Недействующий

Об утверждении государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" до 2020 года (с изменениями на 31 декабря 2014 года)


2.1. Состояние и основные проблемы развития АПК.

За 2012 год всеми сельскохозяйственными товаропроизводителями Нижегородской области произведено сельскохозяйственной продукции (в действующих ценах) на сумму 46,3 млрд. рублей, что на 2,8 млрд. рублей или на 5,7% меньше уровня 2011 года. Это обусловлено тем, что в 2012 году наблюдалось снижение цен по сравнению с 2011 годом: по молоку - на 4,7%, по картофелю на 44,4%, по овощам: помидора - на 13,6%, капуста - на 26,6%, морковь - на 20,6%, свекла столовая - на 48,3%.

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства составил 100,4%, в том числе растениеводство - 103,6%, животноводство - 96,7%. При этом рост производства к уровню предыдущего года отмечался по картофелю - 102,2%, по овощам - 114,3%, по сахарной свекле - 117,4%, по льну-волокну - 127,1%, по рапсу в 4,6 раза, по молоку - 102,4%.

Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности произведено и отгружено продукции на сумму 78,3 млрд. рублей или 101,5% к уровню 2011 года. Индекс производства по полному кругу организаций составил 105,2%. Доля пищевой и перерабатывающей промышленности в общем объеме обрабатывающих производств в денежном выражении составила 8,9%.

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации обеспеченность сахаром собственного производства должна быть 80%, в Нижегородской области - 74%, мясом и мясопродуктами не менее 85% (43,1%), молоком и молокопродуктами не менее 90% (71,6%). Область полностью обеспечивает себя зерном - на 117,8%, картофелем - на 109,1%, овощами местного районирования - на 110%, яйцом - на 132%.

Сельскохозяйственными организациями области от реализации продукции, товаров работ и услуг в 2012 году получена выручка в сумме 22,6 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше уровня 2011 года. Уровень рентабельности от всей производственно-финансовой деятельности составил 8%, что на 2 процентных пункта превышает уровень предыдущего года.

Положительный финансовый результат отмечается в 446 сельскохозяйственных организациях или в 74,3% от их общего количества (в 2011 году - 79,8%).

Заработная плата работников сельского хозяйства за 2012 год составила в среднем 12507 рублей или 111,1% к соответствующему периоду предшествующего года (в 2011 году - 10534 рубля).

Государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса осуществляется посредством предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов.

Всего на развитие АПК в 2012 году выделено 5627,2 млн. рублей, в том числе из областного бюджета 3713,6,0 млн. рублей (из них капвложения 506,8 млн. рублей), из федерального бюджета 1913,6 млн. рублей (капвложения - 176,7 млн. рублей). Дополнительно через Фонд поддержки агропромышленного комплекса и производительных сил муниципальных образований в организации и предприятия области поступило 1133,1 млн. рублей.

Для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей в области действует система льготного кредитования.

Объем льготных кредитов с субсидированием процентной ставки за счет средств областного и федерального бюджетов, выданных организациям АПК Нижегородской области в 2012 году, составил 12,4 млрд. рублей, в т.ч. 2,7 млрд. рублей инвестиционных. Малыми формами хозяйствования было получено 1356 млн. рублей кредитов и займов, из них владельцами личных подсобных хозяйств - 1143 млн. рублей, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - 198 млн. рублей, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами - более 15 млн. рублей.

Цели, задачи и мероприятия Программы в первую очередь направлены на решение проблем, накопившихся в агропромышленном комплексе, среди которых следует выделить проблемы как федерального, так и регионального уровня:

технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию, стагнация машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности, что предопределило доминирование на рынке импортных машин и оборудования;

ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, отток из аграрного производства квалифицированных специалистов и молодежи, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда.

Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Одновременно выделяются следующие приоритеты:

в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества области, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

зерновой подкомплекс, включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства, в целом обеспечивающий устойчивость АПК;

в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;

в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других видов сельскохозяйственных угодий;

в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК;

в институциональной сфере - развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;

научное и кадровое обеспечение - в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.