Действующий

О внесении изменений в Государственную программу "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274


Общая характеристика сферы реализации Программы


Распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний характеризуется следующими показателями: показатель курящих в Нижегородской области: взрослые - 51%, дети в возрасте 11-17 лет - 36% (РФ - 34%). 8 516 детей состоит на учете как потребители наркотических и психотропных веществ. До 18 лет начинают курить свыше 80% юношей и 50% девушек.

По итогам 2011 года, распространенность ожирения у населения составляет 4,31 на 1000, в том числе: 8,6 на 1000 у детей 0-14 лет (0,9%), 14,9 на 1000 у подростков 15-18 лет (1,5%), 3,25 на 1000 у лиц старше 18 лет (0,3%).

По данным центров здоровья Нижегородской области из числа обратившихся взрослых граждан 63% имеют избыточную массу тела.

Несмотря на проводимую Правительством Нижегородской области работу, только 19,4% жителей области регулярно занимаются физкультурой и спортом.

Сеть медицинских учреждений, участвующих в программе государственных гарантий, сформирована с учетом 3-уровневой системы оказания медицинской помощи.

На 01.01.2013 медицинскую помощь оказывает 209 медицинских организаций, из них 173 государственных учреждения (110 больниц, 3 госпиталя, 10 диспансеров, 8 родильных домов, 29 поликлиник, 4 женских консультации, 1 станция скорой медицинской помощи, 8 медицинских центров), 8 федеральных учреждений, 28 частных медицинских организаций.

По итогам 2012 года учреждений 1 уровня, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и первичную стационарную, в том числе, первичную специализированную медицинскую помощь, насчитывалось 147 (71% в структуре медицинских организаций). Медицинские организации 1 уровня включают 64 фельдшерских здравпункта, 59 ФП, 835 ФАП, 94 врачебных амбулаторий, 54 участковые больницы, 123 кабинета врача общей практики, в том числе, 115 - в сельской местности (до норматива необходимо создание еще 32 кабинетов). Впервые создано 114 домовых хозяйств (при норме 103).

Создана служба неотложной помощи при амбулаторно-поликлинических учреждениях, работающая во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи. Однако неотложная помощь не получила должного развития (в 2012 году план выполнен только на 68%).

В Нижегородской области работают 14 взрослых и 7 детских Центров здоровья.

В медицинских организациях 1 уровня открыто 5 отделений и 48 кабинетов профилактики. Однако действующая система кабинетов и отделений профилактики не отвечает требованиям, установленным приказом Минздрава России от 15 мая 2012 года № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", и не может обеспечить необходимые объемы профилактической работы с населением области, в частности выполнение норматива объема для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью.

Планируется увеличение посещений населения с профилактической целью с 27% до 34%, развитие патронажной службы с увеличением активных посещений на 20%.

Планируется проведение диспансеризации 23% граждан определенных групп взрослого населения застрахованных в рамках обязательного медицинского страхования, а также детского населения.

Развитие амбулаторно-поликлинической помощи будет направлено на привлечение частных медицинских организаций, оказывающих данный вид помощи (с 28 до 130).

Предусмотрено расширение лечебной сети для обеспечения доступности медицинской помощи сельскому населению: увеличение количества кабинетов врачей общей практики (со 123 до 155), сохранение сети ФАПов и ФП, расширение сети врачебных амбулаторий (с 94 до 110) на основе реорганизации участковых больниц, использование мобильной центров здоровья (2).

Запланировано расширение сети кабинетов профилактики (с 48 до 229), отделений профилактики (с 5 до 42), центров здоровья (с 21 до 27), проведение диспансеризации и медицинских осмотров.

Для лиц с кризисным состоянием расширение количества кабинетов социально-психологической помощи (с 10 до 21) с "Телефоном доверия".

Предусматривается  увеличение объемов неотложной медицинской помощи до федерального норматива на основе интенсификации работы медицинского персонала, увеличение объемов стационарозамещающей помощи до федерального норматива на основе увеличения количества стационарозамещающих коек.

Запланировано создание межмуниципальных консультативно-диагностических центров первичной специализированной медицинской помощи (12).

Запланированы мероприятия по повышению информированности различных групп населения, в том числе детей и подростков, о вреде активного и пассивного курения табака, о способах его преодоления и формирования в общественном сознании установок о неприемлемости потребления табака в обществе; о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска и доступности продуктов здорового и диетического питания; о необходимости увеличения физической активности, характеристика которых представлена в соответствующей подпрограмме.     

Специализированная, в том числе, высокотехнологичная, медицинская помощь сосредоточена преимущественно в межмуниципальных и региональных специализированных центрах.

Межмуниципальных специализированных центров 2 уровня - 49 (23%). Профили межрайонных центров: перинатальные, сосудистые, травматологические, центры гемодиализа, онкологические, инфекционные, наркологические.

Для лиц с кризисными состояниями и суицидальным поведением открылось 7 кабинетов социально-психологической помощи с "Телефоном доверия" (было 3, стало 10).

Региональных специализированных центров 3 уровня, оказывающих специализированную, в том числе, высокотехнологичную, медицинскую помощь - 13 (6%). Профили: кардиохирургия, сосудистые, нейрохирургия, травматология, токсикология, онкология, фтизиатрия, выхаживание маловесных детей, неонатальная.

К 2020 году планируется увеличение количества медицинских организаций 1 уровня - со 147 до 224 (76%) и увеличение медицинских организаций 2 уровня - с 49 до 51 (17%), преимущественно за счет частных медицинских организаций. Количество медицинских организаций 3 уровня увеличится с 13 до 18 (6%) за счет модернизации государственных больниц и привлечения федеральных медицинских организаций.

Несмотря на то, что показатели смертности от туберкулеза за 12 месяцев 2012 года в Нижегородской области ниже, чем в РФ на 32,7%, распространенность и первичная заболеваемость ниже на 10% и 23% соответственно, эпидемическая ситуация по заболеваемости туберкулезом в Нижегородской области остается напряженной.

Эффективность лечения впервые выявленных больных туберкулезом недостаточна и составляет по критерию прекращения бактериовыделения 70,6% (целевой показатель ВОЗ - 85%).

Охват населения профилактическими осмотрами сохраняется на низком уровне (59,1% при 70% в РФ), что требует принятия действенных мер.

Первичная множественная лекарственная устойчивость микобактерий туберкулеза в Нижегородской области составляет 22,1% (рост показателя за последние пять лет - в 1,7 раза).