ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 июля 2019 года N 509р-П
[О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года N 361р-П]
1. Внести в распоряжение Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года N 361р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2016, N 5, ст. 1093; N 6, ст. 1331; N 10, ст. 2182; 2017, N 3, ст. 483; N 9, ст. 1909) следующие изменения:
1) в преамбуле слова "социально значимых и долговых обязательств" заменить словами "принятых в установленном порядке расходных обязательств Республики Карелия и муниципальных образований в Республике Карелия";
2) в пункте 1 слова "до 2020 года" заменить словами "до 2024 года";
3) в пункте 1.1 слова "и представление отчетов о реализации Программы в Министерство финансов Российской Федерации" заменить словами ", представление отчетов о реализации Программы в Министерство финансов Российской Федерации и проведение оценки эффективности реализации Программы.";
4) в подпункте 1 пункта 2 после слов "на очередной год" дополнить словами ", а также методик расчета целевых показателей и объема бюджетного эффекта, установленных "дорожными картами" по реализации Программы на очередной год (изменений в указанные методики),";
5) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. Министерству экономического развития и промышленности Республики Карелия ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство финансов Республики Карелия отчет о реализации плана мероприятий по росту доходного потенциала Республики Карелия, предусмотренного приложением 3 к Программе, включающий информацию о проведенных мероприятиях, достижении плановых значений установленных показателей, причинах перевыполнения (неисполнения) показателей, рисках и мерах по их минимизации на плановый период.";
6) в подпункте 2 пункта 4 слова "до 2020 года" заменить словами "до 2024 года";
7) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Предложить Законодательному Собранию Республики Карелия, Центральной избирательной комиссии Республики Карелия, Контрольно-счетной палате Республики Карелия, Конституционному Суду Республики Карелия принять участие в реализации мероприятий Программы.";
8) Программу оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на период до 2020 года, утвержденную указанным распоряжением, изложить в следующей редакции:
"Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 16 мая 2016 года N 361р-П
Программа оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на период до 2024 года
I. Текущее состояние государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия
Установленные бюджетные ограничения стали фактором, определившим подходы к управлению региональными финансами Республики Карелия и муниципальными финансами муниципальных образований в Республике Карелия.
Ввиду одновременного снижения темпа роста валового регионального продукта, ухудшения конъюнктуры рынков, снижения доходов в связи с введением института консолидации налогоплательщиков и увеличения расходных обязательств в социальной сфере, включая выполнение обязательств, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П, бюджет Республики Карелия на протяжении последних лет планировался и исполнялся с дефицитом. Смежная проблема - высокая долговая нагрузка на бюджет Республики Карелия: по состоянию на 1 января 2018 года объем государственного долга Республики Карелия составил 124% от годового объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия.
Несмотря на сложную внешнюю и внутреннюю экономическую ситуацию, в 2016-2018 годах сохранилась ежегодная положительная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия.
Динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия за 2015-2018 годы, млн. рублей
Источники доходов | 2015 год | 2016 год | 2017 год | План на 2018 год | Факт, 2018 год | 2017 год к 2016 году, % | Факт, 2018 год к 2017 году, % |
Налоговые и неналоговые доходы | 24 266 | 26 449 | 26 842 | 33 040 | 33 696 | 101,5 | 125,5 |
Налоговые доходы | 21 492 | 23 785 | 23 955 | 29 878 | 30 469 | 100,7 | 127,2 |
Неналоговые доходы | 2 773 | 2 663 | 2 887 | 3 163 | 3 226 | 108,4 | 111,7 |
Одним из главных приоритетов Программы оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на период до 2024 года (далее - Программа) являлась реализация мер бюджетной консолидации при сохранении льготного налогообложения для инвесторов, обеспечении экономически оправданного уровня налоговой нагрузки в целях стимулирования предпринимательской активности.
С 1 января 2017 года на территории Республики Карелия установлены пониженные ставки налогов для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.
Сохранила действие льгота по налогу на прибыль для предприятий, наращивающих показатели финансово-хозяйственной деятельности и увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль при сохранении численности работников, введенная с 1 января 2014 года в целях стимулирования организаций реального сектора экономики.
В 2018 году в Республике Карелия установлены новые инструменты государственной поддержки инвестиционной деятельности, включая право на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль и льготный режим налогообложения для организаций, являющихся участниками специальных инвестиционных контрактов.
