Государственная программа Республики Карелия "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия"
Паспорт государственной программы Республики Карелия "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия"
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство экономического развития Республики Карелия | |||
Соисполнители государственной программы | Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия Министерство труда и занятости Республики Карелия Министерство образования Республики Карелия Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия Государственный комитет Республики Карелия по туризму | |||
Подпрограммы государственной программы | 1. Формирование благоприятной инвестиционной среды. 2. Развитие малого и среднего предпринимательства. 3. Развитие инновационной деятельности. 4. Совершенствование государственного и муниципального управления. 5. Совершенствование системы государственного стратегического управления | |||
Цель государственной программы | создание условий для обеспечения развития экономики Республики Карелия | |||
Задачи государственной программы | 1. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Карелия в целях осуществления ее технологической модернизации и диверсификации, повышения экономического потенциала республики и устранения инфраструктурных ограничений экономического роста. 2. Обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия. 3. Создание благоприятных условий инновационной деятельности для динамичного развития и повышения конкурентоспособности Республики Карелия. 4. Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия. 5. Совершенствование деятельности по стратегическому планированию и прогнозированию социально-экономического развития Республики Карелия | |||
Конечные результаты государственной программы | В качественном выражении: улучшение условий ведения бизнеса в Республике Карелия, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков; снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности; расширение позиций карельских предприятий на рынках Российской Федерации и мировых рынках; развитие высокотехнологичных производств, превращение их в значимый фактор экономического развития республики; обеспечение высокого качества предоставления государственных и муниципальных услуг; решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными управленческими кадрами; повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля; повышение качества действующей системы стратегических документов и создание практических механизмов по их реализации. В количественном выражении: количество созданных новых и модернизированных рабочих мест до 23,4 тысячи единиц; прирост инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим периодом - 43,3% к уровню 2012 года; рост числа предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в 1,9 раза к уровню 2012 года; увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения на 2,6 процентного пункта до 40,4%; уровень удовлетворенности заявителей качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых непосредственно органами исполнительной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления в Республике Карелия, - не менее 90% | |||
Целевой индикатор государственной программы | количество созданных новых и модернизированных рабочих мест | |||
Показатели результатов и эффективности государственной программы | прирост инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим периодом; доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения; число организаций, осуществляющих инновационную деятельность; уровень удовлетворенности заявителей качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых непосредственно исполнительными органами государственной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления в Республике Карелия; наличие утвержденных документов стратегического планирования на долгосрочную и среднесрочную перспективы, взаимоувязанных между собой, а также соответствующих государственным программам Российской Федерации и Республики Карелия, документам стратегического планирования Российской Федерации | |||
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2014-2020 годы. Этапы не выделяются | |||
Финансовое обеспечение государственной программы с указанием источников | объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет средств бюджета Республики Карелия составляет 1 332 073,36 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам: | |||
Год | Всего | Бюджет Республики Карелия | Федеральный бюджет | |
2014 | 55 072,26 | 38 439,00 | 16 633,26 | |
2015 | 32 984,50 | 32 309,50 | 675,00 | |
2016 | 71 550,00 | 70 875,00 | 675,00 | |
2017 | 237 787,60 | 92 192,60 | 145 595,00 | |
2018 | 229 938,20 | 87 493,20 | 142 445,00 | |
2019 | 327 749,20 | 108 204,20 | 219 545,00 | |
