ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 июня 2016 года N 461р-П
[О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года N 361р-П]
Внести в Программу оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на 2016-2018 годы, утвержденную распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года N 361р-П, следующие изменения:
1. Разделы "Направления работы по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Карелия на основе анализа динамики поступления налоговых и неналоговых доходов", "Деятельность по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Карелия и ее направления на перспективу" изложить в следующей редакции:
"Направления работы по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Карелия на основе анализа динамики поступления налоговых и неналоговых доходов
Сложная внешняя и внутренняя экономическая ситуация, обусловленная продолжением действий санкций в отношении России, ухудшением конъюнктуры рынков, замедлением развития бизнеса, потребительской активности и сокращением числа рабочих мест, негативным образом повлияла на бюджет Республики Карелия и местные бюджеты.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия в 2015 году составило 24,3 млрд. рублей, или 94% от годового прогноза. Несмотря на рост поступлений на 8% к уровню 2014 года, исполнение бюджета шло достаточно напряженно. По итогам 2015 года невыполнение прогнозных показателей по доходам составило 1,4 млрд. рублей.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия за 2015 год, млн. рублей
Источники доходов | Уточненный прогноз на 2015 год | Факт за 2015 год | 2015 год к факту 2014 года, % | Отклонение от прогноза на 2015 год |
Налоговые и неналоговые доходы | 25 694 | 24 266 | 108 | -1 428 |
Налоговые доходы, всего | 22 542 | 21 492 | 109 | -1 050 |
Налог на прибыль организаций | 2 951 | 3 114 | 169 | 163 |
Налог на доходы физических лиц | 11 388 | 10 131 | 97 | -1 256 |
Акцизы на алкогольную продукцию и пиво | 639 | 599 | 131 | -40 |
Акцизы на нефтепродукты | 1 435 | 1 877 | 102 | 442 |
Налог по упрощенной системе налогообложения | 1 271 | 1 148 | 107 | -123 |
Налог на имущество организаций | 2 471 | 2 173 | 113 | -298 |
Транспортный налог | 566 | 653 | 116 | 87 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 532 | 519 | 104 | -13 |
Неналоговые доходы, всего | 3 151 | 2 773 | 99 | -378 |
Доходы от использования имущества | 851 | 766 | 97 | -86 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 681 | 685 | 126 | 4 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 928 | 634 | 83 | -294 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 381 | 388 | 102 | 7 |
Основная роль в формировании доходов консолидированного бюджета республики принадлежит налоговым доходам. В 2015 году на их долю приходилось 89% от общей суммы поступлений налоговых и неналоговых доходов. Более 70% поступлений налоговых доходов обеспечено за счет четырех крупнейших доходных источников - налога на доходы физических лиц (47%), налога на прибыль организаций (14%), акцизов (12%), налога на имущество организаций (10%).
Существенный недостаток обеспечения доходной части бюджета заключается в том, что основными отраслями, формирующими налоговые доходы, остаются общественный сектор (22% от общего объема поступлений), торговля (12%) и транспорт (10%).
Системообразующие отрасли экономики Карелии - лесопромышленный и горнопромышленный комплексы, формирующие 60% промышленного производства, обеспечивают только 16% налоговых доходов.
В 2015 году усилилась зависимость бюджета республики от платежей ограниченного круга крупнейших организаций. Доля налоговых доходов, поступивших от десяти крупнейших налогоплательщиков республики, в общем поступлении налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Карелия в 2013 году составляла 19%, в 2014 году - 19,5%, по итогам 2015 года удельный вес поступлений от десяти крупнейших налогоплательщиков достиг 21%.
Ситуация по основным источникам доходов характеризуется следующими показателями.
В 2015 году отмечена положительная динамика поступления налога на прибыль организаций. Поступление данного налога составило 3,1 млрд. рублей, что на 1276 млн. рублей, или в 1,7 раза, превышает платежи 2014 года.
Рост платежей вызван увеличением перечислений по таким видам деятельности, как обрабатывающие производства (на 940,5 млн. рублей, или в 4,9 раза), прежде всего за счет организаций, осуществляющих производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (на 611,9 млн. рублей, или в 31 раз), обработку древесины (на 141,1 млн. рублей, или в 15,8 раза), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 336,1 млн. рублей, или в 4,6 раза), добычу полезных ископаемых (на 96,3 млн. рублей); организаций строительства (на 103,2 млн. рублей, или в 1,5 раза), торговли (на 78,4 млн. рублей, или на 16,7%), лесного хозяйства, лесозаготовок (на 57,8 млн. рублей, или в 4,3 раза), связи (на 14,8 млн. рублей, или в 1,2 раза).
В связи с произведенными возвратами налога на прибыль крупнейшей кредитной организации и организации железнодорожного транспорта произошло сокращение поступлений от финансовой деятельности (банки) (на 485,8 млн. рублей) и транспорта (на 102,4 млн. рублей).
Рост поступлений связан с ростом налогооблагаемой прибыли по сравнению с 2014 годом. По информации Карелиястата, в целом по республике за 2015 год сумма прибыли составила 17,6 млрд. рублей, что на 9,4% выше уровня 2014 года.
Наиболее высокие темпы роста прибыли достигнуты в обрабатывающих производствах (в 2,9 раза), в том числе в целлюлозно-бумажной промышленности (в 15,4 раза), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (в 1,3 раза), строительстве (в 1,2 раза), сельском хозяйстве (в 1,6 раза), лесозаготовительной отрасли (в 2,9 раза), производстве пищевых продуктов, включая напитки (в 1,8 раза).
Несмотря на рост прибыли и, соответственно, поступлений налога на прибыль, самым существенным фактором, оказывающим влияние на доходную часть бюджета, является то, что Республика Карелия продолжает нести потери от создания консолидированных групп налогоплательщиков.
Если в 2011 - 2012 годах Республика Карелия получала 5-6 млрд. рублей налога на прибыль, то в 2015 году поступления составили 3,1 млрд. рублей, что в 2 раза ниже уровня 2011 года.
Основные потери связаны с включением крупнейшего налогоплательщика республики - АО "Карельский окатыш" - в состав консолидированной группы налогоплательщиков, созданной ПАО "Северсталь".
Негативное влияние на поступление налога на прибыль также оказывает рост возвратов налога из бюджета. За 2015 год общая сумма возвратов составила 957 млн. рублей, в том числе организациям энергетики - 292 млн. рублей, железнодорожного транспорта - 139 млн. рублей, кредитным организациям - 226 млн. рублей.
В 2015 году сложилась отрицательная динамика поступлений по налогу на доходы физических лиц. Поступления данного налога в консолидированный бюджет Республики Карелия составили 10,1 млрд. рублей, что на 3% ниже уровня 2014 года.
Среди организаций, снизивших перечисления налога на доходы физических лиц, - предприятия по добыче полезных ископаемых (поступление составило 87% от уровня 2014 года), строительства (82% от уровня 2014 года), лесного и сельского хозяйства (92% от уровня 2014 года), связи (96% от уровня 2014 года) и финансовой деятельности (94% от уровня 2014 года).
Поступление налога на доходы физических лиц от организаций бюджетной сферы осталось практически на уровне 2014 года (99,8%).
Зафиксирован рост поступлений от организаций обрабатывающих производств (рост на 102,2 млн. рублей, или 11%), транспорта (рост на 83,7 млн. рублей, или 7%), рыболовства, рыбоводства (рост на 60,5 млн. рублей, или 46%), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (рост на 62,6 млн. рублей, или 14%).
По темпу роста поступлений налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации за 2015 год Республика Карелия занимает 80-е место из 85 регионов и последнее место среди регионов Северо-Западного федерального округа.
Анализ сведений о платежах юридических лиц, получаемый от Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, показал, что из 12,5 тыс. хозяйствующих субъектов республики, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и перечисляющих налог на доходы физических лиц, 6,8 тыс. налоговых агентов (или 54%) снизили перечисления по налогу за 2015 год по сравнению с 2014 годом.
Основными причинами снижения поступлений является сокращение среднесписочной численности работников и замедление темпов роста заработной платы. По данным Карелиястата, средняя заработная плата по Республике Карелия за 2015 год по полному кругу организаций составила 30306 рублей, что только на 3,8% выше, чем за 2014 год. Среднесписочная численность работников за 2015 год составила 204,4 тыс. человек (снизилась на 3,6% по сравнению с 2014 годом).
На исполнение прогноза поступления налога повлияло увеличение сумм возвратов из бюджета по имущественным и социальным вычетам, которые, по информации Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, возросли на 223,2 млн. рублей, или в 1,3 раза по сравнению с 2014 годом.
С учетом влияния указанных факторов годовой план поступлений в консолидированный бюджет Республики Карелия из данного источника по итогам года выполнен на 87%.
Поступление в консолидированный бюджет республики акцизов за 2015 год составило 2,5 млрд. рублей, из них доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты - 1,9 млрд. рублей, акцизов на алкогольную продукцию и пиво - 0,6 млрд. рублей.
Поступление акцизов на алкогольную продукцию увеличилось в 1,3 раза: на фоне сокращения объемов ее реализации местными производителями рост поступлений акцизов на алкогольную продукцию обеспечен за счет погашения задолженности в сумме 350 млн. рублей.
Поступление налога на имущество организаций за 2015 год составило 2172,8 млн. рублей. Без учета поступлений авансовых платежей бюджетных организаций (159 млн. рублей), а также дополнительных поступлений в связи с ростом ставки налога в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи (135 млн. рублей) поступление налога на имущество в 2015 году составило бы 98% к уровню 2014 года.
Снижение поступлений по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых в сравнении с 2014 годом произошло в связи с уменьшением платежей по налогу из-за сокращения объемов производства щебня и гравия предприятиями республики (75,5% к уровню 2014 года).
