Действующий

Об утверждении Программы оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на период до 2024 года (с изменениями на 30 августа 2024 года)




I. Итоги реализации мероприятий по оздоровлению финансов в 2016-2021 годах

(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 12.09.2022 N 814р-П)



Установленные бюджетные ограничения стали фактором, определившим подходы к управлению региональными финансами Республики Карелия и муниципальными финансами муниципальных образований в Республике Карелия.


Ввиду одновременного снижения темпа роста валового регионального продукта, ухудшения конъюнктуры рынков, снижения доходов в связи с введением института консолидации налогоплательщиков и увеличения расходных обязательств в социальной сфере, включая выполнение обязательств, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П, бюджет Республики Карелия на протяжении последних лет планировался и исполнялся с дефицитом. Смежная проблема - высокая долговая нагрузка на бюджет Республики Карелия: по состоянию на 1 января 2018 года объем государственного долга Республики Карелия составил 124% от годового объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия.


Одним из главных приоритетов Программы оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на период до 2024 года (далее - Программа) в 2016-2018 годах являлась реализация мер бюджетной консолидации при сохранении льготного налогообложения для инвесторов, обеспечении экономически оправданного уровня налоговой нагрузки в целях стимулирования предпринимательской активности. В свою очередь, реализация программных мероприятий в 2019-2021 годах осуществлялась в период макроэкономической нестабильности, связанной с необходимостью финансового обеспечения мероприятий по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и устранению последствий ее распространения. Ограничительные меры, принятые как на федеральном, так и на региональном уровнях, оказали значительное влияние на темпы достижения запланированного бюджетного эффекта и плановых значений показателей результативности эффективности Программы.


В период с 2016 по 2021 год в рамках реализации налоговой политики на территории Республики Карелия установлены пониженные ставки налогов для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, введены новые инструменты государственной поддержки инвестиционной деятельности, включая право на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль и льготный режим налогообложения для организаций, являющихся участниками специальных инвестиционных контрактов. Сохранила действие льгота по налогу на прибыль для предприятий, наращивающих показатели финансово-хозяйственной деятельности и увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль при сохранении численности работников, введенная с 1 января 2014 года в целях стимулирования организаций реального сектора экономики.


С 2017 года на территории республики установлены налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в научной, производственной и социальной сферах деятельности, а также началось поэтапное введение налогообложения имущества организаций исходя из кадастровой стоимости: на новый порядок были переведены торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 500 кв. метров, с 1 января 2018 года сфера применения кадастровой оценки при налогообложении имущества организаций была расширена за счет перевода на новый порядок административно-деловых центров (комплексов) общей площадью свыше 500 кв. метров и помещений в них, офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания общей площадью свыше 500 кв. метров, жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, а с 1 января 2019 года критерий по площади был снижен с 500 до 300 кв. метров.


Также в соответствии с Планом по устранению с 1 января 2018 года неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), установленных Законом Республики Карелия от 30 декабря 1999 года N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия", была проведена оптимизация налоговых льгот, в результате которой с 1 января 2019 года были отменены:


пониженные ставки налогообложения по налогу на имущество и налогу на прибыль для организаций потребительской кооперации, а также изменены условия предоставления льготы по налогу на имущество организаций для организаций, являющихся собственниками объектов линейной части магистральных газопроводов, газораспределительных станций, объектов газораспределительных систем, находящихся на территории Республики Карелия, построенных в рамках реализации программы газификации субъектов Российской Федерации;


пониженные ставки налогообложения по налогу на имущество организаций для организаций, осуществляющих производство бумаги и картона, в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд здравоохранения, культуры, искусства, физической культуры и спорта.


Кроме того, были увеличены ставки по транспортному налогу для организаций.


Значительные изменения в региональное налоговое законодательство внесены в 2020 году и вступили в силу с 1 января 2021 года:


расширен перечень территорий муниципальных образований, на которых применяются пониженные коэффициенты для определения потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода, по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения на территориях республики, входящих в Арктическую зону Российской Федерации;


до 31 декабря 2023 года продлено действие налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и (или) патентную системы налогообложения;


с 1 января 2021 года расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, что позволило перейти на нее практически всем индивидуальным предпринимателям, применявшим до 31 декабря 2020 года систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;


на 2021 год установлены пониженные ставки налогообложения по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков, перешедших с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на упрощенную систему налогообложения.