С 2017 года на территории республики установлены налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в научной, производственной и социальной сферах деятельности, а также началось поэтапное введение налогообложения имущества организаций исходя из кадастровой стоимости - на новый порядок были переведены торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 500 кв. метров. С 1 января 2018 года расширена сфера применения кадастровой оценки при налогообложении имущества организаций за счет перевода на новый порядок административно-деловых центров (комплексов) общей площадью свыше 500 кв. метров и помещений в них; офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания общей площадью свыше 500 кв. метров; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств.
С 1 января 2019 года снижен критерий по площади для административно-деловых и торговых центров (комплексов), офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, исходя из кадастровой стоимости которых осуществляется исчисление налога на имущество организаций, с 500 до 300 кв. метров.
В связи с переходом на кадастровое налогообложение объектов недвижимости рост поступлений налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества административно-деловых центров, торговых центров, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, жилых помещений у организаций-застройщиков в бюджет Республики Карелия составил 71,2 млн. рублей в 2018 году по сравнению с 2017 годом.
В результате оптимизации налоговых льгот, проведенной в соответствии с Планом по устранению с 1 января 2018 года неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), установленных Законом Республики Карелия от 30 декабря 1999 года N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия", утвержденным распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 июня 2017 года N 358р-П, отменены льготы, имеющие низкие показатели эффективности, а также невостребованные льготы. Удельный вес налоговых льгот в объеме налоговых поступлений в бюджет Республики Карелия снижен с 4% в 2015 году до 2% в 2018 году.
Проводимая бюджетная политика в части расходов консолидированного бюджета Республики Карелия направлена не только на рациональное использование бюджетных средств, но и прежде всего на повышение качества и доступности оказания государственных и муниципальных услуг населению Республики Карелия.
Реализация мероприятий по совершенствованию системы оказания государственных и муниципальных услуг в Республике Карелия осуществлялась путем укрупнения государственных (муниципальных) учреждений, оптимизации численности административно-управленческого и обслуживающего персонала, передачи государственными (муниципальными) учреждениями несвойственных им функций на аутсорсинг, размещения разнопрофильных государственных (муниципальных) учреждений под одной крышей.
По состоянию на начало 2019 года количество государственных и муниципальных учреждений социальной сферы по сравнению с 2015 годом сократилось на 8%, общая штатная численность работников государственных и муниципальных учреждений сократилась на 7%, до 61 120 единиц.
В 2016-2018 годах штатная численность государственных гражданских служащих органов государственной власти Республики Карелия сокращена на 347 единиц. За 2018 год фактическая доля расходов на содержание органов государственной власти Республики Карелия в общем объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Карелия составила 3,8% (при установленном Республике Карелия Правительством Российской Федерации нормативе формирования расходов на содержание органов государственной власти 3,9%).
По итогам 2018 года завершена централизация функций бухгалтерского (бюджетного) учета органов исполнительной власти Республики Карелия на уровне государственного казенного учреждения Республики Карелия "Центр бухгалтерского и аналитического сопровождения".
В области социальной поддержки граждан проведен комплекс мероприятий, включающий установление контроля за достоверностью сведений о доходах получателей при предоставлении социальной поддержки, отказ от индексации социальных выплат, установленных отдельным категориям граждан региональным законодательством, поэтапный переход на предоставление помощи по критерию нуждаемости. С целью снижения нагрузки на бюджет Республики Карелия проведена инвентаризация численности неработающего населения республики.
Республикой Карелия обеспечивается достижение установленных региональными планами мероприятий ("дорожными картами") по развитию отраслей социальной сферы показателей средней заработной платы всех предусмотренных указами Президента Российской Федерации категорий работников бюджетной сферы.
Реализован адресный подход при предоставлении субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта. Проведена работа по оптимизации расходов бюджета Республики Карелия на предоставление субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства.
В части бюджетных инвестиций обязательным условием начала (продолжения) реализации объекта является оценка эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета Республики Карелия. Все проекты, предлагаемые к включению в адресную инвестиционную программу Республики Карелия, оценены как эффективные.
В рамках адресной инвестиционной программы Республики Карелия в 2017-2018 годах завершена реализация 10 проектов с привлечением средств федерального бюджета, в том числе в реализации 8 проектов доля бюджета Республики Карелия составила менее 30%.
Продолжена работа по совершенствованию межбюджетных отношений с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия. Расширен перечень межбюджетных трансфертов, в отношении которых применен "заявочный" механизм их предоставления местным бюджетам.
Обеспечено внесение изменений в Закон Республики Карелия от 28 декабря 2015 года N 1969-ЗРК "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия": в 2017 году внесены изменения в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в части распределения 20% дотации с учетом результатов анализа реестров расходных обязательств, в 2018 году утверждена норма о формировании местных бюджетов в программном формате, предусмотрено распределение субсидий между бюджетами городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия Законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и на плановый период.
