Приложение № 2
к постановлению администрации
города
от 31.12.2013 № 5184
2.1. Содержание проблемы
Программа «Молодежь Нижнего Новгорода» как первый этап реализации Стратегии государственной молодежной политики Нижегородской области до 2020 года предусматривает комплекс мероприятий по работе с нижегородской молодежью. Программа является составной частью социальной политики администрации города, содействует сохранению и приумножению социально-экономического, политического и культурного потенциала города в рамках единой государственной молодежной политики.
Нижний Новгород - город с развитой социальной инфраструктурой, позволяющей получить достойное образование, современное медицинское обслуживание, возможность физического развития и организации досуга молодых людей. В городе реализуются жилищные программы для молодых семей, работников социальной бюджетной сферы, достигнут сравнительно низкий общий уровень безработицы.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (2012 год) на территории Нижнего Новгорода проживает 316 141 человек молодёжи в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 25% от общего количества населения.
Социальный портрет этой группы жителей города характеризует:
спрос на получение профессионального образования. Однако по данным «Краткого статистического сборника Нижегородской области в цифрах 2012 года» фиксируется снижение по сравнению с 2011 годом приема обучающихся на все ступени профессионального образования: НПО - 0,5%; СПО - 0,1%; ВПО - 0,8 %, что объясняется демографической ситуацией в городе;
увеличение числа работающей молодежи (наибольшее количество экономически активной молодежи приходится на возраст 25-29 лет, при этом уровень безработицы в этом возрастном периоде самый низкий) и дальнейшее сокращение доли безработной молодежи на 0,2 % по сравнению с прошлым годом;
увеличение доли молодых людей, занимающихся в организациях физкультуры и спорта (более 40 % от общего числа молодого населения города);
постепенное увеличение доли молодых людей активно участвующих в международных, всероссийских, межрегиональных, областных молодёжных мероприятиях (2 % от общего числа молодежи города по сравнению с 2010 годом -1,5 %);
рост числа молодых жителей Нижнего Новгорода, участвующих в научно-исследовательской деятельности. Фиксируется повышение интереса молодежи к участию в студенческих предметных олимпиадах, конкурсах НИРС и достижение участниками значимых для развития научного и исследовательского потенциала города результатов;
стабильности сети детских и молодежных общественных объединений, органов ученического и студенческого самоуправления, студенческих профсоюзных организаций, творческих молодежных союзов;
развитие деятельности военно-патриотических объединений в районах города и рост количества молодых людей, занимающихся в объединениях и организациях патриотической и краеведческой направленности;
спрос на молодежные проекты и мероприятия, проводимые администрациями города и районов (46,9% от общего числа молодежи города по сравнению с 2011 годом - 30 %);
повышение интереса студенчества города, активистов волонтерского движения к участию в международном взаимодействии и сотрудничестве.
В социальном портрете современного молодого нижегородца есть и негативные черты, проблемы, требующие разрешения:
остается высоким процент безработицы в молодежной среде, недостаточна обеспеченность выпускников учреждений профессионального образования рабочими местами, что заставляет образованных молодых людей уезжать из города;
низкая бюджетная обеспеченность молодежи города, что так же является причиной оттока наиболее экономически активной части молодежи из города;
недостаточная социальная активность молодых нижегородцев, социальная апатия. При постепенном росте числа молодых людей, участников активных социальных проектов, общая численность их составляет всего 3%;
не уменьшается число уголовных преступлений, совершенных молодыми людьми;
остается высоким процент молодых людей, употребляющих алкоголь и наркотики.
Социальный портрет составлен на основе данных «Информационно-аналитического отчёта о реализации молодежной политики на муниципальном уровне./ Администрации муниципальных образований (городских округов) Нижегородской области» - Н.Новгород, 2010, 2011, 2012; Статистического отчёта по физической культуре и спорту Форма № 1-ФК - Н.Новгород, 2011,2012; «Краткого статистического сборника Нижегородской области в цифрах 2012 года». Так же использовались данные из «Социального паспорта Нижегородской области (по состоянию на 01.06.2011)»/ Министерство социальной политики нижегородской области - Н.Новгород, 2011.
В Нижнем Новгороде имеются необходимые социальные и экономические предпосылки для программного закрепления наметившихся положительных тенденций, сложившихся в результате проведения целевой молодежной политики. Эту ситуацию можно охарактеризовать как начало нового этапа - этапа устойчивого развития.
В современных условиях некоторые сферы городской молодежной политики, которым ранее уделялось меньше внимания в городских программах, требуют углубления и дальнейшего развития, на осуществление этого направлена городская программа «Молодежь Нижнего Новгорода».
Программа построена на обоснованном учете потребностей всех молодых граждан, адресности проводимых мероприятий и финансовых потоков, направлена на поддержку позитивных тенденций в становлении и развитии молодого поколения, усиление степени противодействия деструктивному влиянию окружающей среды и активной общественной деятельности на благо города и государства. Каждый молодой нижегородец, опираясь на собственный опыт, знания, достижения, образование, инициативу, желание участвовать в социально значимых проектах, событиях должен иметь возможность реализовать свой потенциал.
Основной задачей настоящей Программы является предоставление возможности для каждого молодого человека получить навыки социальной деятельности и проявления общественной активности, самоактуализации и самоопределения.
Объективными основаниями реализации молодежной политики в городе являются:
1. Разнообразие и стабильное качество предоставляемых нижегородскими учреждениями профессионального образования услуг, позволяющих молодому человеку выбрать индивидуальную траекторию подготовки к профессии и последующему участию в экономике города.
2. Увеличение количества молодых семей - участников программ по обеспечению жильем. В 2011 году 419 семей стали участниками программ по обеспечению жильем молодых семей (2009 год - 281 семья).