Действующий

О Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года

     

3. Этапы и сценарии социально-экономическогоразвития Республики Карелия на периоддо 2022 года

     

В основу сценарной модели социально-экономического развития Республики Карелия заложены три этапа (рис. 1):

- ПЕРВЫЙ ЭТАП (2017-2018 гг.) - Создание базовых условий для устойчивого развития Республики Карелия - предполагает акцентирование внимания и ресурсов на реализации инфраструктурных проектов (в сфере строительства и реконструкции объектов транспортной, инженерной, энергетической, социальной инфраструктуры), создании необходимых условий (правовых и организационных) для привлечения инвестиций и развития новых отраслей и секторов экономики, а также на решении наиболее острых проблем в социальной сфере. Ключевыми инструментами привлечения финансовых средств в создание и развитие инфраструктуры являются федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года", а также участие республики в государственных программах Российской Федерации и Федеральной адресной инвестиционной программе.

Реализация комплекса мер и проектов в рамках первого этапа позволит создать необходимые условия для экономического роста и стабилизации ситуации в социальной сфере. В конце первого этапа (2018 год) планируется достигнуть ВРП в объеме 270 млрд рублей.

- ВТОРОЙ ЭТАП (2018-2020 гг.) - Этап запуска модели качественного роста - предполагает реализацию комплекса мер, направленных на усиление инвестиционной привлекательности Республики Карелия, повышение комфортности жизни в городских и сельских поселениях, а также на снижение и, в перспективе, прекращение оттока населения и привлечение трудовых мигрантов. Основными инструментами на данном этапе будут: "перезагрузка" промышленной политики, меры по диверсификации и развитию моногородов, меры по повышению конкурентоспособности карельских производителей, расширение мер господдержки малого бизнеса, предпринимательской и общественной инициативы, совершенствование мер инвестиционной политики, существенное сокращение государственного долга республики и его приведение в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, реализация программы "Комфортная городская среда", а также системы мер по повышению доступности и качества социальных услуг жителям республики.

Реализация комплекса мер и проектов в рамках второго этапа позволит качественно изменить модель экономического роста в Республике Карелия, создать предпосылки для привлечения инвестиций в новые для региона сектора и отрасли, а также создать привлекательные условия для жизни населения и привлечения трудовых мигрантов. В конце второго этапа (2020 год) планируется достигнуть ВРП в объеме 290 млрд рублей.

             

_________________________

(1) Параметры валового регионального продукта по этапам указаны в соответствии с форсированным сценарием социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года.


- ТРЕТИЙ ЭТАП (2020-2022 гг.) - Этап количественного роста (наращивания темпов развития) - предполагает реализацию активной инвестиционной политики по привлечению и сопровождению реализации инвестиционных проектов, стимулирование и господдержку межотраслевой и внутриотраслевой кооперации между предприятиями, формирование производственных кластеров как инструментов концентрации производственных цепочек и добавленной стоимости на территории Карелии, а также рост налогового потенциала региона, существенное повышение эффективности бюджетной политики и увеличение бюджетных расходов и инвестиций в развитие и повышение доступности социальной инфраструктуры, развитие человеческого капитала и повышение качества жизни жителей Карелии, создание условий для кардинального улучшения демографической и миграционной ситуации в Республике Карелия.

Реализация комплекса мер и проектов в рамках третьего этапа позволит минимум в полтора раза увеличить объем инвестиций в основной капитал (в том числе качественно изменить отраслевую структуру инвестиций - до 35% инвестиций будут вкладываться в обрабатывающие производства), увеличить ежегодный рост ВРП до 104-105%, создать условия для роста налогового потенциала и налоговых доходов в бюджетную систему, переломить тенденции и обеспечить положительное сальдо миграции, обеспечить устойчивый рост уровня и качества жизни населения. В конце третьего этапа (2022 год) планируется достигнуть ВРП в объеме не менее 352 млрд рублей.

С учетом условий сценарной модели социально-экономического развития Республики Карелия, рассмотренной выше, в зависимости от интенсивности влияния внешних негативных факторов, ограничений и рисков, а также возможностей мобилизации внутренних ресурсов, возможны три сценария развития Республики Карелия, отличающиеся динамикой социально-экономических процессов и инициируемых изменений:

1) инерционный сценарий;

2) целевой (селективный) сценарий;

3) форсированный сценарий.

Указанные сценарии будут реализовываться в увязке с проводимой социально-экономической политикой на федеральном уровне, в том числе в увязке с реализацией Стратегии развития Российской Федерации на период 2018 - 2024 годов, указов Президента Российской Федерации, а также основными направлениями и задачами социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на пятилетнюю перспективу, обозначенными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, Стратегией развития Северо-Западного федерального округа.

