(с изменениями на 21 октября 2022 года)
(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 28.10.2021 N 1059-рп, от 06.04.2022 N 405-рп, от 21.10.2022 N 1362-рп)
В целях реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р:
Утвердить прилагаемую региональную программу Хабаровского края "Повышение финансовой грамотности населения Хабаровского края на период до 2023 года".
Врио Губернатора, Председателя
Правительства края
М.В.Дегтярев
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2023 ГОДА"
(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 28.10.2021 N 1059-рп, от 06.04.2022 N 405-рп, от 21.10.2022 N 1362-рп)
Наименование региональной программы | - | региональная программа Хабаровского края "Повышение финансовой грамотности населения Хабаровского края на период до 2023 года" (далее также - региональная программа) |
Основания создания и реализации региональной программы | - | Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р |
Координаторы региональной программы (ответственные исполнители) | - | министерство финансов Хабаровского края (далее также - край); Отделение по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение Хабаровск) (по согласованию) |
Участники региональной программы | - | министерство образования и науки края; министерство экономического развития края; министерство социальной защиты края; министерство жилищно-коммунального хозяйства края; министерство сельского хозяйства и продовольствия края; министерство цифрового развития и связи края; комитет по внутренней политике Правительства края; комитет по информационной политике и массовым коммуникациям Правительства края; комитет по труду и занятости населения Правительства края; помощник Губернатора края по экономическим вопросам; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (по согласованию); Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (по согласованию); Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (по согласованию); краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения Хабаровского края; краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки и социального обслуживания населения Хабаровского края; краевое государственное казенное учреждение "Оператор систем электронного правительства Хабаровского края, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"; администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию); образовательные учреждения и организации (по согласованию); кредитные организации, осуществляющие деятельность на территории края (по согласованию); автономная некоммерческая организация "Краевое агентство содействия предпринимательству" (по согласованию); совет по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края (по согласованию); некоммерческие организации, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеры, иные участники, заинтересованные в достижении целей региональной программы (по согласованию) |
(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 06.04.2022 N 405-рп) | ||
Цели региональной программы | - | содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимые условия повышения уровня и качества жизни населения Хабаровского края |
Задачи региональной программы | - | проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), включая мероприятия, направленные на информирование о способах и механизмах защиты прав потребителей финансовых услуг; повышение охвата и качества финансового образования и информирования населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий; разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка |
Целевые показатели реализации региональной программы | - | количество образовательных организаций всех уровней образования, внедривших курс "Финансовая грамотность" в образовательный процесс; количество образовательных организаций, охваченных мероприятиями программы по повышению финансовой грамотности (в том числе онлайн) на всех уровнях образования; численность обучающихся образовательных организаций, охваченных мероприятиями программы по повышению финансовой грамотности (в том числе онлайн) на всех уровнях образования; численность педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по тематике финансовой грамотности обучающихся; численность взрослого населения, в том числе трудоспособного населения, граждан пенсионного возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получателей социальных услуг, участвующего в мероприятиях по повышению финансовой грамотности, в том числе в онлайн-формате; численность субъектов МСП, охваченных информационно-консультационной поддержкой и участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности, в том числе в онлайн-формате; количество подготовленных и распространенных информационных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности населения и субъектов МСП и обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг |
Сроки реализации региональной программы | - | 2021 - 2023 годы |
Ожидаемые результаты реализации региональной программы | - | развитие институционального и кадрового потенциала, подготовка компетентных специалистов и преподавательского состава для образовательных организаций в сфере финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг; формирование основ рационального финансового поведения граждан; внедрение и развитие образовательных программ по финансовой грамотности на всех уровнях образования; создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов по повышению финансовой грамотности; организация постоянно функционирующей PR-кампании в региональных средствах массовой информации; создание системы мониторинга и оценки уровня финансовой грамотности различных возрастных и социальных групп населения; организация волонтерской деятельности по финансовому просвещению |
В качестве одного из важнейших факторов развития финансового рынка Российской Федерации, влияющих на повышение стабильности финансовой системы и общей конкурентоспособности российской экономики на государственном и региональном уровнях, рассматривается повышение финансовой грамотности населения.
Финансовая грамотность является одним из ключевых элементов, влияющих на развитие экономики, который определяется как совокупность всех знаний о финансовом рынке, в том числе знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг, умений и навыков, которые позволяют человеку, будучи активным субъектом экономики, правильно оценивать сложившуюся ситуацию на финансовом рынке и принимать разумные решения.
В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р, отмечается, что уровень финансовой грамотности в Российской Федерации остается пока еще достаточно низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон. На финансовом рынке отсутствует постоянная практика информирования населения и финансового консультирования клиентов в целях разъяснения рисков, сопутствующих конкретному финансовому продукту, что повышает актуальность вопросов, связанных с информированностью граждан о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты.
Навыки личного финансового планирования и формирования финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств по-прежнему отсутствуют у большинства российских домохозяйств. Только в каждом четвертом домохозяйстве ведется письменный учет доходов и расходов. Лишь треть россиян стараются финансово обеспечить свою пенсию и обращают внимание на доходность и гарантию сохранности сбережений при выборе инструментов накоплений.
