Действующий

Об утверждении Концепции развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017 – 2025 годы

II. Современное состояние этнокультурного образования в Республике Карелия


В настоящее время система этнокультурного образования в Республике Карелия представлена всеми уровнями и видами образования:

общее образование (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование);

профессиональное образование (среднее профессиональное образование, высшее образование);

дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование).

Общее образование

В дошкольных образовательных организациях в Республике Карелия этнокультурное образование представлено в части образовательной программы, формируемой (в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования) участниками образовательных отношений. Знакомство детей дошкольного возраста с государственной символикой, географическим положением, климатом, природой, экономикой Карелии, а также приобщение к культуре, искусству, традициям, фольклору, национальным языкам карелов, вепсов и финнов происходит в рамках освоения всех образовательных областей реализуемой программы.

В Республике Карелия накоплен позитивный опыт раннего обучения детей карельскому, вепсскому и финскому языкам посредством применения различных методик и технологий, среди которых центральное место занимает языковое погружение. Методика языкового погружения апробируется в 9 дошкольных образовательных организациях республики в рамках реализации международного проекта "Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании".

В настоящее время прибалтийско-финские языки изучают около 1000 (3%) воспитанников в 26 (10%) дошкольных образовательных организациях в 5 муниципальных районах и 2 городских округах в Республике Карелия. Всего преподают карельский, финский, вепсский языки 50 педагогов (средний возраст - 42 года; 41% - с высшим образованием; 65% педагогов не имеют профессиональной подготовки в области преподавания языка).

В 2016 году создана региональная инновационная площадка "Непрерывное этнокультурное образовательное пространство образовательных учреждений" на базе:

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Финно-угорский детский сад комбинированного вида N 20 "Лумикелло";

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Финно-угорский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N 56 "Марьяне";

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Центр развития ребенка - финно-угорский детский сад N 107 "Жемчужинка";

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Средняя общеобразовательная финно-угорская школа имени Элиаса Лённрота".

Основной целью деятельности региональной инновационной площадки является объединение образовательных сред дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в единую этнокультурную среду для воспитанников и обучающихся. Важным направлением работы становится взаимодействие с семьей как в рамках образовательного процесса, так и за его пределами через воскресные школы для родителей, семейные конкурсы, фестивали и другие.

В целях обеспечения реализации этнокультурной специфики общеобразовательных программ приказом Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 5 мая 2006 года N 598 был утвержден региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования в Республике Карелия, определены цели и задачи, предметное содержание и требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих соответствующие программы этнокультурного образования.

В связи с переходом на ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования была обновлена инструктивно-методическая и учебно-методическая база, подготовлены и прошли региональную экспертизу примерные программы по прибалтийско-финским языкам и предметам этнокультурной направленности для начальной, основной и старшей школы, изданы учебные пособия по карельскому, вепсскому и финскому языкам для 1 - 5 классов, учебники "Край, в котором я живу" для 2 - 4 классов, "Моя Карелия" для 5 - 9 классов, "История Карелии" для 10 - 11 классов.

В настоящее время в общеобразовательных организациях этнокультурный компонент включен в содержание учебных предметов, курсов, дисциплин и модулей (например, "Литературное чтение", "Окружающий мир", "Основы религиозных культур и светской этики", "Музыка", "Технология", "География", "Биология" и другие), изучаются учебные предметы "Родной язык (карельский, вепсский, финский)", "Иностранный (финский) язык", "История Карелии", интегрированные предметы "Край, в котором я живу" и "Моя Карелия", элективные спецкурсы региональной тематики.

При этом в качестве доминантной этнокультурной составляющей школьного образования выступает обучение карельскому, вепсскому и финскому языкам. Ежегодно прибалтийско-финские языки изучают около 7000 (11%) обучающихся в 49 (22%) общеобразовательных организациях 13 муниципальных образований в Республике Карелия. Карельский, вепсский и финский языки изучаются как в урочной (70%), так и в кружковой форме во внеурочной деятельности (30%).

Преподают языки 94 учителя; 95% педагогов имеют высшее образование, средний возраст учителей - 43 года.

В образовательных организациях организуется проектная и исследовательская деятельность, работают школьные музеи, проводятся олимпиады, конкурсы, викторины, конференции. Многие мероприятия приурочены к Международному дню родных языков (21 февраля), Международному дню Калевалы (28 февраля), Дню финского языка (9 апреля), Дню карельской и вепсской письменности (20 апреля), Международному дню коренных народов мира (9 августа), Дням родственных финно-угорских народов (третья неделя октября).

Профессиональное образование

В профессиональных организациях среднего профессионального и высшего образования этнокультурное образование представлено преподаванием карельского, вепсского и финского языков и краеведческим компонентом курсов теоретических и практических дисциплин.

В настоящее время в системе среднего профессионального образования республики ведется преподавание карельского языка в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Карелия "Карельский колледж культуры и искусств", в рамках специальности "Народное художественное творчество" по виду "Этнохудожественное творчество" (10 человек). Финский язык изучают в качестве иностранного языка более 250 человек в Петрозаводском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I", в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Республики Карелия "Северный колледж" и государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Республики Карелия "Петрозаводский педагогический колледж" (специальности "Туризм", "Гостиничный сервис", "Преподавание в начальных классах").

Преподают карельский и финский языки в системе среднего профессионального образования Республики Карелия 5 педагогов.

В организациях среднего профессионального образования республики реализуются основные образовательные программы, которые предполагают изучение спецкурсов и дисциплин, включающих этнокультурную составляющую (например, "Организация музейного дела в образовательном учреждении", "Культурное наследие Карелии", "Народный костюм", "Краеведение", "История и этнография финно-угорских народов"), организуется фольклорно-этнографическая (экспедиционная) практика, ведется внеурочная и проектно-исследовательская деятельность, включая курсовые и выпускные квалификационные работы, посвященные вопросам истории образования, развития культуры, искусства Карелии, для студентов организуются культурно-образовательные поездки по районам республики.

Этнокультурное образование в сфере музыкального искусства предлагается в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Карелия "Петрозаводский музыкальный колледж имени Карла Эриковича Раутио" и в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова", где с 1993 года существует кафедра музыки финно-угорских народов, открыт бакалавриат и магистратура по профилю "Этномузыкология", с 2014/15 учебного года преподается финский язык. По направлению 52.05.01 "Актерское искусство" в консерватории готовят актеров для бюджетного учреждения "Государственный Национальный театр Республики Карелия".

На кафедре прибалтийско-финской филологии в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Петрозаводский государственный университет" (далее - Петрозаводский государственный университет) ведется подготовка кадров (в том числе педагогических) со знанием карельского, вепсского и финского языков по направлениям "Педагогическое образование" и "Филология" (программы бакалавриата). Учебные планы кафедры прибалтийско-финской филологии содержат дисциплины, раскрывающие особенности материальной и духовной культуры прибалтийско-финских народов: "Краеведение Карелии", "Традиции и обычаи Финляндии", "История литературы Карелии", "Карело-финское устное народное творчество", "История литературы Финляндии", "Язык и стиль эпоса "Калевала". Вопросы этнолингвистического образования рассматриваются в лекционно-практических курсах ("Карельский язык", "Вепсский язык", "Финский язык", "Сравнительная типология", "Введение в финскую диалектологию", "Введение в финно-угроведение", "Диалектология карельского языка", "Диалектология вепсского языка", "Лексикология современного финского языка". С целью овладения практическими навыками и умениями студенты проходят диалектологическую и педагогическую практику.