МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 9 апреля 2013 года № 931/352


Об утверждении Программы подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей  

(Название в ред. приказов министерства образования области и
министерством социальной политики области
от 30.06.2015 № 2661/421)

(с изменениями на 30 июня 2015 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
приказами министерства образования Нижегородской области и министерством социальной политики Нижегородской области от 30.06.2015 № 2661/421
-----------------------------------------------------------------------


     Включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 19 апреля 2013 года № в реестре 04696-316/318-931/352

____________________________________________________________________________

В названии приказа и по тексту слова "и Порядка" исключены приказом министерства
образования области и министерства социальной политики области
от 30.06.2015 № 2661/421

____________________________________________________________________________               



В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 года № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываем:

1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа).

2. пункт утратил силу приказами министерства образования области и министерством социальной политики области от 30.06.2015 № 2661/421 - см.предыдущую редакцию

3. Признать утратившим силу приказ министерства образования Нижегородской области и министерства социальной политики Нижегородской области от 06 июля 2012 года № 2095/591 "Об утверждении Программы проведения подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах".

4. Управлению гражданско-патриотического воспитания и социально-правовой защиты детей министерства образования Нижегородской области (Н.В. Серагин), управлению социальной политики семьи и детей министерства социальной политики Нижегородской области (М.В. Ушакова) обеспечить контроль за реализацией Программы.

5. Руководителям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области обеспечить реализацию Программы.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляем за собой.



     Министр образования Нижегородской области                                                          С.В. Наумов

     Министр социальной политики Нижегородской области                                         О.В. Носкова





УТВЕРЖДЕНА
приказом министерства образования
Нижегородской области
и министерства социальной
политики Нижегородской области
от 09.04.2013 № 931/352



Министерство образования Нижегородской области
Министерство социальной политики Нижегородской области

Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в
свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей  




Нижний Новгород
2013



Введение


Обеспечение прав ребенка на воспитание в семье - одна из главных задач общества и государства. Семейное жизнеустройство - важнейший путь решения проблемы сиротства, определенный Правительством Нижегородской области на сегодняшнем этапе как приоритетное направление.

В Нижегородской области в последние годы осуществляется последовательная работа по семейному жизнеустройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей).

Число семей, воспитывающих детей, в регионе ежегодно увеличивается. По состоянию на 1 января 2013 года в Нижегородской области насчитывается более 11000 замещающих семей, в которых воспитываются более 13000 детей.

Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, существуют проблемы "вторичных отказов" и возвращение детей в интернатные учреждения. Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей в замещающие семьи до недавнего времени не предусматривала даже минимальной подготовки замещающих родителей и целенаправленной помощи семье, взявшей ребенка на воспитание. В большинстве случаев причинами невыполнения своих обязанностей в замещающих семьях являются неготовность родителей принимать ребенка с психологическими особенностями, ребенка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в учреждениях интернатного типа, спецификой развития этих детей, недостаточная правовая и педагогическая подготовленность к решению проблем воспитания ребенка. Вместе с тем, помещение ребенка в замещающую семью должно, прежде всего, обеспечить возможность его безопасного воспитания и развития в условиях "новой семьи".

Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Для организации подготовки замещающих родителей в Нижегородской области созданы Школы замещающих родителей на базе учреждений социальной защиты семьи и детей и образовательных учреждений, которым в соответствии с действующим законодательством переданы полномочия по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" и обеспечивает единый поход к организации и проведению подготовки граждан в Школах замещающих родителей Нижегородской области.

Программа является комплексной и предусматривает освещение нормативно-правовых основ, социальных, медицинских, психолого-педагогических аспектов развития детей, технологии адаптации и воспитания в принимающей семье. Программой предусмотрены различные формы проведения занятий: лекции, практические занятия, тренинги.

Технологии подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, позволяют оценить их ресурсность, изучить психологические особенности и возможности будущих замещающих родителей с целью подбора наиболее оптимальных вариантов семей для размещения в них детей.

Цели и задачи курса подготовки

Цель курса подготовки - обеспечение прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на воспитание и заботу в семье, предотвращение вторичных отказов от детей, принятых на воспитание.

Задачи курса подготовки:

1. Познакомить лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Кандидатов), с существующими формами устройства ребенка в семью и основами законодательства в сфере защиты прав детей. Разъяснить права и обязанности замещающих родителей.

2. Повысить психолого-педагогическую и социально-правовую компетентность Кандидатов в области детской психологии, развития ребенка, влияния прошлого опыта ребенка (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей) на психофизическое развитие и поведение ребенка.

3. Познакомить с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, сформировать навыки ненасильственных способов коммуникаций и представление о безопасном воспитании детей.

4. Оценить готовность Кандидатов к приему и воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей, оценке имеющихся ресурсов и ограничений, содействовать осознанному выбору формы устройства ребенка.

5. Помочь Кандидатам осознать важность профессионального сопровождения и поддержки для замещающей семьи.

Требования к уровню освоения Кандидатами
содержания курса подготовки

По завершении курса подготовки Кандидаты должны:

Иметь представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации и замещающих семей в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую Кандидаты берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка;

о ребенке, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, его потребностей развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях) необходимых замещающему родителю;

о порядке контактов ребенка с кровными родителями и родственниками.

Знать:

свои права и обязанности как замещающих родителей;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей) на психофизическое развитие и поведение ребенка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;

о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;

санитарно-гигиенические нормы воспитания детей в семье;

наиболее часто встречающиеся у детей детские заболевания;

правила оказания первой медицинской помощи ребенку;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

Уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитанию;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;

быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательный ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;

заботиться о здоровье ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.


Организация курсовой подготовки

Категории Кандидатов, имеющих право на подготовку в Школе замещающих родителей: совершеннолетние лица, желающие принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Исключение предусматривается для следующих категорий Кандидатов:

- для усыновителей (удочерителей), являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей, которые фактически уже воспитывают детей и совместно с ними проживают;

- для усыновителей (удочерителей), опекунов (попечителей), приемных родителей - близких родственников детей;

- для лиц, которые уже являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Подготовка кандидатов осуществляется на основании личного заявления и документа, удостоверяющего личность Кандидата.

Срок подготовки: 80 академических часов.

При прохождении 58 академических часов обязательных лекций, семинаров-тренингов, индивидуального собеседования (структурированного интервью), итогового тестирования Кандидат имеет право на получение свидетельства установленной формы о прохождении соответствующей подготовки. В течение 22 академических часов по желанию Кандидатов проводится индивидуальное консультирование, дополнительные лекции, семинары-тренинги.

Форма подготовки: программа осваивается по очной форме обучения.

Режим занятий: количество занятий 1 - 2 раза в неделю, не менее 6 академических часов в неделю. График проведения занятий устанавливается учреждением по согласованию с членами группы. Подготовку Кандидатов рекомендуется проводить в вечернее время, а также в выходные дни.

Требования к группе: рекомендуемое количество участников группы не менее 3 человек и не более 15 человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»