Особенностью финансовой культуры россиян является недостаточный уровень финансовой дисциплины и ответственности за риски, связанные с самостоятельным выбором и пользованием различными финансовыми услугами и финансовыми инструментами. Более 20 процентов трудоспособного населения Российской Федерации полагают, что небольшая задержка во внесении платежей по кредиту не страшна. При этом, по мнению 37 процентов потребителей, возвращать взятый в банке кредит не обязательно, если этому препятствуют непредвиденные обстоятельства (потеря работы, болезнь, развод, переезд). Высокую озабоченность вызывает и тот факт, что, по результатам социологических исследований, каждый пятый респондент, имеющий кредит (22%), указал, что выплаты по кредиту занимают более 30 процентов доходов, а 68 процентов из них отметили, что отдают более 50 процентов своих доходов. Только 12 процентов россиян могут правильно назвать организации, которые занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке, и 38 процентов граждан отмечают, что существует много финансовых услуг, в которых трудно разобраться.
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проведенные исследования и анализ мнений экспертного сообщества показывают, что российскому потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), а также пассивное отношение к контролю за личными финансами.
Финансовая грамотность является фундаментом, на котором основывается доверие потребителей к финансовому рынку, и первым рубежом защиты потребителя от возможных злоупотреблений со стороны продавцов финансовых услуг, а также способствует соблюдению потребителями финансовой дисциплины. Кроме того, низкий уровень финансовой грамотности затрудняет приобретение более сложных финансовых продуктов, получающих в последнее время все более широкое распространение, являясь ментальным барьером на пути обеспечения доступности финансовых услуг для граждан.
Исходя из вышеизложенных проблем, возникает острая необходимость скорейшего изменения существующего положения дел в вопросах финансовой грамотности и финансового образования населения субъектов Российской Федерации.
В последние 10 лет в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения.
В Хабаровском крае имеется опыт реализации программ и проектов по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования, который привел к положительным результатам. Так, по итогам исследований, проведенных в 2018 - 2019 годах Аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований в рамках проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", реализуемого Министерством финансов Российской Федерации совместно со Всемирным банком, Хабаровский край по уровню финансовой грамотности населения повысил свой рейтинг, улучшив за год индекс финансовой грамотности с "С" на "В".
Вместе с тем следует признать, что мероприятия в сфере финансового просвещения имеют разрозненный характер и не решают проблему повышения финансовой грамотности населения в целом. Необходимо проводить системную работу с участием большого числа заинтересованных лиц: федеральных и региональных органов власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, образовательных и общественных организаций, финансовых институтов, пенсионных, страховых организаций, средств массовой информации. Исключительно важным условием эффективности этой работы является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения.
Региональная программа позволит скоординировать на системной основе усилия заинтересованных сторон, направить их на формирование у жителей Хабаровского края знаний, практических навыков и установок по распоряжению личными и семейными финансами, принципов долгосрочного финансового планирования, ответственного подхода к вопросам потребления и финансовой дисциплины.
Повышение уровня финансовой грамотности населения и субъектов МСП расширит возможности более эффективного использования финансовых услуг в целях улучшения собственного благосостояния и роста сбережений граждан и, как следствие, окажет положительное влияние на ускорение темпов роста региональной экономики.
Региональная программа направлена на обобщение имеющегося опыта работы по повышению финансовой грамотности всех участников данного процесса, в том числе опыта отдельных организаций, реализующих локальные программы повышения финансовой грамотности населения по отдельным узким направлениям, в результате чего будут решаться вопросы выработки единой региональной политики в сфере повышения финансовой грамотности населения, формирования единого информационного пространства и наполнения его доступной, актуальной, достоверной информацией по финансовой тематике, а также дальнейшего развития финансового просвещения граждан.
Целями региональной программы являются содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимые условия повышения уровня и качества жизни населения Хабаровского края.
Для реализации поставленных целей в рамках региональной программы необходимо решение следующих задач:
- проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, субъектов МСП, включая мероприятия, направленные на информирование о способах и механизмах защиты прав потребителей финансовых услуг;
- повышение охвата и качества финансового образования и информирования населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий;
- разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка.
Конечным результатом реализации региональной программы станет увеличение значений целевых показателей по сравнению с предыдущим годом:
- количество образовательных организаций всех уровней образования, внедривших курс "Финансовая грамотность" в образовательный процесс (нарастающим итогом);
- количество образовательных организаций, охваченных мероприятиями программы по повышению финансовой грамотности (в том числе онлайн) на всех уровнях образования (нарастающим итогом);
- численность обучающихся образовательных организаций, охваченных мероприятиями программы по повышению финансовой грамотности (в том числе онлайн) на всех уровнях образования (нарастающим итогом);
- численность педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по тематике финансовой грамотности обучающихся (нарастающим итогом);
- численность взрослого населения, в том числе трудоспособного населения, граждан пенсионного возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получателей социальных услуг, участвующего в мероприятиях по повышению финансовой грамотности, в том числе в онлайн-формате (нарастающим итогом);
- численность субъектов МСП, охваченных информационно-консультационной поддержкой и участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности, в том числе в онлайн-формате (нарастающим итогом);
- количество подготовленных и распространенных информационных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности населения и субъектов МСП и обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг (нарастающим итогом).
В целях решения задач, поставленных региональной программой, планируется реализовать план мероприятий, представленный в приложении N 1 к настоящей региональной программе, по основным направлениям:
- содействие внедрению образовательных программ по финансовой грамотности в образовательный процесс на всех уровнях системы образования, а также создание необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества;
- развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования с учетом потребностей Хабаровского края;
- проведение мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения, включая субъектов МСП;
- обеспечение регулярного информирования населения по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг;