1. Рост напряженности в социальной сфере, высокий государственный долг Республики Карелия и замедление темпов экономического роста, обусловленные ухудшением макроэкономической конъюнктуры, развитием кризисных явлений в экономике и изменениями в налоговом законодательстве
Рост напряженности в социальной сфере связан прежде всего с ростом безработицы, которая в 2017 году составила 8,6% (15-е место в России, при среднем значении по стране 5,2%). Смежным фактором является и достаточно высокая преступность. По итогам 2017 года республика занимала 15-е место по числу преступлений на 100 000 человек, существенно превышая среднерегиональное значение в России. О замедлении темпов экономического роста говорит снижение среднегодового роста валового регионального продукта, который с 2013 по 2016 год составил 100,3% и вырос за этот период всего на 1,3%.
Особо стоит отметить, что Республика Карелия характеризуется самым низким в России уровнем дифференциации доходов населения, который соответствует многим развитым странам Европы и Северной Америки (Канада). Коэффициент Джини составлял в 2017 году 0,335 (в среднем в России - 0,41).
С 2013 года отмечается существенный рост уровня государственного долга республики в связи с одновременным влиянием следующих факторов: снижения доходной базы, вызванного вступлением основного стратегического предприятия республики - АО "Карельский окатыш" в консолидированную группу налогоплательщиков; роста расходов бюджета, связанных с поэтапным доведением заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы до среднего уровня заработной платы по экономике; необходимости обеспечения платежей за обязательное медицинское страхование неработающего населения; формированием Дорожного фонда Республики Карелия; роста тарифов на коммунальные услуги.
Реализация бюджетной и налоговой политики в течение последних лет осуществлялась в условиях жестких бюджетных ограничений, вызванных необходимостью обеспечения сбалансированности бюджета Республики Карелия и высоким уровнем накопленной долговой нагрузки на бюджет. Принятие решений на федеральном уровне, которые не были предусмотрены долгосрочной налоговой политикой региона, существенно влияет на формирование регионального бюджета в части оценки налогового потенциала на среднесрочную перспективу. Одновременно вследствие решений федерального центра увеличиваются (появляются новые) расходные обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Размер компенсации, предоставляемой из федерального бюджета в составе дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, значительно меньше ежегодной суммы дополнительных расходов и недополученных собственных доходов регионального бюджета.
В целях обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета региона и преодоления тенденций роста государственного долга распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года N 361р-П утверждена Программа оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия.
2. Сложившаяся структура валовой добавленной стоимости и структура использования валового регионального продукта Республики Карелия не позволяет обеспечить необходимые условия для выхода на траекторию устойчивого экономического роста
При общем размере валового регионального продукта 233,5 млрд. рублей (данные за 2016 год) валовое накопление основного капитала составляет 37 млрд. рублей (или 16%). Для того чтобы обеспечить рост валового регионального продукта на уровне 2-3%, необходимо увеличить долю валового накопления в структуре использования валового регионального продукта до 22-24%. При этом объем инвестиций в основной капитал должен быть в среднем 50 млрд. рублей в год. А с учетом компенсации ежегодного увеличения степени износа основных фондов предприятий и организаций на 1-2% указанный объем инвестиций в основной капитал должен быть увеличен на 3 млрд. рублей в год. Таким образом, для обеспечения роста валового регионального продукта на уровне 103% в год объем инвестиций в основной капитал должен быть увеличен минимум до 50 млрд. рублей (по итогам 2016 года он составил 35 млрд. рублей), или на 43%.
Более 50% валовой добавленной стоимости Республики Карелия создается в сфере обращения и непроизводственной сфере. Более 40% генерируется в сфере обращения (причем на торговлю, транспорт и связь приходится около 30%). В непроизводственной сфере создается более 10% добавленной стоимости, ее основная масса приходится на государственное управление, здравоохранение и образование. На сферу материального производства приходится менее 50% (в том числе на обрабатывающие производства - 17,9%). Позитивных изменений в структуре валовой добавленной стоимости, связанных с увеличением доли материального производства, не наблюдается.
Для изменения структуры валовой добавленной стоимости и выхода на необходимые объемы инвестиций требуются перезагрузка промышленной политики и формирование новых отраслей и производств, для развития которых у Карелии есть серьезный потенциал, создание новых предприятий полного цикла с глубокой переработкой местных ресурсов.
3. Неустойчивая динамика объемов промышленного производства в сочетании с отсутствием позитивных изменений в структуре валовой добавленной стоимости и структуре промышленности
В течение последних шести лет наблюдается неустойчивая динамика физических объемов промышленного производства в республике.
В январе-июне 2018 года индекс промышленного производства составил 103,3%. При этом в структуре промышленности наблюдается рост стоимостных объемов в отраслях, связанных с добычей полезных ископаемых, при одновременном сокращении доли обрабатывающей промышленности.
Индекс производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" в 2016 году составил 103,0% по отношению к предыдущему году, но динамика неустойчивая. В секторе занято приблизительно 7,0 тыс. человек (около 3,5% от числа работников). В горнопромышленном комплексе ведут разработку месторождений более 80 организаций. По видам производимой продукции Карелия занимает 28% российского рынка железорудных окатышей (АО "Карельский окатыш"), 9,8% железной руды (АО "Карельский окатыш"), 7,6% рынка нерудных строительных материалов. Перспективы развития горнопромышленного комплекса связаны прежде всего со снижением транспортных тарифов на перевозку нерудных строительных материалов, развитием переработки минерального сырья на территории Республики Карелия (включая увеличение объемов производства строительных материалов из блочного камня), освоением новых высокорентабельных месторождений полезных ископаемых (особенно месторождений руд цветных и редкоземельных металлов).