Причиной перевыполнения прогнозных показателей поступления по транспортному налогу (на 86,7 млн. рублей, или на 15%) является рост количества приобретаемых гражданами транспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Карелия, и их средней мощности.
Поступление неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия составило 2,8 млрд. рублей, или 88% от плана. Невыполнение прогноза прежде всего вызвано недопоступлением платы за негативное воздействие на окружающую среду и доходов от реализации государственного и муниципального имущества.
Поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в консолидированный бюджет Республики Карелия составило 204,4 млн. рублей, или 96% к плановым показателям.
В условиях сокращения инвестиционной активности организаций и снижения реальных доходов физических лиц крайне неблагоприятно складывалась ситуация с приватизацией государственного имущества. Так, в результате работы по реализации объектов движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Карелия, в 2015 году из предлагаемых к продаже 86 объектов проданы 5 (4 самолета АН-2ТП, 1 учебное судно "Онега"), 67 аукционов признаны несостоявшимися.
Как следствие, при прогнозе доходов от реализации имущества, находящегося в собственности Республики Карелия, в сумме 167,5 млн. рублей, поступления составили 13,5 млн. рублей, или всего 8% от годового прогнозного показателя.
Обеспечен рост поступлений платы за использование лесов на 174,8 млн. рублей, или в 1,6 раза, главным образом за счет увеличения платежей в связи с заключением новых договоров аренды лесных участков в декабре 2014 года.
Не обеспечено поступление средств от продажи акций и долей в уставном капитале хозяйственных обществ, находящихся в собственности Республики Карелия.
В соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации государственного имущества Республики Карелия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусматривалась реализация 8 пакетов акций. При этом ряд пакетов акций, предлагаемых к продаже на 2014-2016 годы (ОАО "Лахденпохьяагросервис", ОАО "Суоярвский хлебозавод", ОАО "Воломский КЛПХ "Лескарел", ОАО "Сегежская районная типография"), ранее уже включались в программы приватизации прошлых лет, неоднократно выставлялись на торги, но реализованы не были.
По итогам состоявшегося аукциона по продаже пакета акций ПАО "Банк "Онего" 25 декабря 2015 года был заключен договор купли-продажи с победителем аукциона, продажная цена по результатам торгов составила 160,3 млн. рублей. Указанные средства поступили в бюджет Республики Карелия в январе 2016 года.
Негативное влияние на исполнение прогнозных показателей по доходам оказывает наличие задолженности по платежам в бюджет.
Несмотря на снижение в течение 2015 года общей суммы недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет Республики Карелия на 42 млн. рублей, по состоянию на 1 января 2016 года она составляет значительную сумму - 843 млн. рублей, в том числе по налогу на прибыль организаций - 81 млн. рублей, налогу на доходы физических лиц - 90 млн. рублей, транспортному налогу - 315 млн. рублей, налогу на имущество организаций - 134 млн. рублей, земельному налогу - 52 млн. рублей, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 56 млн. рублей. Значительный прирост недоимки сложился по транспортному налогу (на 61 млн. рублей, или на 24%) и земельному налогу (на 23 млн. рублей, или в 1,8 раза)
О значительных суммах задолженности по налогу на доходы физических лиц свидетельствуют результаты рассмотрения организаций Комиссией по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия. Более половины рассмотренных в 2015 году организаций (29 из 47) не осуществляли перечисление налога в течение 4 месяцев и более.
По состоянию на 1 января 2016 года задолженность по неналоговым платежам в консолидированный бюджет Республики Карелия составила 570 млн. рублей, что на 16% выше уровня начала 2015 года, в том числе по плате за использование лесов - 72 млн. рублей, по платежам за аренду имущества - 105 млн. рублей (администрируемым органами местного самоуправления - 88 млн. рублей), по арендной плате за земельные участки - 392 млн. рублей (администрируемой органами местного самоуправления - 376 млн. рублей).
Деятельность по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Карелия и ее направления на перспективу
В условиях сложной ситуации по исполнению бюджета Правительство Республики Карелия продолжает на системной основе работу по мобилизации налоговых и неналоговых доходов.
Основными направлениями работы по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Карелия являются следующие:
деятельность республиканской и муниципальных комиссий по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия;
заключение с крупнейшими предприятиями соглашений о сотрудничестве в области реализации промышленных, финансовых, инвестиционных, социальных программ, способствующих комплексному развитию Республики Карелия;
взаимодействие с налоговыми органами в части постановки на налоговый учет организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Карелия, головные структуры которых состоят на учете в других регионах Российской Федерации;
мониторинг качества администрирования налоговых и неналоговых доходов;
работа по увеличению уровня и по легализации заработной платы;
координация взаимодействия уполномоченных органов и органов местного самоуправления в целях актуализации налогооблагаемой базы по имущественным налогам;