Недействующий

Об утверждении государственной программы "Развитие образования Нижегородской области на 2014-2016 годы и на период до 2022 года" (с изменениями на 31 декабря 2014 года)


2.1. Содержание проблемы


2.1.1. Дошкольное образование

В последнее время на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание в связи с тем, что потребность в услугах дошкольного образования не удовлетворена и очередность не снижается. Система дошкольного образования не успевает за ростом рождаемости и желанием и возможностями родителей отдать ребенка в детский сад. Сегодня проблема доступности услуг дошкольного образования одна из важнейших, ее решение возведено в ранг государственной политики.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" ставилась задача по разработке к сентябрю 2012 года комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования.

В систему дошкольного образования Нижегородской области на 1 января 2013 года входило 1379 детских садов, 16 начальных школ-детских садов, 46 общеобразовательных школ, в которых были группы дошкольного образования. Контингент воспитанников составлял - 149,0 человек. Число мест для детей дошкольного возраста в ОО Нижегородской области составляло 148,2 тыс.

По состоянию на 1 января 2013 года 98,7% учреждений, реализующих программы дошкольного образования, находились в муниципальной собственности.

В Нижегородской области обеспеченность детского населения в возрасте 1-6 лет местами в ДОО (то есть на 1000 детей от года до шести лет приходится мест) составила в целом по Нижегородской области - 771.

Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольным образованием в 2012 году по Нижегородской области составил - 77,5 %, (по России - 63,6%).

Изменения в сети ОО, реализующих образовательную программу дошкольного образования и численности детей, посещающих эти ОО в 2012 году, представлены в следующей таблице:

2012 год

2011 год

2012 год в % к 2011 году

Число ДОО - всего, единиц

1395

1374

101,5

в том числе:

в городской местности

889

875

101,6

в сельской местности

506

499

101,4

Кроме того, общеобразовательные учреждения, имеющие группы дошкольного образования

46

55

83,6

в том числе:

в городской  местности

8

9

88,9

в сельской местности

38

46

82,6

Число мест в дошкольных учреждениях - всего, единиц

148203

138229

107,2

в том числе:

в городской  местности

123769

116076

106,6

в сельской местности

24434

22153

110,3

Численность детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях - всего, человек

148994

140466

106,1

в том числе:

в городской местности

128018

120877

105,9

в сельской местности

20976

 19589

107,1


Количество детей дошкольного возраста в ОО, реализующих программу дошкольного образования, стабильно увеличивается: за 2012 год прирост составил 8,5 тыс. человек. Увеличение численности детей происходило, прежде всего, в городских детских садах и связано это с миграционными процессами и ростом рождаемости.

На 1 января 2013 года в Нижегородской области имели лицензию на право ведения образовательной деятельности в области дошкольного образования: 7 негосударственных (частных) дошкольных образовательных учреждений, одна негосударственная (частная) средняя общеобразовательная школа и одно учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста - начальная школа - детский сад (г.Саров). Из них 6 образовательных учреждений в г.Нижнем Новгороде: 5 детских садов и 1 общеобразовательная школа с правом реализации программ дошкольного образования.

Общая численность контингента дошкольников во всех негосударственных ОО, реализующих программы дошкольного образования, в области составляет около 400 человек.

Численность детей, состоящих на учете для получения места в дошкольном образовательном учреждении от 0 до 6 лет, по оперативным данным на 1 июля 2013 года составляет 38146 ребенка, а фактическая потребность в местах в детских садах на начало 2013/2014 учебного года составляет около 20,5 тыс. человек.

Стабильно в структуре очереди преобладают дети с 1,5 до 3 лет, а 5-6-летние дети перед поступлением в ОБОО устраиваются в детский сад в первоочередном порядке (не обеспеченных местами от 3 до 7 лет - 3147 человек, от 5 до 7 лет - 45 человек). Все дети 5-7 лет с 1 сентября 2013 года посещают ДОО.

Задача по обеспечению каждому ребенку предшкольного возраста (5-7 лет) равных стартовых возможностей для обучения в школе в области решается целенаправленно и вполне успешно.

В Нижегородской области 90,2% первоклассников 2013/2014 учебного года - это выпускники дошкольных учреждений. Наибольшее количество первоклассников, поступивших в школу из детского сада, в Ковернинском (100%), Городецком (99%), Большемурашкинском (98%), Володарском (98%), районах, г.Арзамасе (97%), г.Н.Новгороде (96%), г.Сарове (99%).

Кроме доступности дошкольного образования, его качество становится одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования. Решение данного вопроса зависит от уровня профессиональной квалификации работников ДОО, их методической подготовки. Также в настоящее время явно недостаточен приток молодых специалистов в ДОО по причинам низкого социального престижа профессии, высоких нагрузок, слабой социальной защищенности работников дошкольной сферы.

     

     2.1.2. Общее образование

С целью реализации права граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в Нижегородской области на 1 сентября 2012-2013 учебного года действует 1001 ОБОО.

Кроме того, образовательные услуги в Нижегородской области оказывают 15 негосударственных ОБОО.

Система общего образования региона представлена всеми видами разноуровневых ОО, предоставляющих достаточно широкий спектр образовательных услуг.

В системе образования Нижегородской области наблюдается значительная дифференциация по уровню качества предоставляемых ОО образовательных услуг. Наряду с ОБОО, реализующими инновационные образовательные программы, имеющими высокий кадровый и материально-технический потенциал, функционируют ОО, в которых образовательные результаты выпускников ниже среднеобластных.

В целях выбора учащимися программ профильного обучения с учетом их склонностей и способностей в регионе сохранена и получила дальнейшее развитие сеть ОО повышенного статуса.

Всего таких ОО в Нижегородской области - 66, в том числе 18 лицеев, 18 гимназий, 30 ОБОО с углубленным изучением отдельных предметов. В регионе функционируют 3 ОБОО (кадетская школа). Программами профильного и углубленного обучения охвачено 55,3% старшеклассников области.

Модернизация учебно-лабораторной базы ОО области осуществляется в последние годы достаточно динамично, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Образование" и Комплекса мер по модернизации общего образования на соответствующий год. Однако на сегодняшний день по данным электронного мониторинга только каждый третий школьник региона обучается в ОБОО, полностью соответствующем современным условиям обучения (с 45% в 2010 году до 52% в 2012 году).

Поэтапно осуществляется переход на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.