ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 года № 997
(с изменениями на 16 сентября 2014 года)
_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 21 февраля 2020 года № 160
_______________________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 16.09.2014 № 640
-----------------------------------------------------------------------
В целях исполнения поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2012 года и в целях внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Нижегородской области до 2025 года.
2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Н.В.Казачкову.
Губернатор В.П.Шанцев
Инвестиционная стратегия
Нижегородской области до 2025 года
(в ред. постановления Правительства области от 16.09.2014 № 640)
РЕЗЮМЕ | 3 |
1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ | 5 |
2. ОБЗОР (АНАЛИЗ) ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА | 6 |
2.1. Оценка стратегически значимых характеристик экономики Нижегородской области | 6 |
2.2. Оценка инвестиционной привлекательности | 8 |
2.3. Анализ рынка инвестиций | 10 |
2.4. Основные рынки инвестиций | 12 |
2.5. Оценка рисков развития | 17 |
2.6. SWOT-анализ (часть 1-я). Оценка конкурентных преимуществ и слабых сторон Нижегородской области | 18 |
3. СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ СТРАТЕГИИ | 21 |
3.1. Структура Целей и основных целевых показателей | 21 |
3.2. Технологии опережающего развития и планируемые проекты | 24 |
3.3. SWOT-анализ (часть 2-я). Варианты инвестиционной стратегии | 25 |
3.4. Базовая инвестиционная стратегия | 28 |
3.5. Инвестиционные приоритеты | 28 |
4. СИСТЕМА СТИМУЛОВ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ | 33 |
4.1. Пакет стимулов | 33 |
4.2. Модель стимулов для инвесторов в Нижегородской области | 33 |
4.3. Дифференцированные подходы к применению стимулов | 36 |
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕХАНИЗМАМ РЕАЛИЗАЦИИ | 39 |
5.1. Мероприятия | 39 |
5.2. Ресурсное обеспечение | 40 |
5.3. Управление реализаций и мониторинг | 42 |
СВОДНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ | 44 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 45 |
Резюме
Инвестиционная стратегия формулирует основные цели, задачи и направления инвестиционной политики Нижегородской области до 2025 года в части развития территорий и отраслей, определяет круг потенциальных инвесторов и механизмы их привлечения.
1. По результатам анализа инвестиционного потенциала Нижегородской области в стратегии:
- предложено при реализации мер по повышению инвестиционной привлекательности Нижегородской области учитывать зональное деление муниципальных образований; для каждой зоны опережающего развития определены приоритетные отрасли, на развитие которых следует обратить особое внимание;
- отмечено, что по итогам аналитического исследования, проведенного агентством "Эксперт РА" в 2012 году, Нижегородская область по совокупному инвестиционному потенциалу занимает 8 место и является одним из наиболее успешных регионов среди субъектов Российской Федерации;
- сделан вывод о ежегодной положительной динамике роста доверия к Нижегородской области со стороны инвесторов;
- отмечено, что Нижегородская область является одним из лидеров по формированию эффективных законодательных условий инвестиционной деятельности и наличию мощной научно-производственной базы;
- предложена интегрированная оценка конкурентных преимуществ и слабых сторон Нижегородской области с учетом влияния факторов внешней среды (возможности и угрозы) в формате SWОT-анализа.
