная динамика в изменении показателя смертности населения. Исключение составляет 2010 год, когда из-за пожаров и ухудшения экологической обстановки смертность населения увеличилась. В целом за 8 лет общая смертность снизилась с 19,0 промилле в 2006 году до 15,9 промилле в 2013 году. Однако достигнутый уровень оценивается как высокий.
Важной составляющей показателя общей смертности является смертность населения в трудоспособном возрасте. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80% из них - мужчины. С 2006 года по 2013 год доля трудоспособного населения в общей структуре смертности сократилась с 29,7% до 24,2%, из них доля мужчин трудоспособного возраста снизилась с 81,3% до 80,9%.
Смертность населения в сельской местности выше чем в городской, но оба показателя постепенно снижаются.
За указанный период отмечается снижение смертности от основных причин: от болезней системы кровообращения - на 27,5% (с 1216,6 до 881,7 на 100 тыс.), от новообразований - на 2,5% (с 229,6 до 224,0 на 100 тыс.), от внешних причин - на 68,5% (с 211,7 до 66,6 на 100 тыс.), от туберкулеза - на 65,6% (с 21,8 до 7,5 на 100 тыс.). Материнская смертность сократилась на 56,5% (с 35,4 до 15,4 на 100 тыс. родившихся живыми). Младенческая смертность сократилась на 27% (с 11,5 до 8,4 на 1000 родившихся живыми).
Среди причин смерти значительную долю составляют болезни системы кровообращения, новообразования, внешние причины (случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи), болезни органов дыхания и пищеварения.
По имеющимся данным, 60% общего бремени данных болезней приходится на долю 7 ведущих факторов риска:
- повышенное кровяное давление (35,5%);
- повышенное содержание холестерина в крови (23%);
- курение (17,1%);
- недостаточное потребление фруктов и овощей (12,9%);
- избыточная масса тела (12,5%);
- алкоголь (11,9%);
- малоподвижный образ жизни (9%).
Медленные изменения показателей демографического развития Нижегородской области свидетельствуют о недостаточности мер по пропаганде, выявлению и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний, диагностике и лечению неинфекционных заболеваний на ранних стадиях их развития для профилактики развития.
Кроме того, не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).
Наряду с естественным движением населения другим важным фактором сохранения численности населения является миграция.
Нижегородская область имеет устойчивый миграционный прирост, однако его динамика далеко не однозначна. На миграционную активность влияют социально-экономические и политические процессы, протекающие в обществе, состояние рынка труда области. Так, в 2013 году произошел спад миграционного прироста, но по сравнению с 2006 годом отмечен небольшой прирост. Естественная убыль компенсирована в 2013 году миграционным приростом на 37,4%.
Достигнутая на сегодняшний день демографическая ситуация требует своевременного реагирования на протекающие процессы, дальнейшего прогнозирования с учетом достигнутых результатов и перспективных целей.
Основной целью демографической политики региона на 2014-2025 годы является стабилизация численности населения области, создание условий для ее дальнейшего роста, а также достижение абсолютного, а затем естественного прироста населения.
В основу демографической политики, проводимой Правительством Нижегородской области, положены следующие принципы:
- единство социального, медицинского, экономического и политического аспектов демографической проблемы;
- комплексность решения демографических задач как результат спланированного воздействия на все составляющие процесса воспроизводства населения (смертность, рождаемость, миграция);
- равноправное участие органов исполнительной и муниципальной власти в формировании и реализации государственной демографической, молодежной и семейной политики, также наличие четкого разграничения полномочий;
- взаимодействие государства, общества и молодой семьи, целостность и непротиворечивость государственной семейной политики;
- дифференцированный подход к различным типам семей, социальная субъективность семьи, социальная преемственность поколений, гуманизм;
- социально-правовая защита и создание достойных условий существования уязвимых категорий граждан (инвалиды; престарелые; дети; лица, страдающие профессиональными заболеваниями);
- баланс интересов мигрантов, пребывающих на территории Нижегородской области и получивших соответствующий правовой статус, с демографическими и социально-экономическими интересами жителей Нижегородской области в части их расселения, обустройства, использования инфраструктуры и трудоустройства;
- концентрация на приоритетах демографической политики.
