ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 марта 2023 года N 254р-П
(с изменениями на 15 декабря 2023 года)
______________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
распоряжением Правительства Республики Карелия от 15 декабря 2023 года N 1440р-П
______________________________________________________________________
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 года N 3183-р утвердить прилагаемый План адаптации к изменениям климата в Республике Карелия.
Глава Республики Карелия
А.О.Парфенчиков
План адаптации к изменениям климата в Республике Карелия
1. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных)
На климат Карелии определяющее значение имеет влияние Арктики и Северной Атлантики. Постоянное (на протяжении двух третей года) перемещение масс воздуха по направлению "запад-восток", большая облачность, высокая влажность (в среднем 80%) характеризуют климат как умеренно-холодный, переходный от морского к континентальному. Пики годовых температур могут иметь разброс от +35(о) до -35(о)С. Сумма годовых осадков колеблется от 740 до 450 мм - с южных районов до северных. Начиная с 1999 года среднегодовая температура часто превышает климатическую норму. Последнее десятилетие 2011-2020 годов стало самым теплым за всю историю метеорологических наблюдений.
Для Республики Карелия наиболее характерны чрезвычайные ситуации, обусловленные опасными природными явлениями, - это лесные и торфяные пожары, подтопления при прохождении паводковых вод, шквалистые ветры, отрывы прибрежных льдов. В период с 2005 по 2021 год зарегистрировано 90 чрезвычайных ситуаций природного характера (крупные природные пожары, сильный дождь, шторм). В 2021 году июнь стал самым жарким за весь период инструментальных наблюдений, среднемесячная температура превышала климатическую норму на 5 (о)С. Аномально жаркая погода держалась 17 дней: с 19 по 27 июня и с 7 по 16 июля. В июле дефицит осадков стал проблемой для всего региона (выпало всего от 10 до 30% месячной нормы), максимальная температура воздуха регистрировалась в пределах +25°С, +32°С. Из-за жары и низкой влажности возникли сухие грозы. За последние 20 лет средняя сезонная температура воздуха календарной зимы (декабрь-февраль) все чаще и чаще оказывается выше нормы, по статистике на 10 зим приходится только 2 холодные (с отрицательной сезонной аномалией температуры). Аномально теплая погода и отсутствие снега в ряде районов может оказывать негативное воздействие на работу фермерских и сельскохозяйственных предприятий. Важным опосредованным фактором влияния климата на здоровье населения также является влияние на эпидемиологическую обстановку. Нетипичная погода способствует быстрому распространению вирусов и различных инфекций, обостряются хронические заболевания, депрессии, плохое самочувствие метеозависимых людей от частых перепадов атмосферного давления. Теплая зима также оказывает стрессовое, негативное влияние на растительный мир (вместо привычного состояния покоя в это время года может происходить вегетация растений) и воздействие на некоторых животных (краснокнижная ладожская нерпа). В 1998-2015 годах отмечено уменьшение видового разнообразия лишайников, а также увеличение доли более засухоустойчивых видов. Изменение температурного режима озер за последние 60 лет привело к снижению количества осенненерестующих лососевых и сиговых видов рыб и увеличению теплолюбивых фаунистических комплексов. Решение проблем управления природно-климатическими рисками имеет значительную практическую ценность, поскольку является базой для решения широкого спектра задач по предупреждению и минимизации соответствующих рисков, а также компенсации их последствий. Основными целями при разработке методологии управления природно-климатическими рисками являются разработка методов оценки природно-климатических рисков, формирование исходных данных (показатели экономической деятельности, статистика ущербов от неблагоприятных природных и климатических явлений), разработка методов страхования природно-климатических рисков.
2. Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня
Наиболее значимые погодно-климатические риски для лесного хозяйства обусловлены лесными пожарами, воздействием экстремальных погодных явлений, вредителей и болезней леса. Определяющим фактором риска пожароопасности наряду с ростом температуры является изменение режима увлажнения. Изменение климата создает большие трудности в области водоснабжения и увеличивает риски экстремальных метеорологических явлений, одновременно влечет опасность значительной утраты биоразнообразия, циклов воспроизводства животных и растений и/или миграции животных, влияет на продолжительность вегетационного периода, распределение видов и размеров популяций и даже влечет вымирание видов во многих лесных районах по причине приближения к тепловой границе пригодной области распространения. В 2021 году зарегистрировано 17 опасных явлений, что почти втрое превысило показатель 2020 года и оценивается как одно из наиболее ярких отрицательных последствий происходящих климатических изменений.
3. Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости
Уязвимость зависит от географических и климатических особенностей территории, формирующих определенные характеристики опасных явлений. Значения показателей приемлемого риска зависят от комплекса природных, социально-экономических и политических факторов. Допустимые значения риска могут различаться в зависимости от природного объекта.
