В 2016 году Карелия в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития информационного общества - показателю, характеризующему достижения республики в сфере ИКТ, разработанном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязь России), занимала 10-е место из 83; в 2017 году - 55-е место. По индексу готовности регионов России к информационному обществу в 2011 году Республика Карелия занимала 13-е место среди 82 субъектов Российской Федерации.
Методика оценки уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации содержит 18 подындексов, характеризующих использование ИКТ в 15 сферах деятельности (электронное правительство, образование, здравоохранение, культура, предпринимательство и торговля, сельское хозяйство, транспорт, социальное управление, жилищно-коммунальное хозяйство, использование ИКТ в домохозяйствах и населением и другие), а также основные факторы развития информационного общества (человеческий капитал, ИКТ-инфраструктура, управление информатизацией). В 2017 году методика была доработана Минкомсвязью России, чем объясняется резкое падение республики в рейтинге субъектов Российской Федерации.
Для формирования рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню развития информационного общества использовались данные государственного статистического наблюдения в сфере ИКТ, осуществляемого Федеральной службой государственной статистики, данные ведомственной статистики (Минкомсвязь России, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство образования и наукиРоссийской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное казначейство), а также данные, представленные субъектами Российской Федерации с использованием автоматизированной ИС (далее - АИС) "Электронный регион" федеральной государственной ИС (далее - ФГИС) координации информатизации, за предшествующий год.
В 2012 году автономная некоммерческая организация "Институт развития информационного общества" подготовила Индекс открытости правительства регионов России. Он демонстрирует уровень использования инструментов открытого правительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Индекс рассчитывался на основе показателей, характеризующих четыре направления открытого правительства: сервисы социальных сетей, открытые правительственные данные, онлайновое сотрудничество с гражданами, интегрированные/сетевые сервисы.
Значения показателей определялись на основе исследования официальных правительственных и 6 ведомственных веб-сайтов (образование, здравоохранение, труд и занятость, социальная защита, финансы) субъектов Российской Федерации.
По результатам исследования Республика Карелия заняла 8-е место из 82 субъектов Российской Федерации.
Вышеперечисленные показатели во многом были достигнуты за счет наличия в регионе развитой системы образования, центральным элементом которой является один из крупнейших на Северо-Западе вузов (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петрозаводский государственный университет" (далее - Петрозаводский государственный университет), а также приграничного положения региона. Эти особенности обеспечивают кадровый потенциал, а также способствуют трансферу технологий и позволяют применять инновационный подход при решении задач информатизации.
В предшествующий период были сформированы основные органы управления информатизацией республики, введены в эксплуатацию региональные ИС. На технологической площадке государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Радиоком" (далее - ГУП РК "Радиоком") созданы централизованные элементы инфраструктуры электронного правительства. Информационные технологии используются при исполнении полномочий исполнительными органамиРК и органами местного самоуправления.
В частности, в предыдущий период были созданы, внедрены и используются:
Единая система электронного документооборота и делопроизводства "Дело" (далее -ЕСЭДД) с модулем сопряжения с межведомственным электронным документооборотом, предназначенным для организации электронного документооборота с федеральными органами государственной власти;
система межведомственного электронного взаимодействия Республики Карелия (далее - РСМЭВ), к которой организован доступ для всех исполнительных органовРК, органов местного самоуправления, ряда подведомственных государственных и муниципальных организаций;
региональные отраслевые ИС в сфере образования (региональный сегмент единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам, единая ИС "Муниципальная система образования Петрозаводска"), здравоохранения (региональная ИС здравоохранения Республики Карелия (далее - РИСЗ), социального развития (ИС"Адресная социальная помощь", АИС "Дети России"), труда и занятости (ИС "Занятость"), культуры (автоматизированная информационная библиотечная система (далее - АИБС) "Фолиант", ИС"Архивный фонд"), записи актов гражданского состояния (АИС "ЗАГС-центр"), сельского хозяйства (ИС "Охота", АИС "Гостехнадзор Эксперт" Республики Карелия) и пр. Общее количество систем разного назначения, используемых в исполнительных органахРК, составляет 121;
Официальный интернет-портал Республики Карелия(http://gov.karelia.ru), сайты исполнительных органов РК и пр.;
на Официальном интернет-портале Республики Карелия размещены: единая виртуальная приемная органов исполнительной власти Республики Карелия, через которую в 2016 году получено 3309 обращений граждан (из них через ЕСЭДД зарегистрировано 1209 обращений); опросные формы для жителей республики в соответствии с Указом Главы Республики Карелия от 31 октября 2013 года N 88 "Об организации и проведении опроса населения об эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия, унитарных предприятий и учреждений, действующих на республиканском и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Республики Карелия или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований в Республике Карелия, с применением информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий";
отраслевые информационные ресурсы, находящиеся в публичном доступе, такие, как Электронная библиотека Республики Карелия(http://elibrary.petrsu.ru), Карельский туристский портал (http://www.ticrk.ru), Первый билетный портал Карелии и Финляндии "KareliaTicket" (https://kareliaticket.com) и другие.