Основными задачами демографической политики Нижегородской области на указанный период являются:
- создание условий для стабилизации и повышения рождаемости, укрепления репродуктивного здоровья населения, создание условий для безопасного материнства, развитие и укрепление института семьи;
- снижение предотвратимой и преждевременной смертности населения, младенческой и материнской смертности, улучшение состояния здоровья и увеличение продолжительности жизни населения;
- регулирование миграционных потоков и частичного миграционного замещения естественной убыли населения.
Решение задачи по созданию условий для стабилизации и повышения рождаемости, укрепления репродуктивного здоровья населения, создания условий для безопасного материнства, развития и укрепления института семьи включает в себя:
- проведение соответствующей задачам демографического роста экономической и бюджетной политики (создание системы приоритетных вложений бюджета и создание условий частным инвесторам для обеспечения здорового материнства, приоритета здоровой семьи, перспективности и безопасности детства);
- сокращение низкооплачиваемых категорий работающих за счет ежегодного заключения и реализации регионального трехстороннего Соглашения о минимальной заработной плате в Нижегородской области, устанавливающего различные размеры минимальной заработной платы для отраслей бюджетного сектора экономики не ниже МРОТ, установленного Правительством Российской Федерации, и работников организаций внебюджетного сектора экономики;
- ежегодное заключение регионального трехстороннего Соглашения по основным направлениям оплаты труда, устанавливающего заработную плату основной категории персонала предприятий с учетом регионального договорного норматива - бюджет развития семьи;
- увеличение размера реальной заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с 2011 годом в 1,4-1,5 раза к 2018 году за счет реализации мер по выравниванию уровня заработной платы в экономике и в бюджетной сфере;
- снижение численности незанятого населения в трудоспособном возрасте, территориальной дифференциации безработицы, снижение женской безработицы до минимума за счет создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса и самозанятости;
- реализация комплекса мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста;
- обеспечение адресной и эффективной социальной поддержки семей с детьми путем оптимизации системы мер социальной поддержки через введение единого ежемесячного пособия на ребенка;
- снижение уровня и глубины бедности семей, в первую очередь семей с детьми, территориальных контрастов уровня жизни и отраслевой дифференциации доходов, сдерживание процессов имущественного расслоения населения;
- создание единой федеральной и региональной инфраструктуры реализации государственной политики в отношении молодой семьи на основе мониторинга ее социально-экономического положения и репродуктивного поведения, а также проблем и ресурсного потенциала молодой семьи (социальная институционализация государственной политики в отношении молодых семей);
- формирование моделей и механизмов поддержки молодой семьи, в том числе за счет грантовых средств, развитие и поддержка общественных объединений молодых семей, возрождение клубов молодой семьи, пропаганда духовно-нравственных ценностей и семейных традиций, создание новых коммуникационных и просветительских площадок для активных и творческих молодых семей, создание стартовых возможностей для становления благополучной молодой семьи;
- вовлечение муниципальных образований Нижегородской области в разработку и реализацию программ поддержки становления и развития молодых семей, приоритетное их участие в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики на всех уровнях;
- подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;
- повышение к 2020 году уровня обеспечения населения жильем до 34,5 кв. м на человека;
- предоставление до 2020 года доступного и комфортного жилья 60% российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия;
- достижение в 2020 году доли земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, в размере 87% от общего количества земельных участков, необходимых для бесплатного предоставления в целях индивидуального жилищного строительства в Нижегородской области поставленным на учет многодетным семьям;
- достижение в 2020 году доли земельных участков, обеспеченных дорожной инфраструктурой, в размере 80% от общего количества земельных участков, необходимых для бесплатного предоставления в целях индивидуального жилищного строительства в Нижегородской области поставленным на учет многодетным семьям;
- увеличение строительства дошкольных образовательных организаций;
- развитие альтернативных форм дошкольного образования (групп кратковременного, круглосуточного пребывания и т.д.);
- выплата родителям компенсации части затрат за уход и присмотр за ребенком в дошкольных образовательных организациях;
- организация и увеличение числа служб психологического консультирования лиц, подающих заявления на регистрацию брака, по различным вопросам семейной жизни с целью корректировки возможных нарушений супружеских отношений и предотвращения разводов;