2020 | 376 991,60 | 119 746,60 | 257 245,00 | |
из них на реализацию: подпрограммы "Формирование благоприятной инвестиционной среды" за счет средств бюджета Республики Карелия - 473 694,00 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам: | ||||
Год | Всего | Бюджет Республики Карелия | Федеральный бюджет | |
2014 | 13 044,00 | 13 044,00 | 0,00 | |
2015 | 9 500,00 | 9 500,00 | 0,00 | |
2016 | 49 000,00 | 49 000,00 | 0,00 | |
2017 | 39 410,00 | 11 360,00 | 28 050,00 | |
2018 | 75 130,00 | 19 030,00 | 56 100,00 | |
2019 | 99 880,00 | 24 280,00 | 75 600,00 | |
2020 | 187 730,00 | 43 230,00 | 144 500,00 | |
подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" за счет средств бюджета Республики Карелия - 544 060,00 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам: | ||||
Год | Всего | Бюджет Республики Карелия | Федеральный бюджет | |
2014 | 25 760,00 | 9 660,00 | 16 100,00 | |
2015 | 8 500,00 | 8 500,00 | 0,00 | |
2016 | 8 000,00 | 8 000,00 | 0,00 | |
2017 | 127 810,00 | 34 210,00 | 93 600,00 | |
2018 | 88 920,00 | 26 520,00 | 62 400,00 | |
2019 | 161 970,00 | 41 970,00 | 120 000,00 | |
2020 | 123 100,00 | 34 300,00 | 88 800,00 | |
подпрограммы "Развитие инновационной деятельности" за счет средств бюджета Республики Карелия - 228 300,00 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам: | ||||
Год | Всего | Бюджет Республики Карелия | Федеральный бюджет | |
2014 | 6 500,00 | 6 500,00 | 0,00 | |
2015 | 5 200,00 | 5 200,00 | 0,00 | |
2016 | 5 700,00 | 5 700,00 | 0,00 | |
2017 | 59 840,00 | 36 640,00 | 23 200,00 | |
2018 | 50 340,00 | 27 140,00 | 23 200,00 | |
2019 | 50 340,00 | 27 140,00 | 23 200,00 | |
2020 | 50 380,00 | 27 180,00 | 23 200,00 | |
подпрограммы "Совершенствование государственного и муниципального управления" за счет средств бюджета Республики Карелия - 49 056,60 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам: | ||||
Год | Всего | Бюджет Республики Карелия | Федеральный бюджет | |
2014 | 6 600,00 | 6 600,00 | 0,00 | |
2015 | 6 400,00 | 6 400,00 | 0,00 | |
2016 | 6 200,00 | 6 200,00 | 0,00 | |
2017 | 7 432,60 | 7 432,60 | 0,00 | |
2018 | 7 463,20 | 7 463,20 | 0,00 | |
2019 | 7 404,20 | 7 404,20 | 0,00 | |
2020 | 7 556,60 | 7 556,60 | 0,00 | |
подпрограммы "Совершенствование системы государственного стратегического управления" за счет средств бюджета Республики Карелия - 36 962,76 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам: | ||||
Год | Всего | Бюджет Республики Карелия | Федеральный бюджет | |
2014 | 3 168,26 | 2 635,00 | 533,26 | |
2015 | 3 384,50 | 2 709,50 | 675,00 | |
2016 | 2 650,00 | 1 975,00 | 675,00 | |
2017 | 3 295,00 | 2 550,00 | 745,00 | |
2018 | 8 085,00 | 7 340,00 | 745,00 | |
2019 | 8 155,00 | 7 410,00 | 745,00 | |
2020 | 8 225,00 | 7 480,00 | 745,00 | |
Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из бюджетов муниципальных образований в Республике Карелия составляет 1 251,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 0,00 тыс. рублей 2015 год - 0,00 тыс. рублей 2016 год - 420,00 тыс. рублей 2017 год - 77,00 тыс. рублей 2018 год - 153,00 тыс. рублей 2019 год - 206,00 тыс. рублей 2020 год - 395,00 тыс. рублей |
I. Характеристика текущего состояния и проблем в сфере реализации государственной программы Республики Карелия "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия". Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы
Анализ сферы реализации государственной программы Республики Карелия "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия" (далее - государственная программа) за прошедшие пять лет свидетельствует о том, что экономическое развитие республики носит неустойчивый характер.
В период с 2008 по 2009 год экономика республики испытывала негативное влияние мирового финансового и экономического кризиса. Снижение в 2009 году валового регионального продукта (далее - ВРП) к уровню 2005 года на 4,7% на фоне сохранившейся положительной динамики развития экономики в Северо-Западном федеральном округе и в целом по России свидетельствует, что кризисные последствия отразились на Карелии более существенно. Это объясняется особенностями структуры и ориентированностью республиканской экономики на экспорт, а также приграничным положением региона.
Вместе с тем благодаря предпринятым Правительством Республики Карелия антикризисным мерам удалось стабилизировать работу основных градообразующих предприятий, расширить для них доступ к кредитным ресурсам, создать условия для стимулирования внутреннего спроса и поддержать малое и среднее предпринимательство.
Согласно результатам мониторинга, проведенного Министерством регионального развития Российской Федерации, Республика Карелия вошла в число 14 регионов Российской Федерации, которые наиболее успешно реализовали антикризисные меры.
В 2012 году в Республике Карелия увеличились объемы добычи полезных ископаемых, что способствовало росту грузооборота транспортных организаций, выросли объемы инвестиций в основной капитал, увеличилась доля прибыльных предприятий, снизилась безработица. Увеличение средней заработной платы положительно сказалось на развитии потребительского рынка.
Индекс промышленного производства по итогам 2012 года, так же как и в предыдущем году, по Республике Карелия составил 99,7%, в среднем по Российской Федерации - 102,6%.
В республике увеличились объемы промышленного производства по сравнению с 2011 годом в производстве пищевых продуктов, включая напитки (125,2%), в химическом производстве (108,6%), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (111,3%), в текстильном и швейном производстве (113,2%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (117, 6%).
В целом по обрабатывающим производствам в 2012 году допущено снижение объемов промышленного производства на 7,8% к уровню прошлого года.
Большинство негативных тенденций экономического развития 2012 года продолжилось и в 2013 году.
Индекс производства в январе-мае 2013 года составил 86,4% (по Российской Федерации - 100,2%). Снижение производства обусловлено значительным сокращением объемов выпускаемой продукции в обрабатывающих производствах (на 31,6%), в том числе в таких видах деятельности, как производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона и изделий из них - на 43,4%, производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака - на 23,8%, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - на 34,4%, производство машин и оборудования - на 45,9%, производство транспортных средств и оборудования - на 31,9%.
Рост объемов промышленного производства обеспечен в таких видах деятельности, как обработка древесины и производство изделий из дерева (114,4% к уровню января-мая 2012 года), химическое производство (120,8%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (103,6%), производство резиновых и пластмассовых изделий (157,8%).
Индекс промышленного производства по виду деятельности "добыча полезных ископаемых" составил 98,1%, в том числе по добыче металлических руд - 99,8%, по добыче прочих полезных ископаемых - 82,9%.
В обрабатывающих производствах индекс производства в январе-мае 2013 года составил 68,4% (январь-май 2012 года - 96,7%).
В посткризисный период по ряду основных макроэкономических показателей, включая объемы промышленного производства, не удалось достичь докризисного уровня. По-прежнему актуальными являются задачи по обеспечению устойчивого экономического роста.
Республика Карелия обладает богатым природным потенциалом, но он используется недостаточно эффективно. Об этом свидетельствует анализ динамики ситуации за последние 20 лет в основных отраслях экономики республики: лесопромышленном и горнопромышленном комплексах, сельском хозяйстве.
Реальный сектор экономики остается ориентированным на экспорт и сильно зависит от мировой конъюнктуры. Крупнейшие предприятия целлюлозно-бумажной промышленности республики, которые раньше являлись бюджетообразующими, в настоящее время являются убыточными или находятся на грани банкротства.
Объемы лесозаготовок в последние годы упали в два раза. Существующая задолженность по арендным платежам существенно превышает налоговые поступления в консолидированный бюджет республики от лесозаготовительной деятельности. За прошедший период пришли в упадок многие леспромхозы, которые являлись экономической основой существования отдаленных сельских и лесных территорий.
За 20 лет производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 60%, поголовье крупного рогатого скота - на 80%, сельскохозяйственные площади - почти в два раза. Прекратили свою деятельность многие сельскохозяйственные предприятия.
В условиях нестабильной экономики и влияния негативных последствий мирового кризиса ВРП в сопоставимых ценах в 2011 году практически соответствует уровню 2005 года. По показателю ВРП на душу населения отставание от среднего значения по Российской Федерации постоянно увеличивается. Если в 1998-1999 годах значения показателей были сопоставимы, то в 2010 году республиканский показатель составлял 76% от среднероссийского. По сравнению с 1991 годом объем промышленного производства сократился на 16%.
Отрицательная динамика развития базовых секторов экономики республики во многом обусловлена сокращением в два раза среднегодового объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах по сравнению с уровнем 1990 года.
В экономике Российской Федерации по производству ряда важнейших видов продукции на долю региона приходится существенная доля, в частности, по выращиванию форели (65-70%), по производству железорудных окатышей (26%), бумаги (21-23%), целлюлозы древесной и целлюлозы из прочих волокнистых материалов (15%), щепы технологической для производства целлюлозы и древесной массы (10-12%), проволоки из железа или нелегированной стали (9,5%), древесины необработанной (5%). При этом доля численности населения республики в общероссийской численности составляет порядка 0,5%.