Инерционный сценарий. Данный сценарий предполагает постепенные изменения и преобразования условий социально-экономического развития Республики Карелия, которые осуществляются исходя из текущих бюджетных и ресурсных возможностей и действующих ограничений, а также при условии усиления негативного влияния внешних факторов и рисков, включая ужесточение внешнеэкономических санкций, сокращение объемов федерального финансирования госпрограмм и инвестиционных программ, изменение федерального законодательства в области налоговой и бюджетной политики, которые могут негативно отразиться на системе межбюджетных отношений и формировании доходной части бюджетов, опережающий рост энергетических и транспортных тарифов.

В этих условиях имеющиеся ресурсы будут отвлекаться на обеспечение сбалансированности бюджетной системы, а также на выполнение расходных обязательств бюджета, главным образом, в части обслуживания и снижения государственного долга, а также содержания и обеспечения текущей деятельности социальной сферы. Это не позволит в полной мере обеспечить решение задач, связанных с финансированием и реализацией мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства, а также с деятельностью уже созданных и новых региональных институтов развития.

В случае реализации данного сценария будет успешно завершена реализация федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года", а также проектов, реализуемых и финансируемых в рамках соответствующих федеральных целевых программ, госпрограмм и адресной инвестиционной программы. Однако после 2020 года объем привлекаемых федеральных ресурсов может существенно сократиться. Развитие экономики республики будет идти по инерционной модели с сохранением или незначительным ростом внебюджетных инвестиций в основной капитал. Однако их объем позволит обеспечить лишь воспроизводство выбывающих основных производственных фондов и компенсировать снижение их стоимости.

Основные параметры и ожидаемые результаты реализации инерционного сценария представлены в таблице 4.

Целевой (селективный) сценарий. Данный сценарий предполагает сосредоточение внимания и ограниченных ресурсов на приоритетных первоочередных задачах, решение которых позволит сформировать необходимые условия и стимулы для ускорения социально-экономического развития Республики Карелия. Целевой сценарий реализуется в условиях ограниченных ресурсов, объем которых, тем не менее, будет достаточен для их концентрации на решении узкого круга приоритетных задач.

Из каждого блока задач, определенных в настоящей Концепции (инфраструктурно-экономического блока, блока пространственного развития, социального блока и организационно-управленческого блока), предстоит выбрать ряд конкретных задач. При этом выбор (селекция) этих задач будет осуществляться исходя из их ресурсоемкости, минимизации сроков получения ожидаемого результата и наличия мультипликативного эффекта. Также приоритетность той или иной задачи будет определяться в соответствии с требованиями и приоритетами, транслируемыми федеральными органами власти.

Как и в инерционном сценарии, будет успешно завершена реализация федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года", а также проектов, реализуемых и финансируемых в рамках соответствующих федеральных целевых программ, государственных программ и адресной инвестиционной программы.

Реализация данного сценария в сфере развития инфраструктуры будет направлена на реализацию только первоочередных инфраструктурных проектов со средней и небольшой капиталоемкостью по строительству и реконструкции тех объектов, без которых невозможна успешная реализация уже намеченных и реализуемых инвестиционных проектов, либо реализация которых позволит пресечь возможные очаги социальной напряженности. Решение основных проблем в развитии инженерной и социальной инфраструктуры будет обеспечиваться за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия.

В экономической сфере данный сценарий предполагает завершение и поддержку уже начатых крупных инвестиционных проектов, а также реализацию мелких и средних инвестиционных проектов, которые впоследствии способны стать новыми точками роста. В их отношении будут использоваться инструменты адресной государственной поддержки с акцентом на нефинансовые формы, а также имеющиеся возможности в части льготного режима налогообложения для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, предоставления подготовленных инвестиционных площадок. Для стимулирования предпринимательской активности будут реализованы меры по снижению административного давления на малый и средний бизнес.

В социальной сфере данный сценарий предполагает приоритетную реализацию проектов и решение задач, которые позволят устранить или предупредить возможные очаги социальной напряженности. При этом в условиях ограниченности ресурсов в рамках данного сценария получат развитие механизмы привлечения внебюджетных ресурсов, включая государственно- и муниципально-частное партнерство и концессию.

В организационно-управленческой сфере ресурсы предполагается сконцентрировать на тех задачах, решение которых позволит существенно повысить эффективность государственного и муниципального управления и оптимизировать бюджетные расходы.