Концепция охватывает период до 2025 года. Концепция базируется на следующих основополагающих принципах этнокультурного образования:
принципе усиления значимости этнокультурного образования в современном поликультурном мире;
принципе преемственности и непрерывности этнокультурного образования на протяжении всей жизни;
принципе доступности, в том числе благодаря возможности дистанционного образования;
принципе вариативности и индивидуализации образовательных маршрутов в процессе этнокультурного образования;
принципе межведомственного взаимодействия и согласованности государственной политики в сфере этнокультурного образования, экономики, промышленности, труда, социальной защиты, культуры, спорта, молодежной политики и других сферах.
В 2025 году по итогам реализации Концепции любой житель Республики Карелия сможет удовлетворить свои потребности в освоении программ этнокультурной направленности, а также в изучении карельского, вепсского и финского языков и культуры их носителей. Концепция предусматривает предоставление соответствующих образовательных услуг в системе общего образования, среднего профессионального, дополнительного профессионального и высшего образования, дополнительного образования детей и взрослых, а также информального и неформального образования взрослых.
Главным центром этнокультурного образования должна оставаться школа, в которой преподавание предметов этнокультурной направленности, прибалтийско-финских языков и культуры осуществляется преимущественно в форме урочной деятельности с 1 по 11 класс и дополняется различными формами внеурочной работы с обучающимися и их родителями. При этом финский язык в системе общего образования может изучаться как родной язык, а также как первый или второй иностранный.
Общеобразовательная организация должна обеспечить преемственность в сфере этнокультурного образования путем предоставления гарантий и возможностей продолжения изучения карельского, вепсского и финского языков и культуры этих народов обучающимся, начавшим осваивать эти языки и культуру в дошкольных образовательных организациях в Республике Карелия.
В дошкольных образовательных организациях, реализующих программы этнокультурного образования, карельский, вепсский и финский языки должны преподаваться в форме специальных занятий, продолжительность и содержание которых зависят от возраста и интересов детей. Следует интегрировать языковую составляющую в структуру музыкальных занятий, занятий физической культурой. К 2025 году необходимо сохранить и развить сеть "языковых гнезд", предусматривающих погружение обучающихся в языковую среду в течение всего времени пребывания в образовательной организации. Следует использовать в образовательном процессе возможности этнокультурных центров, учреждений культуры, религиозных организаций.
Непрерывность этнокультурного образования должна быть поддержана системой государственных гарантий в отношении возможности продолжения освоения этнокультурных образовательных программ в организациях среднего профессионального и высшего образования в Республике Карелия. Освоение карельского, вепсского и финского языков в системе профессионального образования может происходить как в связи с профессиональной подготовкой в области этих языков и культуры их носителей, так и сопровождать процесс получения профессий по другим специальностям.
В 2017 - 2019 годы необходимо определить мотивационные условия, которые будут способствовать приобщению обучающихся в образовательных организациях республики к изучению карельского, вепсского и финского языков, дисциплин и модулей с этнокультурным компонентом содержания образования. В частности, должна быть разработана специальная государственная программа на период с 2017 по 2025 год стимулирующая использование в различных сферах административно-управленческой, хозяйственно-экономической, научно-образовательной, культурно-просветительской и иной деятельности кадрового потенциала, владеющего карельским, вепсским и финским языками. Этой программой должно быть в первую очередь предусмотрено создание рабочих мест для специалистов в области образования и культуры, а также разработана система мер, побуждающих их к использованию в работе карельского, вепсского и финского языков в целях повышения привлекательности и конкурентоспособности региона.
Начиная с 2017 года при разработке подходов к языковой и образовательной политике в Республике Карелия особое значение придается тому, что на современном этапе язык представляет собой не только средство общения определенной группы населения, но и самостоятельную, в известной мере автономную от ее носителей культурную ценность, вследствие чего в систему этнокультурного образования должно быть вовлечено максимальное количество желающих освоить и использовать в деловом и бытовом общении карельский, вепсский и финский языки, независимо от национальной принадлежности, возраста, социального статуса обучающихся. Необходимо расширить изучение карельского, вепсского и финского языков в рамках дополнительного образования детей, а также создать условия для изучения этих языков в системе неформального образования взрослых (образование в течение всей жизни).