4. Общее описание информации о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков
Статистика свидетельствует о растущем во всем мире ущербе от опасных погодных и климатических явлений. В последнее тридцатилетие на территории Северо-Западного федерального округа наиболее часто наносили ущерб опасные гидрометеорологические явления, связанные с высокими скоростями ветра, экстремальными снегопадами, наводнениями и высокой пожароопасностью. В 1991-2021 годах на территории Республики Карелия было зарегистрировано 26 опасных и неблагоприятных гидрометеорологических явлений, которые нанесли материальный и социальный ущерб: аномально холодная погода, дождь, ветер, сильный мороз, град, гололед. С 2005 по 2020 год материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций природного характера составил 748,08 млн. руб. Очень сильные дожди в 2005 году привели к выходу из строя систем энергоснабжения. В 2006 году основной материальный ущерб экономике Республики Карелия нанесен лесными пожарами. В 2008 году в результате воздействия комплекса неблагоприятных метеорологических явлений значительные повреждения получили набережная Онежского озера и причальные сооружения речного вокзала г. Петрозаводска. В июле 2009 года крупным градом с максимальным диаметром градин 43 мм существенно повреждены 87 частных автомобилей. Жаркое лето 2010 года наибольший урон нанесло рыбному хозяйству, высокая температура привела к массовой гибели выращиваемой форели. Материальный ущерб экономике Республики Карелия нанесен вследствие опасного явления "очень сильный дождь", наблюдавшегося в июле-августе 2012 года, и последствий дождевого паводка. Очень сильный ветер западного, северо-западного направления с порывами 26-28 м/с, наблюдавшийся в южных районах 17 ноября 2013 года, стал причиной линейных повреждений на линии электропередачи с отключением электроэнергии в 35 населенных пунктах 10 муниципальных районов. Аномально жаркая погода периода июне - июле 2021 года, а также впервые наблюдавшаяся в период инструментальных наблюдений атмосферная и почвенная засуха на территории северного Приладожья стали причинами возникновения крупных лесных пожаров и объявления чрезвычайных ситуаций природного характера.
5. Описание новых возможностей для развития в связи с изменением климата
Эффективное управление климатическими рисками, базирующееся на результатах их количественной оценки, является одним из основных компонентов при разработке мер адаптации к изменениям климата. Возможно развитие инфраструктуры, более устойчивой к климатическим воздействиям:
1) внедрение энергосберегающих технологий в организациях;
2) подбор сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, максимально адаптированных к почвенно-климатическим условиям Республики Карелия;
3) использование новейших строительных материалов;
4) обеспечение качественного воспроизводства лесных ресурсов как обязательного элемента лесопользования.
6. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий
N п/п | Наименование мероприятия | Срок реализации | Ожидаемый результат | Потребность в ресурсах | Исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Повышение эффективности мер пожарной безопасности в лесах - предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, в том числе мониторинг пожарной опасности, выполнение работ по противопожарному обустройству лесов | 2023-2030 годы | мониторинг и профилактика лесных пожаров | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия |
2. | Воспроизводство лесов и лесоразведение | 2023-2030 годы | положительный баланс воспроизводства лесов, минимизация негативных последствий изменений климата, повышение адаптивной способности лесного хозяйства | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия |
3. | Мониторинг состояния окружающей среды | 2023-2030 годы | информация о тенденциях изменения качественных характеристик окружающей среды в Республике Карелия | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия |
4. | Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Республики Карелия | 2023-2030 годы | повышение уровня защищенности населения | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия |
5. | Осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Карелия | 2023-2030 годы | восстановление водных объектов, улучшение их состояния, обеспечивающее благоприятные условия проживания населения вблизи водных объектов | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия |
6. | Реализация коммуникационных кампаний по таргетированному информированию граждан о влиянии климатических факторов риска на здоровье человека | постоянно | увеличение доли лиц, информированных о факторах риска для здоровья и профилактике заболеваний | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие здравоохранения", средств обязательного медицинского страхования | Министерство здравоохранения Республики Карелия |
7. | Укрепление инфекционной службы с учетом прогнозов развития эпидемиологической ситуации | 2023-2024 годы | достижение целевых показателей федеральных и региональных программ (проектов) развития здравоохранения | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие здравоохранения" | Министерство здравоохранения Республики Карелия |
8. | Ремонт и реконструкция зданий медицинских организаций (ремонт фасадов, кровель, систем наружного водоотведения, систем вентиляции и кондиционирования, строительство зданий с использованием технологий, устойчивых к атмосферным воздействиям), повышение их энергонадежности и энергоэффективности (проведение модернизации сетей инженерно-технического обеспечения, дооснащение автономными источниками энергоснабжения) | 2023-2025 годы | достижение целевых показателей федеральных и региональных программ (проектов) развития здравоохранения | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие здравоохранения" | Министерство здравоохранения Республики Карелия |
9. | Защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от подтопления и химическая мелиорация | 2023-2030 годы | повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий и обеспечение защиты от подтопления с целью получения высоких и устойчивых урожаев и рационального использования земель | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов" | Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия |
10. | Реализация мероприятий по адаптации к изменениям климата предприятий промышленности | 2023-2030 годы | повышение энергоэффективности предприятий промышленности, снижение негативного воздействия на окружающую среду | за счет средств субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности | Министерство промышленности и торговли Республики Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия |
11. | Повышение экологической грамотности | 2023-2030 годы | просвещение населения по вопросам адаптации к изменениям климата | финансирование не требуется | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия |
12. | Выявление мест подтопления автомобильных дорог, устройство водопропускных труб | 2024-2030 годы | профилактика подтоплений территорий и размывов автомобильных дорог | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие транспортной системы" | Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия |
13. | Обеспечение соблюдения установленных режимов и ограничений при осуществлении градостроительной и иной хозяйственной деятельности в границах зон затопления, подтопления | постоянно | соблюдение требований законодательства, в части запрета строительства объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод | финансирование не требуется | Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия |
14. | Сокращение площади лесных пожаров | 2024-2030 годы | снижение ущерба лесному хозяйству, сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия |
15. | Обеспечение специализированного учреждения по охране лесов от пожаров лесопожарной техникой в соответствии с нормативами | 2024-2030 годы | повышение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия |
16. | Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Республики Карелия | 2024-2030 годы | повышение уровня защищенности населения | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия |
17. | Разработка комплекса оперативных и долгосрочных мер по адаптации экономики и социальной сферы к изменениям климата, включая паспорт климатической безопасности Республики Карелия | 2025-2026 годы | отчет об оценке климатических рисков на территории Республики Карелия, правовой акт об утверждении паспорта климатической безопасности Республики Карелия | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия |
18. | Поддержание в постоянной готовности региональной системы оповещения населения Республики Карелия | 2024-2030 годы | своевременное информирование населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие системы защиты населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций, профилактика правонарушений и терроризма" | Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения |
19. | Обеспечение и поддержание в постоянной готовности отрядов противопожарной службы Республики Карелия и государственного казенного учреждения Республики Карелия "Карельская республиканская поисково-спасательная служба" к действиям по предназначению | 2024-2030 годы | снижение рисков возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций | в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие системы защиты населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций, профилактика правонарушений и терроризма" | Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения |
(перечень в редакции распоряжения Правительства Республики Карелия от 15 декабря 2023 года N 1440р-П, - см. предыдущую редакцию)
7. Результаты оценки климатических рисков на территории Республики Карелия
1. Обобщенная информация
1.1. Наименование территории | Республика Карелия | |||
1.2. Подверженность территории климатическим рискам | да | |||
1.3. Распределение климатических рисков территории по уровням опасности (ретроспективная оценка рисков) | катастрофический | весьма опасный | опасный | умеренно опасный |
Общее количество | 0 | 3 | 6 | 6 |
По категориям риска (да/нет) | ||||
1. Оползни | нет | нет | нет | нет |
2. Сели | нет | нет | нет | нет |
3. Лавины | нет | нет | нет | нет |
4. Абразия и термоабразия | нет | нет | нет | нет |
5. Переработка берегов водохранилищ, озер | нет | нет | нет | нет |
6. Карст | нет | нет | нет | нет |
7. Суффозия | нет | нет | нет | нет |
8. Просадочность лессовых пород | нет | нет | нет | нет |
9. Подтопление территории | нет | нет | нет | да |
10. Эрозия плоскостная и овражная | нет | нет | нет | нет |
11. Русловые деформации | нет | нет | нет | нет |
12. Термоэрозия овражная | нет | нет | нет | нет |
13. Термокарст | нет | нет | нет | нет |
14. Пучение | нет | нет | нет | нет |
15. Солифлюкция | нет | нет | нет | нет |
16. Наледеобразование | нет | нет | нет | нет |
17. Наводнение | нет | нет | нет | нет |
18. Ураганы, смерчи, сильный ветер | нет | нет | да | да |
19. Жара | нет | да | да | нет |
20. Засуха | нет | нет | да | да |
21. Возврат холодов в вегетационный период (заморозки) | нет | да | да | да |
22. Град | нет | нет | нет | нет |
23. Сильные атмосферные осадки | нет | нет | да | да |
24. Пожарная опасность в лесах | нет | да | да | да |