2. На основе анализа инвестиционного потенциала в стратегии:
- предложена цель инвестиционной стратегии - Эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика Нижегородской области за счет обеспечения благоприятного инвестиционного климата, роста инвестиций в основной капитал области и снижения рисков инвестиционного развития;
- в рамках достижения ключевых целевых ориентиров определены основные задачи и предложена система основных показателей;
- сформирована система основных результатов и сформулирован ключевой результат, на достижение которого направлена стратегия - Сформирован имидж Нижегородской области как открытого региона с благоприятным инвестиционным климатом и низкими инвестиционными рисками;
- представлено описание вариантов инвестиционной стратегии на основе интегрированного SWОT-анализа с рекомендацией по этапам ее реализации;
- предложена базовая инвестиционная стратегия, на первом этапе предполагающая реализацию реалистического сценария, ориентированного на создание инфраструктуры и повышение производительности труда, а на втором этапе - оптимистического сценария, ориентированного, в первую очередь, на развитие и эффективное использование научно-инновационного потенциала Нижегородской области;
- предложено два этапа реализации инвестиционной стратегии - Ключевым элементом первого этапа реализации стратегии является проведение ЧМ по футболу 2018 года, и реализация ряда инфраструктурных проектов;
- выделены инвестиционные приоритеты в территориальном и отраслевом разрезах;
- сформированы системообразующие проекты инновационной системы Нижегородской области (второй этап стратегии):
= Нижегородский биомедицинский кластер
= Саровский инновационный кластер
= Нижегородский IT-кластер
= НОЦ "Нанотехнологии" ННГУ и ИФМ РАН, другие проекты в сфере наносистем и нанотехнологий
= Проекты ИПФ РАН и ННГУ в сфере сверхмощных лазеров и лазерных систем
= Проекты ННГУ и других организаций в сфере рационального природопользования
= Инфраструктурные проекты развития инноваций
3. Для успешной реализации разработанной стратегии предложены:
- система показателей для оценки выполнения целей стратегии;
- система стимулов для инвесторов (пакет, модель, дифференцированные подходы к применению стимулов);
- механизмы реализации стратегии, включая создание АНО "Агентство развития Нижегородской области (АРНО)";
- управление реализацией и мониторинг.
4. В приложениях к стратегии представлены:
- основные показатели социально-экономического развития муниципальных образований Нижегородской области и региона в целом;
- рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований и Нижегородской области в целом;
- технологии опережающего развития;
- дополнительная информация по анализу рынка иностранных инвестиций;
- основные потенциальные инвесторы, ключевые инвестиционные проекты Нижегородской области до 2025 года;
- подробный план мероприятий по реализации стратегии и другие материалы.
Инвестиционная стратегия Нижегородской области разработана на период до 2025 года.
Основы для разработки инвестиционной стратегии региона:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
- Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 165-р;
- Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденный решением наблюдательного совета АНО "Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 03.05.2012 протоколом № 2;
- Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 № 127;
- Программа социально-экономического развития Нижегородской области на 2012-2015 годы, утвержденная Законом Нижегородской области от 08.08.2012 № 106-З;
- Комплексный инвестиционный план развития Нижегородской области на период до 2015 года, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 25.01.2012 № 31.
Инвестиционная стратегия формулирует основные цели, задачи и направления инвестиционной политики Нижегородской области до 2025 года в части развития территорий и отраслей, определяет круг потенциальных инвесторов и механизмы их привлечения.
Инвестиционная стратегия является базовым документов для внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты министерств и ведомств Нижегородской области в части, затрагиваемой ею.
2.1. Оценка стратегически значимых характеристик экономики Нижегородской области в 2012 году
Нижегородская область - один из крупнейших регионов европейской части России. По численности населения область находится на 3 месте в Приволжском федеральном округе после республик Башкортостан и Татарстан. Столица региона - г.Нижний Новгород - с населением 1,3 млн. человек (на 1 января 2013 года) является одним из 15 городов-миллионников и по численности населения входит в пятерку лидеров. Уровень экономической активности населения в 2012 году составил 71,4%
Уровень официально зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению) составил в конце 2012 года 0,6%, уровень общей безработицы (в соответствии с методологией МОТ) 5,4%. Оба показателя имеют тенденцию снижения.
После кризиса 2008 года в регионе наблюдается устойчивая тенденция роста основных экономических показателей (приложение 1).
Объем валового регионального продукта (ВРП) в 2012 году составил 862,2 млрд. рублей, что на 4,5% больше 2011 года.
Индекс физического объема ВРП в 2010-2012 годах превышал среднероссийский показатель на 1-2 процентных пункта, что говорит об ускоренном типе развития региона.
ВРП на душу населения в 2012 году составил 261,8 тыс. рублей.
Более трети ВРП Нижегородской области формируется в промышленности. В 2012 году в регионе по основным показателям промышленного производства наблюдалась положительная динамика. Объем отгруженной продукции промышленного производства (выполненных работ, услуг) по полному кругу предприятий превысил 980 млрд. рублей, что на 4,5% больше аналогичного показателя 2011 года.