До 2025 года школы, в которых реализуются программы этнокультурной направленности, а также программы по карельскому, вепсскому и финскому языкам и культуре их носителей, должны получить полные учебно-методические комплексы, обязательно включающие печатные и электронные учебники и учебные пособия, прошедшие научную, педагогическую, общественную и этнорегиональную экспертизу и внесенные в федеральные и региональные перечни рекомендованных к использованию изданий, а также электронные приложения к учебникам, учебно-методические пособия для учителя, рабочие тетради, контрольно-измерительные и демонстрационные материалы.
До 2018 года необходимо разработать региональную программу дошкольного этнокультурного образования, предусматривающую различные формы проведения занятий в детских садах, а также поддержание практики изучения карельского, вепсского и финского языков и культуры этих народов в "языковых гнездах". Для реализации данной программы предстоит подготовить соответствующий учебно-методический комплекс, включающий современные учебно-методические материалы для преподавателей, обучающихся и их родителей.
До 2022 года в системе дополнительного образования детей необходимо расширить спектр современных образовательных услуг по преподаванию карельского, вепсского и финского языков и культуры их носителей, что позволит привлечь в сферу дополнительного этнокультурного образования значительное количество новых обучающихся.
До 2020 года все педагоги в Республике Карелия, работающие в сфере этнокультурного образования, должны повысить профессиональную квалификацию по программам дополнительного профессионального образования, предусматривающим повышение их лингвистической и методической грамотности.
К 2025 году надлежит обеспечить доступ всех желающих к дистанционным этнокультурным образовательным ресурсам в любом населенном пункте Республики Карелия, оснащенном доступом к информационно-коммуникационной сети "Интернет". Следует привлечь к разработке таких ресурсов ведущих специалистов в области преподавания соответствующих дисциплин, модулей, языков и культуры, а также сделать их тьюторами для нескольких специализированных групп обучающихся, готовых в дальнейшем стать дистанционными преподавателями по системе равного обучения (по принципу "равный обучает равного" (peer education, vertaisopetus). В целях обеспечения качества образования дистанционные этнокультурные образовательные ресурсы, открывающие всем желающим доступ к изучению карельского, вепсского и финского языков и культуры их носителей, должны проходить общественно-профессиональную экспертизу и курироваться муниципальными органами управления образования.
К 2025 году любой желающий должен иметь возможность получить сертификат, подтверждающий владение соответствующим языком на уровне А1, А2, В1, В2, С1 или С2, в том числе посредством интернет-тестирования. Объединение возможностей дистанционного обучения и интернет-тестирования позволит привлечь к изучению карельского, вепсского и финского языков не только жителей Республики Карелия, но и представителей других регионов Российской Федерации, а также иностранных граждан.
К 2025 году необходимо предусмотреть возможность участия всех желающих в различных конкурсах знатоков этнокультурной специфики региона, прибалтийско-финских языков и культуры карелов, вепсов, финнов, а также массовых мероприятиях, предусматривающих использование карельского, вепсского и финского языков (театральные фестивали, песенные праздники).
К 2025 году надлежит проработать различные способы взаимодействия системы этнокультурного образования в Республике Карелия с региональными средствами массовой информации в плане приобщения населения региона к истории и культуре малой родины, пробуждения в жителях республики интереса к изучению языков и культуры карелов, вепсов, финнов. Следует вывести процесс этнокультурного образования за стены образовательных организаций, сделать его наглядным в местах массового пребывания жителей и гостей республики (учреждениях культуры, спортивных комплексах, торговых организациях) путем размещения рекламных видеороликов, постеров и распространения других средств информирования об этнокультурном своеобразии региона.
В целом к 2025 году этнокультурное образование в Республике Карелия должно представлять собой гибкую мобильную образовательную систему, способную предоставить образовательные услуги обучающимся на любом уровне общего и профессионального образования, а также в рамках дополнительного, информального и неформального образования, погруженную в современную информационно-коммуникационную среду и насыщенную современными образовательными технологиями.