Действующий

Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Карелия на период до 2025 года (с изменениями на 5 октября 2023 года)



5.2.2. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры (интеграция республики в международный транспортный коридор "Север-Юг")


В условиях сложившейся геополитической ситуации, поиска новых логистических цепочек потенциальным направлением для развития становится транзитное положение региона и наличие выхода через Белое и Балтийское моря в бассейн Северного Ледовитого и Атлантического океанов, к Северному морскому пути (далее - СМП).


В настоящее время в соседнем регионе - Мурманской области - в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы" реализуется проект "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла". Основной целью проекта является создание круглогодично действующего глубоководного морского хаба - центра по переработке нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор "Север - Юг". Проект включен в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года федерального проекта "Морские порты России".


Составной частью проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" является проект "Комплекс перегрузки угля "Лавна" в морском порту Мурманск "ООО "Морской порт "Лавна" (далее - проект "Лавна", порт "Лавна") мощностью до 18 млн. тонн в год. Запуск проекта "Лавна" поможет усилить экспортные поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Индию. Также планируется, что порту "Лавна" добавят контейнерный терминал, который будет обслуживать СМП. В порт "Лавна", вероятно, переведут и часть грузопотока из порта Санкт-Петербурга в связи с тем, что порт "Лавна" является глубоководным и незамерзающим. Полностью объект должен быть сдан в эксплуатацию к концу 2024 года.


Развитие морских бухт Кольского залива идет параллельно с расширением железнодорожной инфраструктуры. К порту "Лавна" акционерное общество "Российские железные дороги" построит новую 46-километровую дорогу. Будут развивать и железную дорогу на восточном берегу Кольского залива. Основная задача на участке Волховстрой - Мурманск: построить вторые пути на почти 50 километрах дороги и реконструировать несколько станций. Данные работы также планируют завершить к 2024 году.


С созданием круглогодичного действующего глубоководного морского хаба на территории Мурманской области Республика Карелия будет обеспечивать транзит грузов по автомобильным дорогам и железнодорожным путям от смежных субъектов в направлении портов Мурманского транспортного узла и обратно.


Перспективной представляется кооперация Республики Карелия с Мурманской и Архангельской областями в целях развития внутренних водных перевозок и увеличения объемов поставок по СМП.


Наряду с планами развития Мурманского и Архангельского портов, потребностью в перевозке гражданских и военных грузов, осуществлении северного завоза предлагается создание портовых сооружений на территории города Беломорска и города Кеми Республики Карелия. Данная инфраструктура в советское время использовалась для перевозки гражданских грузов и грузов, связанных с обороной страны.


Действующая внешнеполитическая ситуация позволяет задействовать транзитный потенциал Республики Карелия, на территории которой проходит развитая сеть железнодорожного и автодорожного транспорта. Кроме того, на территории республики находится один из самых востребованных, искусственно созданный в советский период транспортный коридор - Беломорско-Балтийский канал (далее - ББК). Согласно данным федерального бюджетного учреждения "Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей", средний объем грузоперевозок по каналу в 1980-е годы составлял около 7 млн. тонн в год (максимальная загрузка зафиксирована в 1985 году - 7,3 млн. тонн).


В связи с утратой портовой инфраструктуры Республики Карелия общий объем грузоперевозок по ББК в 2022 году снизился до 270 тыс. тонн. Таким образом, в настоящее время пропускная способность канала используется менее чем на 5% от возможной.


Потенциальные потоки груза могут формироваться через международный транспортный коридор "Север - Юг", а его продление и увязка с СМП позволит создать независимый от внешних условий и санкций уникальный логистический маршрут и обеспечит стабильную загрузку портовых сооружений.


Предлагаемые к созданию объекты сопутствующей инфраструктуры СМП имеют следующие характеристики.


Портовые сооружения в г. Кеми.


Земельный участок под инфраструктурный проект расположен на берегу Кемской губы Белого моря. Общая площадь территории размещения создаваемых объектов составляет 46,9 га, площадь акватории - 11,91 кв. км.


С учетом проведения дноуглубительных работ глубина фарватера при входе в акваторию порта г. Кеми (далее - порт "Кемь") может достигать 25 м, глубина акватории - от 16 до 25 м. Общая длина причалов - 1,8 км и более.