Разработаны и утверждены условия предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (постановление Правительства Республики Карелия от 9 февраля 2018 года N 42-П "Об условиях предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в 2018 году"). В соответствии с заключенными в 2018 году соглашениями с Министерством финансов Республики Карелия о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в Республике Карелия предусмотрены обязательства органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия по осуществлению мер, направленных на снижение уровня дотационности и рост налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия, а также по реализации мероприятий, направленных на бюджетную консолидацию.
В результате финансовой поддержки из бюджета Республики Карелия и мер, принятых органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия в целях концентрации имеющихся ресурсов на первоочередных расходах, обеспечено снижение долговых обязательств местных бюджетов. По состоянию на 1 января 2019 года объем муниципального долга снижен на 124 млн. рублей (или на 3%) по сравнению с началом года.
Задачей долговой политики Республики Карелия в 2016-2018 годах являлись сдерживание темпов роста государственного долга Республики Карелия и формирование оптимальной и управляемой структуры государственного долга Республики Карелия, позволяющей сократить расходы на обслуживание государственного долга Республики Карелия.
В этих целях ежегодные программы государственных внутренних заимствований Республики Карелия формировались исключительно из среднесрочных и долгосрочных заимствований, включая размещение государственных ценных бумаг, активно использовались кредитные инструменты в режиме возобновляемых линий и краткосрочные бюджетные кредиты на покрытие кассовых разрывов, заключались дополнительные соглашения к государственным контрактам на снижение процентных ставок по кредитам, активно использовались свободные средства автономных и бюджетных учреждений Республики Карелия, а привлечение коммерческих заимствований переносилось на более поздний период.
Реализованные мероприятия позволили снизить темпы роста государственного долга Республики Карелия со 112% на начало 2016 года до 110% на 1 января 2018 года. На 1 января 2019 года объем государственного долга Республики Карелия снижен по сравнению с началом года на 17,1% и составил 20 723 млн. рублей. Структура государственного долга Республики Карелия сформирована исключительно из среднесрочных и долгосрочных обязательств. Объем государственного долга Республики Карелия по состоянию на 1 января 2019 года диверсифицирован и представлен всеми инструментами: ценными бумагами (12%), кредитами банков (44%), бюджетными кредитами (43%), государственными гарантиями, представленными в прошлые годы (1%).
Динамика показателей в сфере управления государственным долгом Республики Карелия за 2015-2018 годы
Наименование показателя | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Динамика показателя за период 2015-2018 годов, % |
Объем государственного долга Республики Карелия, млн. руб. | 21 296 | 22 620 | 24 987 | 20 723 | 97,3 |
Темп роста государственного долга Республики Карелия по отношению к уровню предыдущего года, % | 12 | 6 | 10 | -17,1 | X |
Отношение объема государственного долга Республики Карелия к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия, % | 120 | 115 | 124 | 77,9 | 64,9 |
Отношение объема рыночного долга к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия, % | 67 | 53 | 63 | 43,4 | 64,7 |
Сокращение расходов на обслуживание государственного долга Республики Карелия, млн. руб. | 238 | 200 | 238 | 416 | 174,8 |
Доля среднесрочных и долгосрочных обязательств в структуре государственного долга Республики Карелия, % | 97 | 100 | 100 | 100 | 103,1 |
Таким образом, за счет комплексной реализации мероприятий, направленных на увеличение доходов и повышение эффективности расходов консолидированного бюджета Республики Карелия, совершенствование межбюджетных отношений с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия, сокращение дебиторской и кредиторской задолженности консолидированного бюджета Республики Карелия, обеспечено достижение всех установленных Программой ожидаемых конечных результатов по итогам 2018 года:
темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Карелия составил 125,5% к уровню предыдущего года (целевое значение - не менее 105,0%);
доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета Республики Карелия составила 0,36% (целевое значение - не более 0,58%);
отношение государственного долга Республики Карелия к сумме доходов бюджета Республики Карелия без учета безвозмездных поступлений составило 77,9% (целевое значение - не более 106%).
Дальнейшая реализация мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия (далее - муниципальные финансы) позволит обеспечить выполнение в 2019-2024 годах действующих расходных обязательств и принять необходимые меры по обеспечению сбалансированности бюджета Республики Карелия.
II. Цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Республики Карелия при безусловном и своевременном исполнении принятых в установленном порядке расходных обязательств Республики Карелия и муниципальных образований в Республике Карелия.
На достижение поставленной цели направлены следующие задачи Программы:
1) обеспечение роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия;