Действующий

Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Развитие образования Нижегородской области" (с изменениями на 1 марта 2024 года)



1.5. Система оценки качества образования


В последние годы происходит становление региональной системы оценки качества образования. Она призвана стать важнейшим компонентом системы образования Нижегородской области. Региональная система оценки качества образования формируется как многофункциональная система, включающая:


государственную регламентацию образовательной деятельности (лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в области образования);


государственные итоговые аттестационные процедуры;


механизмы внутренней и внешней оценки качества образования;


международные, всероссийские, региональные, муниципальные мониторинговые исследования.


Система оценки качества должна опираться не только на централизованные проверки и контроль, но и на открытость, прозрачность всей системы образования и отдельных организаций. Введение различных инструментов и процедур оценки качества на всех уровнях образования должно сопровождаться повышением информационной прозрачности деятельности системы образования, развитием механизмов обратной связи на основе унифицированных запросов.


Качество образования становится основной характеристикой деятельности образовательных организаций и важнейшим источником информации о том, как реализуются потребности заинтересованных сторон: граждан, общества, государства.


Развитие форм и содержания оценки качества приведет к росту информации о системе образования и, как следствие, к обострению проблемы адекватного использования этой информации для принятия управленческих решений. Для этого необходимы новые подходы к исследованиям и аналитике на основе собираемой в региональной системе оценки качества образования информации. Развитие региональной системы оценки качества образования не должно привести к росту контроля и бюрократии в системе образования. Этот риск может стать серьезной проблемой при использовании данных для улучшения работы организаций образования.


Необходимо отметить, что вовлеченность семей и местного сообщества в образование - важнейший ресурс его функционирования и развития. Необходимо обеспечить формирование механизмов общественного участия в управлении образовательными организациями.


Принципиальные изменения в системе оценки качества образования и изменения прозрачности системы образования будут происходить в следующих направлениях:


формирование современной и сбалансированной региональной системы оценки качества образования, включающей в себя, прежде всего, мониторинговые обследования обучения и социализации обучающихся, процедуры оценки результатов образования;


введение инструментов оценки и учета разнообразных индивидуальных образовательных достижений обучающихся, направленных на повышение качества образования;


введение на уровне образовательных организаций прозрачных процедур внутренней оценки (самообследования) для управления качеством образования;


внедрение механизмов внешней независимой системы оценки качества работы образовательных организаций с участием общественности и работодателей;