Для обеспечения информационной поддержки инвестиционной деятельности на территории республики создана ИС "Геопортал Республики Карелия" (далее -Геопортал). Геопортал обеспечивает публикацию актуальных пространственных данных о республике и предоставляет пользователям доступ к открытой части ИС в сети Интернет по адресу: http://geoportal.karelia.ru.
В настоящее время на Геопортале в открытом доступе размещены 15 тематических разделов, содержащих 70 слоев с пространственными данными, в том числе по направлениям: инвестиции, связь, таможенная инфраструктура, энергетика, объекты федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года", транспорт, образование, здравоохранение, культура, социальная защита. На Геопортале также создан специальный раздел, посвященный 100-летию образования республики.
В целях реализации на территории Республики Карелия Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" выполнен первый этап создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"(далее - Система-112)в Республике Карелия: в рамках системного проекта телекоммуникационной подсистемы Системы-112, разработанного Минкомсвязью России, развернута базовая инфраструктура, подготовлен для ввода в опытную эксплуатацию центр обработки вызовов (далее - ЦОВ) в административном центре Республики Карелия г. Петрозаводске.
На территории Республики Карелия создана и успешно функционирует телемедицинская сеть (далее - ТМС РК), которая охватывает все муниципальные районы и городские округа в республике и включает в себя 24 телемедицинских пункта и телерадиологическую сеть. Ежегодно посредством использования ТМС РК проводится свыше 1000 телемедицинских консультаций регионального и федерального уровней, более 100 видеосовещаний, телелекций и обучающих семинаров.
В целях оптимизации и повышения качества предоставления услуг, организации их централизованного предоставления в 2012 году создано государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия" (далее - ГБУ РК "Многофункциональный центр Республики Карелия", многофункциональный центр, МФЦ).
Во всех районах и городских округах в республике действуют 18 отделов предоставления услуг многофункционального центра, 60 удаленных рабочих мест, расположенных в городских и сельских поселениях. Всего в региональном МФЦ создано 194 окна, обеспечивающих предоставление государственных и муниципальных услуг для граждан и организаций. МФЦ осуществляет выездное обслуживание заявителей, в том числе бесплатное для отдельных категорий граждан.
В МФЦ организовано предоставление 43 федеральных услуг, 93 региональных и 34 муниципальных услуг. Перечень услуг, предоставляемых на базе МФЦ, постоянно расширяется, увеличивается количество обращений. В 2015 году в МФЦ обратились более 212 тысяч, в 2016 - более 230 тысячграждан и организаций. Показатель охвата населения республики предоставлением государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" составляет 100%.
Для оценки качества и доступности государственных и муниципальных услуг, определения приоритетов для их оптимизации, а также для оценки результатов проводимых преобразований в республике осуществляется независимый мониторинг качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг на основе анкетирования граждан, обратившихся в многофункциональный центр. По результатам проведенного в 2016 году мониторинга установлено, что уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг в МФЦ составляет 97,5%, среднее время ожидания в очереди при обращении заявителя в МФЦ - 15 минут. При этом Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ Президента РФ N 601) определены целевые значения данных показателей - 90% и 15 минут соответственно.
По результатам оценки организации централизованного предоставления государственных и муниципальных услуг, проведенной Министерством экономического развития Российской Федерации (далее -Минэкономразвития России)в 2016 году, республика вошла в группу с высокой степенью эффективности деятельности по данному направлению (4,84балла из 5 возможных).
В целях улучшения качества жизни населения и ведения предпринимательской деятельности, повышения эффективности государственного управления за счет использования информационных технологий в Республике Карелия последовательно реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Указом Президента РФ N 601 предусмотрено достижение по итогам 2018 года значения показателя "доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме" не менее 70%.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2016 году значение данного показателя в Республике Карелия составило 30,6% при плановом значении 50%, целевое значение показателя по итогам 2017 года - 60%.
Обязательным условием повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг для граждан и организаций является публикация сведений о них на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее -ЕПГУ). С этой целью в Республике Карелия используется ИС "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Карелия", интегрированная с ЕПГУ. К системе подключены все исполнительные органы РК и органы местного самоуправления. По состоянию на июнь 2017 года доля актуализированной информации в указанной ИС составила 58%, в том числе по государственным услугам - около 90%, по муниципальным услугам - 55%.
В Республике Карелия функционирует Региональный портал электронных услуг Республики Карелия (https://uslugi.karelia.ru). Портал интегрирован с компонентами инфраструктуры РСМЭВ и обеспечивает гражданам и организациям республики возможность подачи заявлений в электроннойформео получении более 300 видов услуг.