Действующий

О Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года

1.2. Особенности, тенденции и проблемы социально-экономического развития Республики Карелияв 2013-2016 гг.

     

1. Рост напряженности в социальной сфере, высокий государственный долг Республики Карелия и замедление темпов экономического роста, обусловленные ухудшением макроэкономической конъюнктуры, развитием кризисных явлений в экономике и изменениями в налоговом законодательстве.

Рост напряженности в социальной сфере связан, прежде всего, с ростом безработицы, которая в 2016 году составила 9,2% (в России - 5,5%). Связанным фактором является и достаточно высокая преступность. По итогам 2016 г. республика занимала 11-е место по числу преступлений на 100 000 человек, существенно превышая среднерегиональное значение в России. О замедлении темпов экономического роста говорит снижение среднегодового роста ВРП, который с 2013 по 2016 гг. составил 100,3% и вырос за этот период всего на 1,3%.

Увеличение государственного долга Республики Карелия связано с ростом бюджетных расходов (расходы бюджета в расчете на одного жителя республики в 2016 году составили 66,6 тысяч рублей, что выше уровня 2015 года на 8%), а также сокращением налоговой базы (связано, в том числе, с вхождением ряда крупных налогоплательщиков в консолидированные группы налогоплательщиков).

Реализация бюджетной и налоговой политики в течение ряда последних лет осуществлялась в условиях жестких бюджетных ограничений, вызванных необходимостью обеспечения сбалансированности бюджета Республики Карелия и высоким уровнем накопленной долговой нагрузки на бюджет. Принятие решений на федеральном уровне, которые не предусмотрены долгосрочной налоговой политикой, существенно влияет на формирование регионального бюджета в части оценки налогового потенциала на среднесрочную перспективу. Одновременно вследствие решений федерального центра увеличиваются (появляются новые) расходные обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Размеры компенсации, предоставляемые из федерального бюджета в составе дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности, несопоставимы с ежегодной суммой дополнительных расходов и недополученных доходов.

Смежной проблемой является высокий уровень государственного долга Республики Карелия, объем которого по состоянию на 1 января 2017 года составил 22,62 млрд. рублей, или 115% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета. Регион входит в число субъектов Российской Федерации с наиболее напряженной долговой ситуацией. Высокая долговая нагрузка не позволяет решать задачу снятия инфраструктурных ограничений экономического роста, а также негативно влияет на кредитоспособность и инвестиционную привлекательность. В целях обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета региона и преодоления тенденций роста государственного долга в 2016 году утверждена Программа оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия.

2. Сложившаяся структура валовой добавленной стоимости и структура использования валового регионального продукта Республики Карелия не позволяет обеспечить необходимые условия для выхода на траекторию устойчивого экономического роста.

При общем размере ВРП Республики Карелия 233,5 млрд рублей (данные на 2016 год) валовое накопление основного капитала составляет 37 млрд. рублей (или 16%). Для того, чтобы обеспечить рост ВРП на уровне 2-3% необходимо увеличить долю валового накопления в структуре использования ВРП до 22-24%. При этом объем инвестиций в основной капитал должен быть в среднем 50 млрд рублей в год. А с учетом компенсации ежегодного увеличения степени износа основных фондов предприятий и организаций на 1-2%, указанный объем инвестиций в основной капитал должен быть увеличен на 3 млрд. рублей в год. Таким образом, для обеспечения роста ВРП на уровне 103% в год объем инвестиций в основной капитал должен быть увеличен минимум до 50 млрд. рублей (по итогам 2016 года он составил 35 млрд. рублей), или на 43%.

Более 50% валовой добавленной стоимости Республики Карелия создается в сфере обращения и непроизводственной сфере. Более 40% создается в сфере обращения (причем на торговлю, транспорт и связь приходится около 30%). В непроизводственной сфере генерируется более 10% добавленной стоимости, ее основная масса приходится на государственное управление, здравоохранение и образование. На сферу материального производства приходится менее 50% (в том числе на обрабатывающие производства - 17,9%). Позитивных изменений в структуре валовой добавленной стоимости, связанных с увеличением доли материального производства, не наблюдается.

Для изменения структуры валовой добавленной стоимости и выхода на необходимые объемы инвестиций требуется перезагрузка промышленной политики и формирование новых отраслей и производств, для развития которых у Карелии есть серьезный потенциал, создание новых предприятий полного цикла с глубокой переработкой местных ресурсов.

3. Неустойчивая динамика объемов промышленного производства в сочетании с отсутствием позитивных изменений в структуре валовой добавленной стоимости и структуре промышленности.

В течение последних шести лет наблюдается неустойчивая динамика физических объемов промышленного производства в республике. При этом в структуре промышленности наблюдается рост стоимостных объемов в отраслях, связанных с добычей полезных ископаемых, при одновременном сокращении доли обрабатывающей промышленности.

