Действующий

Об утверждении государственной программы "Развитие транспортной системы Нижегородской области" (с изменениями на 31 декабря 2023 года)


2.10. Анализ рисков реализации государственной Программы


Программа представляет собой систему мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере развития транспортной системы Нижегородской области.


Реализация Программы сопряжена с рядом макроэкономических, социальных, финансовых и иных рисков, которые могут привести к несвоевременному или неполному решению задач Программы, нерациональному использованию ресурсов, другим негативным последствиям. К таким рискам следует отнести макроэкономические риски, связанные с нестабильностью экономики, в том числе с колебаниями цен на энергоносители. Влияние негативных последствий мирового финансового кризиса в 2011 - 2013 годах привело к вынужденному изменению приоритетов финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, а также замедлению перехода на финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения по нормативам затрат, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 2 августа 2010 года N 461 "О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и правилах их расчета". Концентрация средств на завершение ранее начатых объектов и исключение большей части вновь начинаемых объектов реконструкции и строительства привели к резкому уменьшению технологических заделов на строительстве и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений, снижению объемов ввода объектов в эксплуатацию в 2011 - 2013 годах, незапланированному увеличению транспортной нагрузки на автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, увеличению потребности финансирования капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог. Риск дальнейшего воздействия этих негативных факторов, недостаточность количества вновь начинаемых объектов реконструкции и темпов восстановления технологических заделов на строительстве и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений при разработке адресной инвестиционной Программы на очередной год и плановый период может привести к дальнейшему замедлению роста объемов капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог и связанного с этим приведения транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети в нормативное состояние.


К числу макроэкономических рисков также следует отнести изменение конъюнктуры на внутренних и внешних рынках сырья, строительных материалов и техники, рынках рабочей силы, колебания цен в экономике. Связанное с колебаниями цен на строительные материалы возможное снижение объемов производства и предложения на рынке строительных материалов может привести к их дефициту и замедлению темпов реализации мероприятий Программы в области ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, строительства и реконструкции автомобильных дорог в регионе. Вместе с тем, увеличение объемов реализации мероприятий Программы, в первую очередь в области содержания и ремонта автомобильных дорог, может обеспечить дополнительную занятость лиц, потерявших работу в других отраслях экономики и не имеющих специальной квалификации.


Реализация Программы сопряжена с законодательными рисками. Эффективная и динамичная реализация мероприятий Программы во многом будет зависеть от совершенствования нормативной правовой базы в сфере Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд.


Реализация Программы сопряжена с природными и техногенными рисками. В связи с отставанием темпов приведения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в соответствие с нормативными требованиями от увеличения объемов обслуживаемых транспортных потоков усиливается негативное влияние на состояние дорог, не зависящих от деятельности органов управления дорожным хозяйством, опасных природных процессов и техногенных факторов. Масштаб воздействия этих процессов и факторов может увеличиваться в связи с деградацией дорожных конструкций из-за увеличения транспортной нагрузки. Для ликвидации последствий этих воздействий потребуются дополнительные капитальные вложения, которые не могут быть запланированы заранее, что приведет к отвлечению средств с других объектов и мероприятий Программы.


Достижение показателей Программы в значительной степени зависит от стабильности положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся ставок акцизов на автомобильное топливо и транспортного налога, являющихся источниками формирования дорожных фондов. Снижение ставок и доли акцизов в цене автомобильного топлива будет вести к уменьшению доходов дорожных фондов и уменьшению в связи с этим объемов дорожных работ при одновременном повышении привлекательности автомобильного транспорта для грузовладельцев по сравнению с другими видами транспорта, увеличении нагрузки на автомобильные дороги и увеличении потребности в расходах на их содержание и ремонт.


Управление рисками при реализации Программы и минимизация их негативных последствий при выполнении Программы будет осуществляться на основе оперативного и среднесрочного планирования работ.


Система управления реализацией Программы предусматривает следующие меры, направленные на управление рисками:


оптимизация распределения конкретных рисков между исполнителями Программы с учетом их реальных возможностей по управлению соответствующими рисками;


использование принципа гибкости ресурсного обеспечения при планировании мероприятий, своевременной корректировки планов и Программ для обеспечения наиболее эффективного использования выделенных ресурсов;


применение вариантного подхода при планировании мероприятий;


периодическая корректировка состава Программных мероприятий и показателей с учетом достигнутых результатов и текущих условий реализации Программы.