ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 марта 2023 года N 254р-П


Об утверждении Плана адаптации к изменениям климата в Республике Карелия

(с изменениями на 15 декабря 2023 года)

     ______________________________________________________________________

     Документ с изменениями, внесенными
   
     распоряжением Правительства Республики Карелия от 15 декабря 2023 года N 1440р-П
     ______________________________________________________________________


В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 года N 3183-р утвердить прилагаемый План адаптации к изменениям климата в Республике Карелия.

Глава Республики Карелия
А.О.Парфенчиков





Утвержден
распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 24 марта 2023 года N 254р-П


План адаптации к изменениям климата в Республике Карелия


1. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных)


На климат Карелии определяющее значение имеет влияние Арктики и Северной Атлантики. Постоянное (на протяжении двух третей года) перемещение масс воздуха по направлению "запад-восток", большая облачность, высокая влажность (в среднем 80%) характеризуют климат как умеренно-холодный, переходный от морского к континентальному. Пики годовых температур могут иметь разброс от +35(о) до -35(о)С. Сумма годовых осадков колеблется от 740 до 450 мм - с южных районов до северных. Начиная с 1999 года среднегодовая температура часто превышает климатическую норму. Последнее десятилетие 2011-2020 годов стало самым теплым за всю историю метеорологических наблюдений.

Для Республики Карелия наиболее характерны чрезвычайные ситуации, обусловленные опасными природными явлениями, - это лесные и торфяные пожары, подтопления при прохождении паводковых вод, шквалистые ветры, отрывы прибрежных льдов. В период с 2005 по 2021 год зарегистрировано 90 чрезвычайных ситуаций природного характера (крупные природные пожары, сильный дождь, шторм). В 2021 году июнь стал самым жарким за весь период инструментальных наблюдений, среднемесячная температура превышала климатическую норму на 5 (о)С. Аномально жаркая погода держалась 17 дней: с 19 по 27 июня и с 7 по 16 июля. В июле дефицит осадков стал проблемой для всего региона (выпало всего от 10 до 30% месячной нормы), максимальная температура воздуха регистрировалась в пределах +25°С, +32°С. Из-за жары и низкой влажности возникли сухие грозы. За последние 20 лет средняя сезонная температура воздуха календарной зимы (декабрь-февраль) все чаще и чаще оказывается выше нормы, по статистике на 10 зим приходится только 2 холодные (с отрицательной сезонной аномалией температуры). Аномально теплая погода и отсутствие снега в ряде районов может оказывать негативное воздействие на работу фермерских и сельскохозяйственных предприятий. Важным опосредованным фактором влияния климата на здоровье населения также является влияние на эпидемиологическую обстановку. Нетипичная погода способствует быстрому распространению вирусов и различных инфекций, обостряются хронические заболевания, депрессии, плохое самочувствие метеозависимых людей от частых перепадов атмосферного давления. Теплая зима также оказывает стрессовое, негативное влияние на растительный мир (вместо привычного состояния покоя в это время года может происходить вегетация растений) и воздействие на некоторых животных (краснокнижная ладожская нерпа). В 1998-2015 годах отмечено уменьшение видового разнообразия лишайников, а также увеличение доли более засухоустойчивых видов. Изменение температурного режима озер за последние 60 лет привело к снижению количества осенненерестующих лососевых и сиговых видов рыб и увеличению теплолюбивых фаунистических комплексов. Решение проблем управления природно-климатическими рисками имеет значительную практическую ценность, поскольку является базой для решения широкого спектра задач по предупреждению и минимизации соответствующих рисков, а также компенсации их последствий. Основными целями при разработке методологии управления природно-климатическими рисками являются разработка методов оценки природно-климатических рисков, формирование исходных данных (показатели экономической деятельности, статистика ущербов от неблагоприятных природных и климатических явлений), разработка методов страхования природно-климатических рисков.

2. Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня


Наиболее значимые погодно-климатические риски для лесного хозяйства обусловлены лесными пожарами, воздействием экстремальных погодных явлений, вредителей и болезней леса. Определяющим фактором риска пожароопасности наряду с ростом температуры является изменение режима увлажнения. Изменение климата создает большие трудности в области водоснабжения и увеличивает риски экстремальных метеорологических явлений, одновременно влечет опасность значительной утраты биоразнообразия, циклов воспроизводства животных и растений и/или миграции животных, влияет на продолжительность вегетационного периода, распределение видов и размеров популяций и даже влечет вымирание видов во многих лесных районах по причине приближения к тепловой границе пригодной области распространения. В 2021 году зарегистрировано 17 опасных явлений, что почти втрое превысило показатель 2020 года и оценивается как одно из наиболее ярких отрицательных последствий происходящих климатических изменений.

3. Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости


Уязвимость зависит от географических и климатических особенностей территории, формирующих определенные характеристики опасных явлений. Значения показателей приемлемого риска зависят от комплекса природных, социально-экономических и политических факторов. Допустимые значения риска могут различаться в зависимости от природного объекта.

4. Общее описание информации о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков


Статистика свидетельствует о растущем во всем мире ущербе от опасных погодных и климатических явлений. В последнее тридцатилетие на территории Северо-Западного федерального округа наиболее часто наносили ущерб опасные гидрометеорологические явления, связанные с высокими скоростями ветра, экстремальными снегопадами, наводнениями и высокой пожароопасностью. В 1991-2021 годах на территории Республики Карелия было зарегистрировано 26 опасных и неблагоприятных гидрометеорологических явлений, которые нанесли материальный и социальный ущерб: аномально холодная погода, дождь, ветер, сильный мороз, град, гололед. С 2005 по 2020 год материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций природного характера составил 748,08 млн. руб. Очень сильные дожди в 2005 году привели к выходу из строя систем энергоснабжения. В 2006 году основной материальный ущерб экономике Республики Карелия нанесен лесными пожарами. В 2008 году в результате воздействия комплекса неблагоприятных метеорологических явлений значительные повреждения получили набережная Онежского озера и причальные сооружения речного вокзала г. Петрозаводска. В июле 2009 года крупным градом с максимальным диаметром градин 43 мм существенно повреждены 87 частных автомобилей. Жаркое лето 2010 года наибольший урон нанесло рыбному хозяйству, высокая температура привела к массовой гибели выращиваемой форели. Материальный ущерб экономике Республики Карелия нанесен вследствие опасного явления "очень сильный дождь", наблюдавшегося в июле-августе 2012 года, и последствий дождевого паводка. Очень сильный ветер западного, северо-западного направления с порывами 26-28 м/с, наблюдавшийся в южных районах 17 ноября 2013 года, стал причиной линейных повреждений на линии электропередачи с отключением электроэнергии в 35 населенных пунктах 10 муниципальных районов. Аномально жаркая погода периода июне - июле 2021 года, а также впервые наблюдавшаяся в период инструментальных наблюдений атмосферная и почвенная засуха на территории северного Приладожья стали причинами возникновения крупных лесных пожаров и объявления чрезвычайных ситуаций природного характера.

5. Описание новых возможностей для развития в связи с изменением климата


Эффективное управление климатическими рисками, базирующееся на результатах их количественной оценки, является одним из основных компонентов при разработке мер адаптации к изменениям климата. Возможно развитие инфраструктуры, более устойчивой к климатическим воздействиям:

1) внедрение энергосберегающих технологий в организациях;

2) подбор сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, максимально адаптированных к почвенно-климатическим условиям Республики Карелия;

3) использование новейших строительных материалов;

4) обеспечение качественного воспроизводства лесных ресурсов как обязательного элемента лесопользования.

6. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий

N п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ожидаемый результат

Потребность в ресурсах

Исполнитель

1

2

3

4

5

6

1.

Повышение эффективности мер пожарной безопасности в лесах - предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, в том числе мониторинг пожарной опасности, выполнение работ по противопожарному обустройству лесов

2023-2030 годы

мониторинг и профилактика лесных пожаров

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды"

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия

2.

Воспроизводство лесов и лесоразведение

2023-2030 годы

положительный баланс воспроизводства лесов, минимизация негативных последствий изменений климата, повышение адаптивной способности лесного хозяйства

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды"

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия

3.

Мониторинг состояния окружающей среды

2023-2030 годы

информация о тенденциях изменения качественных характеристик окружающей среды в Республике Карелия

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды"

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия

4.

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Республики Карелия

2023-2030 годы

повышение уровня защищенности населения

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды"

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия

5.

Осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Карелия

2023-2030 годы

восстановление водных объектов, улучшение их состояния, обеспечивающее благоприятные условия проживания населения вблизи водных объектов

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды"

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия

6.

Реализация коммуникационных кампаний по таргетированному информированию граждан о влиянии климатических факторов риска на здоровье человека

постоянно

увеличение доли лиц, информированных о факторах риска для здоровья и профилактике заболеваний

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие здравоохранения", средств обязательного медицинского страхования

Министерство здравоохранения Республики Карелия

7.

Укрепление инфекционной службы с учетом прогнозов развития эпидемиологической ситуации

2023-2024 годы

достижение целевых показателей федеральных и региональных программ (проектов) развития здравоохранения

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие здравоохранения"

Министерство здравоохранения Республики Карелия

8.