Индекс производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" в 2016 г. составил 103,0% к предыдущему году, но динамика неустойчивая. В секторе занято порядка 7,0 тыс. чел. (около 3,5% от числа работников). В горнопромышленном комплексе ведут разработку месторождений более восьмидесяти организаций. По видам производимой продукции Карелия занимает 28% российского рынка железорудных окатышей (АО "Карельский окатыш"), 9,8% железной руды (АО "Карельский окатыш"), 7,6% рынка нерудных строительных материалов. Перспективы развития горнопромышленного комплекса связаны, прежде всего, со снижением транспортных тарифов на перевозку нерудных строительных материалов, развитием переработки минерального сырья на территории Республики Карелия (включая увеличение объемов производства строительных материалов из блочного камня), освоением новых высокорентабельных месторождений полезных ископаемых (особенно, месторождений руд цветных и редкоземельных металлов).

Индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в 2016 г. составил 106,3% к предыдущему году. Динамика развития обрабатывающего сектора промышленности нестабильная. В структуре отгруженной продукции обрабатывающей промышленности в 2016 г. (табл. 1) преобладают: лесопромышленный комплекс (63,8%; его доля выросла на 8,4 п.п.), пищевая промышленность (14,1%; ее доля выросла на 5,3 п.п.), металлургический комплекс (7,1%; его доля сократилась с 2010 года на 11,6 п.п.), производство машин, транспортных средств и оборудования (5,8%; с 2010 года доля сократилась на 0,8 п.п.).

Таблица  - Структура отгруженной продукции (работ, услуг) по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в Республики Карелия, %

Обрабатывающие производства

2010

2016

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

43,3

48,3

Обработка древесины и производство изделий из дерева

12,1

15,5

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

8,8

14,1

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

18,7

7,1

Производство машин, транспортных средств и оборудования

6,6

5,8

Прочие виды обрабатывающих производств

3,1

2,7

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

1,5

2,6

Производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий

3,7

2

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

2

1,8

Текстильное, швейное производство, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

0,2

0,1



Таким образом, при общем незначительном снижении доли промышленности в структуре валовой добавленной стоимости, разнонаправленные тенденции наблюдаются и в структуре промышленного производства. В частности, происходит усиление моноотраслевой специализации Республики Карелия за счет лесопромышленного и горнопромышленного комплексов при снижении доли других традиционных отраслей карельской промышленности - металлургический комплекс и машиностроение. При этом развитие получают отрасли, ориентированные на конечный потребительский рынок - пищевая промышленность.

4. Сложившаяся структура занятости населения и недостаток высокопроизводительных рабочих мест в сфере материального производства в Республике Карелия обуславливает высокие бюджетные расходы и достаточно низкие показатели производительности труда.

Структура занятости населения во много обусловлена структурой валового регионального продукта (табл. 2). В структуре занятости населения преобладает сфера услуг. Наибольшая доля работников занята в сфере образования, торговли, транспорта и связи, здравоохранения и государственного управления - суммарно на эти отрасли приходится почти 59% среднесписочной численности работников. При этом в сфере материального производства занято всего 26% занятых (в том числе на обрабатывающую промышленность, имеющую особое значение с точки зрения создания высокопроизводительных рабочих мест, приходится всего 10% от среднесписочной численности работников).

Таблица  - Изменение структуры ВРП и занятости по видам деятельности в Республике Карелия

Вид деятельности

Доля в ВРП в 2016 г., %

Отношение доли в ВРП в 2016 г. к соответствующему значению в 2010 г.

Доля в среднесписочной численности работников в 2016 г, %

Отношение доли в занятости в 2016 г. к соответствующему значению в 2010 г.

Обрабатывающие производства

17,9

1,023

10

0,82

Транспорт и связь

14,2

1,671

11,02

0,95

Добыча полезных ископаемых

12,4

0,969

3,54

1,03

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

10,2

0,903

13,09

1,34

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

9,4

0,783

10,45

1,03

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

8,1

1,174

7,67

1,18

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

6,7

0,944

10,89

0,98

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5,2

0,912

5,17

1,01

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

4,2

0,857

2,9

0,36

Образование

3,8

0,809

13,21

0,96

Строительство

3,1

0,596

3,57

0,99

Рыболовство, рыбоводство

2,1

1,909

0,76

1,02

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

1,4

1,077

3,59

0,87

Гостиницы и рестораны

1,0

1,429

2,15

1,34

Финансовая деятельность

0,3

1,0

1,76

1,01



В структуре занятости также наблюдаются негативные тенденции, связанные с сокращением доли занятых в сельском и лесном хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве.

Улучшение структуры занятости населения связано с приоритетным созданием новых высокопроизводительных рабочих мест прежде всего за счет реализации инвестиционных проектов модернизации действующих и организации новых промышленных производств, реализации комплекса мер, направленных на стимулирование предпринимательской активности и поддержку малого и среднего бизнеса.

5. Снижение объемов производства и нестабильная ситуация в сфере сельского хозяйства в сочетании с высокой положительной динамикой развития рыбохозяйственного комплекса.

Доля видов деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", "рыболовство, рыбоводство" в структуре ВРП Республики Карелия составляет 6,3% (в том числе "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - 4,2%, "рыболовство, рыбоводство" - 2,1%).