3.4.2.1. Характеристика текущего состояния
Эффективное развитие транспортной системы Нижнего Новгорода является необходимым условием повышения экономического потенциала, а также комфорта и качества жизни населения города. В решении социально-экономических задач развития города одно из ключевых мест занимает Нижегородский метрополитен.
Рост количества легкового индивидуального транспорта в Нижнем Новгороде приводит к увеличению транспортных потоков на улично-дорожной сети города и возникновению заторов движения.
Ввод в эксплуатацию в 2012 году станции метро "Горьковская", участка метрополитена от станции "Московская" до станции "Горьковская" и совмещенного метромоста связал заречную и нагорную части города линией метро, в результате чего резко возросла доля пассажироперевозок, осуществляемых метрополитеном, снизилась его убыточность, была обеспечена возможность быстрой и комфортной доставки пассажиров в административно-культурный центр города из спальных и промышленных районов заречной части города вне зависимости от ситуации на автодорогах.
Тем не менее, действующие на сегодняшний день в Нижнем Новгороде две линии метрополитена протяженностью 22,0 км и включающие в себя 15 станций, не обеспечивают потребность населения в высокоскоростных перевозках.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 24.08.2022 N 666)
В связи с избранием Нижнего Новгорода для проведения матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году перед регионом поставлены масштабные задачи по развитию транспортной инфраструктуры. В целях обеспечения надежной связи заречной (в первую очередь микрорайона "Мещерское озеро") и нагорной частей города во время проведения игр чемпионата мира по футболу 2018 года запланировано строительство участка линии метро "Продление Сормовско-Мещерской линии метрополитена в Нижнем Новгороде от ст. "Московская" до ст. "Волга" 1 этап - Продление линии метрополитена от станции "Московская" до станции "Стрелка", г. Нижний Новгород". Расположение станции "Стрелка" в шаговой доступности стадиона обеспечит быструю и комфортную доставку болельщиков как с железнодорожного вокзала, так и из других районов города. Данная линия соединит "спальный" район "Мещерское озеро" с другими частями города, что обеспечит прирост пассажиропотока метрополитена до 25%.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 27.03.2015 N 163)
Нагорная часть, в которой проживает треть населения города, является как деловым, так и культурным центром Нижнего Новгорода. Наличие только одной станции метрополитена в нагорной части города сдерживает социально-экономическое развитие города Нижнего Новгорода. В связи с этим наиболее перспективным направлением развития транспортной системы города является расширение сети метрополитена и пуск второго участка линии метро в нагорной части города (продление Автозаводской линии) со станциями "Оперный театр" и "Сенная".
Расположение пересадочной станции "Оперный театр" в непосредственной близости от сети гостиниц и отелей обеспечит комфортное перемещение многочисленных гостей города от мест временного проживания до стадиона и железнодорожного вокзала, а также удобную транспортную доступность исторической части города (Кремль и площадь Минина) жителям всех районов города. Станция "Оперный театр" будет в данном случае основным транспортным узлом для перевозки горожан и многочисленных гостей города.
Планируемое расположение станции "Сенной" в шаговой доступности от автовокзала и канатной дороги через р. Волгу даст возможность быстро и комфортабельно передвигаться, используя линии метрополитена, жителям городского округа города Бор и приезжающим с Казанского, Ульяновского, Самарского и Саратовского направлений.
Расширение сети метрополитена в наиболее востребованных направлениях позволит улучшить связь между заречной и нагорной частями города Нижнего Новгорода, значительно сократить время и повысить комфортность передвижения горожан и гостей города, а также частично разгрузить дорожную сеть от уличных видов транспорта.
Ввод в эксплуатацию участка Сормовско-Мещерской линии метрополитена от станции "Московская" до станции "Стрелка" увеличит пассажиропоток Нижегородского метрополитена на 25% к уровню 2013 года, а с вводом в эксплуатацию участка Автозаводской линии от станции "Горьковская" до станции "Сенная" - на 114,9% к уровню 2013 года и обеспечит рентабельность муниципального предприятия "Нижегородское метро".
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 16.12.2021 N 1175)
Поскольку реализация Программы рассчитана до 2026 года, Подпрограммой предусмотрены пуск участка линии метро "Продление Сормовско-Мещерской линии метрополитена в Нижнем Новгороде от ст. "Московская" до ст. "Волга" 1 этап - Продление линии метрополитена от станции "Московская" до станции "Стрелка", г. Нижний Новгород" и начало строительства объекта "Продление Автозаводской линии метрополитена в г. Нижнем Новгороде от ст. "Горьковская" до ст. "Сенная".