Ремонт и реконструкция зданий медицинских организаций (ремонт фасадов, кровель, систем наружного водоотведения, систем вентиляции и кондиционирования, строительство зданий с использованием технологий, устойчивых к атмосферным воздействиям), повышение их энергонадежности и энергоэффективности (проведение модернизации сетей инженерно-технического обеспечения, дооснащение автономными источниками энергоснабжения)

2023-2025 годы

достижение целевых показателей федеральных и региональных программ (проектов) развития здравоохранения

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие здравоохранения"

Министерство здравоохранения Республики Карелия

9.

Защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от подтопления и химическая мелиорация

2023-2030 годы

повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий и обеспечение защиты от подтопления с целью получения высоких и устойчивых урожаев и рационального использования земель

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов"

Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия

10.

Реализация мероприятий по адаптации к изменениям климата предприятий промышленности

2023-2030 годы

повышение энергоэффективности предприятий промышленности, снижение негативного воздействия на окружающую среду

за счет средств субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности

Министерство промышленности и торговли Республики Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия

11.

Повышение экологической грамотности

2023-2030 годы

просвещение населения по вопросам адаптации к изменениям климата

финансирование не требуется

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия


12.

Выявление мест подтопления автомобильных дорог, устройство водопропускных труб

2024-2030 годы

профилактика подтоплений территорий и размывов автомобильных дорог

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие транспортной системы"

Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия

13.

Обеспечение соблюдения установленных режимов и ограничений при осуществлении градостроительной и иной хозяйственной деятельности в границах зон затопления, подтопления

постоянно

соблюдение требований законодательства, в части запрета строительства объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод

финансирование не требуется

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия

14.

Сокращение площади лесных пожаров

2024-2030 годы

снижение ущерба лесному хозяйству, сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды"

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия

15.

Обеспечение специализированного учреждения по охране лесов от пожаров лесопожарной техникой в соответствии с нормативами

2024-2030 годы

повышение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология"

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия

16.

Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Республики Карелия

2024-2030 годы

повышение уровня защищенности населения

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды"

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия

17.

Разработка комплекса оперативных и долгосрочных мер по адаптации экономики и социальной сферы к изменениям климата, включая паспорт климатической безопасности Республики Карелия

2025-2026 годы

отчет об оценке климатических рисков на территории Республики Карелия, правовой акт об утверждении паспорта климатической безопасности Республики Карелия

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды"

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия

18.

Поддержание в постоянной готовности региональной системы оповещения населения Республики Карелия

2024-2030 годы

своевременное информирование населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие системы защиты населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций, профилактика правонарушений и терроризма"

Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения

19.

Обеспечение и поддержание в постоянной готовности отрядов противопожарной службы Республики Карелия и государственного казенного учреждения Республики Карелия "Карельская республиканская поисково-спасательная служба" к действиям по предназначению

2024-2030 годы

снижение рисков возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций

в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие системы защиты населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций, профилактика правонарушений и терроризма"

Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения


     (перечень в редакции распоряжения Правительства Республики Карелия от 15 декабря 2023 года N 1440р-П, - см. предыдущую редакцию)


7. Результаты оценки климатических рисков на территории Республики Карелия


1. Обобщенная информация

1.1. Наименование территории

Республика Карелия

1.2. Подверженность территории климатическим рискам

да

1.3. Распределение климатических рисков территории по уровням опасности (ретроспективная оценка рисков)

катастрофический

весьма опасный

опасный

умеренно опасный

Общее количество

0

3

6

6

По категориям риска (да/нет)

1. Оползни

нет

нет

нет

нет

2. Сели

нет

нет

нет

нет

3. Лавины

нет

нет

нет

нет

4. Абразия и термоабразия

нет

нет

нет

нет

5. Переработка берегов водохранилищ, озер

нет

нет

нет

нет

6. Карст

нет

нет

нет

нет

7. Суффозия

нет

нет

нет

нет

8. Просадочность лессовых пород

нет

нет

нет

нет

9. Подтопление территории

нет

нет

нет

да

10. Эрозия плоскостная и овражная

нет

нет

нет

нет

11. Русловые деформации

нет

нет

нет

нет

12. Термоэрозия овражная

нет

нет

нет

нет

13. Термокарст

нет

нет

нет

нет

14. Пучение

нет

нет

нет

нет

15. Солифлюкция

нет

нет

нет

нет

16. Наледеобразование

нет

нет

нет

нет

17. Наводнение

нет

нет

нет

нет

18. Ураганы, смерчи, сильный ветер

нет

нет

да

да

19. Жара

нет

да

да

нет

20. Засуха

нет

нет

да

да

21. Возврат холодов в вегетационный период (заморозки)

нет

да

да

да

22. Град

нет

нет

нет

нет

23. Сильные атмосферные осадки

нет

нет

да

да

24. Пожарная опасность в лесах

нет

да

да

да

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»