Паспорт
Программы развития производительных сил городского округа
города Нижний Новгород на 2013 - 2020 годы
Наименование | Программа развития производительных сил городского округа города Нижний Новгород на 2013 - 2020 годы (далее - ПРПС) | ||
Основания для разработки ПРПС | 1. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04. 2006 года № 127 (с изменениями от 20.03.2009 года № 130). | ||
Заказчик ПРПС | Администрация городского округа город Нижний Новгород | ||
Основные разработчики ПРПС | Администрация городского округа город Нижний Новгород совместно с органами исполнительной власти Нижегородской области | ||
Цель ПРПС | Создание эффективной конкурентоспособной экономики и повышение инвестиционной привлекательности территории городского округа города Нижний Новгород | ||
Задачи ПРПС | 1. Модернизация экономики. | ||
Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты ПРПС | Строительство и эксплуатация завода по производству средств воздушно-космической обороны (АО "НЗ 70-летия Победы"); | ||
Исполнители мероприятий ПРПС | Администрация городского округа город Нижний Новгород. | ||
Сроки реализации ПРПС | 2013 - 2020 годы | ||
Источники и объемы финансирования ПРПС | Общий объем инвестиций за 2013 - 2020 гг. - 292 688,7 млн руб., в т.ч. вложено за 2013 - 2019 гг. - 261 839,9 млн руб., из них: | ||
Индикаторы достижения целей ПРПС | Наименование индикаторов достижения цели ПРПС | Единицы измерения индикаторов достижения цели ПРПС | Ожидаемые результаты ПРПС в 2020 году |
Задача 1. Модернизация экономики | |||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу организаций | млн руб. | 1 072 511,5 | |
Объем отгруженной продукции за счет реализации мероприятий ПРПС | млн руб. | 189 812,6 | |
Производительность труда - отношение объема отгруженной продукции (по полному кругу организаций) в расчете на 1 работающего в экономике города | тыс. руб. | 2 021,6 | |
Доля малого предпринимательства в общегородском объеме отгруженной продукции | % | 21,6 | |
Задача 2. Создание благоприятных условий для инвесторов | |||
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в расчете на душу населения | тыс. руб. | 57,2 | |
Объем привлеченных инвестиций в экономику города в рамках ПРПС | млн руб. | 72 608,4, | |
Задача 3. Обеспечение занятости населения, в т.ч. за счет создания новых рабочих мест | |||
Уровень регистрируемой безработицы | % | 4,9 | |
Общее количество созданных постоянных рабочих мест за счет реализации ПРПС (нарастающим итогом) | ед. | 17406 | |
Доля занятых в малом предпринимательстве от численности экономически активного населения города | % | 32,2 | |
Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций) | руб. | 44 012,5 | |
Задача 4. Повышение доходной части бюджета | |||
Объем налоговых и неналоговых доходов, собираемых на территории города Нижнего Новгорода в консолидированный бюджет области | млн руб. | 98 950,3 | |
Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области за счет реализации мероприятий ПРПС | млн руб. | 6190,8 | |
Задача 5. Снятие инфраструктурных ограничений для развития производительных сил города | |||
Количество введенных в эксплуатацию в рамках ПРПС объектов инженерной инфраструктуры | ед. | 1 | |
Объем привлеченных в рамках ПРПС инвестиций на развитие инфраструктуры | млн руб. | 10987,0 | |
Система организации и контроля исполнения ПРПС | По итогам реализации ПРПС проводится подготовка отчетов по итогам года. Контроль за реализацией программных мероприятий осуществляется администрацией города Нижнего Новгорода. |
Введение
Основой программы развития производительных сил городского округа города Нижний Новгород на 2013 - 2020 годы (далее - ПРПС) являются мероприятия, направленные на развитие реального сектора экономики, повышение эффективности использования конкурентных преимуществ городского округа и ориентированные на модернизацию действующих предприятий, создание новых производств, выпускающих конечную продукцию, внедрение инновационных технологий, повышающих производительность труда и конкурентоспособность изготавливаемой продукции, услуг.
В рамках ПРПС в качестве основного направления развития реального сектора экономики городского округа выбраны стратегические отраслевые приоритеты, закрепленные в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, комплексном инвестиционном плане развития Нижегородской области на период до 2015 года, программе социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года.
ПРПС консолидирует усилия государственных, муниципальных органов власти и бизнеса по развитию реального сектора экономики на территории городского округа.
Основная цель ПРПС - создание эффективной конкурентоспособной экономики.
Задачами ПРПС являются: модернизация экономики; обеспечение занятости населения; повышение доходной части бюджета; снятие инфраструктурных ограничений для развития производительных сил городского округа г. Нижний Новгород.
Решение поставленных целей и задач основывается на использовании экономического потенциала городского округа г. Нижний Новгород, с учетом существующих рисков по достижению целевых показателей.
1. Общая характеристика
Город Нижний Новгород исторически является крупным промышленно-экономическим центром Нижегородской области и Приволжского федерального округа, в котором сосредоточены различные виды ресурсов - производственных, финансовых, информационных, кадровых и пр.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, город является одним из индустриальных центров Поволжья, Южного и Среднего Урала и относится к перспективным центрам опережающего экономического роста, в которых развиваются научные и образовательные центры и достаточно мощные высоко- и среднетехнологичные отрасли, а также сырьевые и перерабатывающие производства.
Имея весомый экономический потенциал, город остается основным источником формирования регионального бюджета.
Размещение Нижнего Новгорода в центрально европейской части России на слиянии рек Волги и Оки является долговременным благоприятным фактором устойчивого социально-экономического развития города.
Площадь города составляет 0,466 тыс. кв. км, или 0,6% от площади Нижегородской области.
Численность постоянного населения (по состоянию на 01.01.2012) - 1263,6 тыс. чел. (38,3% от населения области), из них 34,9% составляет экономически активное население.
По численности населения входит в первую пятерку городов-миллионников нашей страны.
Уникальное экономико-географическое положение города позволяет ему выполнять важные геополитические функции, связанные с регулированием и координацией различных процессов, имеющих стратегическое значение: межрегиональных, историко-культурных, научных, межэтнических, природно-экологических, экономических.
Нижний Новгород является крупным транспортным узлом. Разветвленные водные, железнодорожные, автотранспортные магистрали обеспечивают надежные связи с сырьевыми базами и районами - потребителями производимой в городе продукции, а также с крупными культурными центрами нашей страны. Будущее экономическое развитие города связано с его положением как крупного транспортного узла российских артерий и трансъевропейских коридоров.
Основные евроазиатские и межрегиональные транспортные коридоры проходят через Нижний Новгород. В радиусе 500 км проживают около 43 млн человек, из которых более 24 млн в городах численностью более 100 тыс. человек. А в радиусе 1000 км - более 84 млн человек.
Транспортная инфраструктура города представлена следующими составляющими:
1. Автомобильные дороги. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 1,3 тыс. км.
Автомобильные трассы федерального значения: Москва - Нижний Новгород - Киров, Нижний Новгород - Пенза - Саратов, Нижний Новгород - Саранск, Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа.
В 2008 году началось строительство третьей очереди южного обхода Нижнего Новгорода - дороги, которая будет соединять трассы Нижний Новгород - Саранск и Нижний Новгород - Казань.
С вводом третьей очереди в эксплуатацию трасса войдет в состав Второго европейского транспортного коридора. Это имеет очень большое значение для реализации проектов по созданию в Нижнем Новгороде крупных логистических центров.