ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 сентября 2020 года N 389-пр
Об утверждении изменений, вносимых в государственную
программу Хабаровского края "Развитие водохозяйственного
комплекса Хабаровского края", утвержденную постановлением
Правительства Хабаровского края от 07 февраля 2014 г. N 27-пр
В целях приведения нормативного правового акта Правительства Хабаровского края в соответствие с федеральным законодательством Правительство края
постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в государственную программу Хабаровского края "Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 07 февраля 2014 г. N 27-пр.
ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в государственную программу Хабаровского края
"Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края",
утвержденную постановлением Правительства
Хабаровского края от 07 февраля 2014 г. N 27-пр
1) в паспорте:
а) позицию "Основные показатели (индикаторы) Программы" изложить в следующей редакции:
"Основные показатели (индикаторы) Программы | - | протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления; доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях; размер предотвращенного ущерба; количество гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, приведенных в результате капитального ремонта в безопасное техническое состояние; доля бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории края, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный, опасный, приведенных в безопасное техническое состояние; доля гидротехнических сооружений, на которых проведены мероприятия по соблюдению общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в общем количестве гидротехнических сооружений, находящихся в краевой государственной собственности; протяженность расчищенных, углубленных, зарегулированных участков русел рек; доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие); протяженность вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос; доля протяженности водных объектов, на которых проведены регулярные наблюдения за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей, в общей протяженности водных объектов, нуждающихся в проведении регулярных наблюдений"; |
б) позицию "Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств" изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств | - | общий объем финансирования мероприятий Программы - 21 621,124 млн. рублей, в том числе: средства краевого бюджета - 12 452,277 млн. рублей, из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 8 805,180 млн. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 495,321 млн. рублей, из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 18,959 млн. рублей, 2015 год - 176,720 млн. рублей, из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 29,475 млн. рублей, 2016 год - 293,542 млн. рублей, из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 26,091 млн. рублей, 2017 год - 998,088 млн. рублей, из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 586,306 млн. рублей, 2018 год - 1 370,892 млн. рублей, из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 1 159,366 млн. рублей, 2019 год - 2 414,924 млн. рублей, из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 1 860,615 млн. рублей, 2020 год - 2 384,245 млн. рублей, из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 1 757,877 млн. рублей, 2021 год - 2 936,638 млн. рублей, из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 2 273,594 млн. рублей, 2022 год - 1 366,973 млн. рублей, из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 1 092,897 млн. рублей, 2023 год - 7,467 млн. рублей, 2024 год - 7,467 млн. рублей; прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета - 9 055,249 млн. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 3 505,063 млн. рублей, 2016 год - 1 252,725 млн. рублей, 2018 год - 1 343,620 млн. рублей, 2020 год - 197,291 млн. рублей, 2021 год - 571,237 млн. рублей, 2022 год - 395,314 млн. рублей, 2023 год - 1 044,544 млн. рублей, 2024 год - 745,455 млн. рублей; прогнозная (справочная) оценка расходов бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 0,220 млн. рублей, в том числе по годам: 2021 год - 0,055 млн. рублей, 2022 год - 0,055 млн. рублей, 2023 год - 0,055 млн. рублей, 2024 год - 0,055 млн. рублей; прогнозная (справочная) оценка расходов внебюджетных средств (по согласованию) - 113,378 млн. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 113,378 млн. рублей"; |
в) в позиции "Ожидаемые результаты реализации Программы":
- в абзаце первом цифры "20,0" заменить цифрами "24,0";
- в абзаце пятом слова "Доля гидротехнических сооружений, на которых обеспечена безопасная работа в эксплуатационный период, составит 100 процентов" заменить словами "Доля гидротехнических сооружений, на которых проведены мероприятия по соблюдению общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в общем количестве гидротехнических сооружений, находящихся в краевой государственной собственности, составит 100 процентов";
2) раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика обоснования разработки Программы
Хабаровский край относится к числу регионов, хорошо обеспеченных ресурсами поверхностных и подземных вод.
Речная сеть края представлена 205 823 реками общей протяженностью 553 693 километра, большая часть которых (96 процентов) относится к малым рекам и ручьям. Речная сеть хорошо развита в горных и недостаточно -в равнинных частях региона. Большинство рек края в верхнем и среднем течении имеют характер горных рек, протекают в узких и глубоких долинах, характеризуются быстрым течением, порожистым руслом; при выходе на равнины приобретают облик равнинных рек, для которого типичны широкие долины и сильно разветвленные русла, слабое течение. Питание рек края преимущественно дождевое (60 - 85 процентов). Водный режим большинства рек соответствует дальневосточному типу, для которого характерно невысокое растянутое половодье, высокие дождевые паводки в летне-осенний период, вызывающие иногда катастрофические наводнения, низкая зимняя межень.
Крупнейшими реками края в бассейне Тихого океана являются Амур с притоками Бурея, Уссури, Амгунь, Тунгуска, Горин, Анюй, Гур и их притоками; реки Уда, Тауй, Тумнин, Иня, Охота, Улья, Ульбея, Тугур, Урак и их главные притоки; в бассейне Северного Ледовитого океана - Кулу (правая составляющая Колымы), Учур и Мая (притоки Алдана), Юдома, Гонам, Северный Уй и Маймакан (притоки Маи).
Река Амур - одна из наиболее значительных рек Российской Федерации, занимающая среди них третье место по длине и четвертое по площади бассейна. Длина р. Амур - 2 824 километра, общая площадь бассейна - 1 855 тыс. кв. километров, в том числе в пределах Российской Федерации - 1 003 тыс. кв. километров. Устье реки доступно для морских судов, которые могут подниматься по большой воде до г. Хабаровска.
Среднемноголетний речной сток - 491,2 куб. километра в год.
Водообеспеченность населения края - одна из самых высоких в России (около 332 тыс. куб. метров в год на человека).
На территории Хабаровского края расположено более 58 тыс. озер. Крупнейшими озерами края являются Чукчагирское озеро, озера Болонь, Удыль, Орель, Кизи, Эворон, Чля и Хумми. Крупнейшим искусственным водоемом является Бурейское водохранилище на р. Бурее.
Вода как ресурс используется во всех сферах современного производства и жизнедеятельности населения.
Водные объекты, расположенные на территории края, используются на нужды промышленности, сельского хозяйства и населения (водозабор и водоотведение, шахтный водоотлив), а также для судоходства, рекреации, рыборазведения.
При весьма существенном водно-ресурсном потенциале края возникают проблемы его использования и это обусловлено следующими основными причинами:
- неравномерное распределение поверхностного стока на территории края;
- резкая неравномерность поверхностного стока по сезонам года;
- природное и антропогенное загрязнение водных объектов, которое не дает возможности использовать воду без дополнительной подготовки.
Серьезной проблемой, требующей особого внимания, является возникновение чрезвычайных ситуаций в результате наводнений.
Сложная водохозяйственная ситуация складывается на реках бассейна р. Амур, который традиционно относится к одним из наиболее паводкоопасных районов в России.
Территория края периодически (в отдельных районах края практически ежегодно) подвергается подтоплению и затоплению при прохождении паводков. Главная особенность наводнений в Хабаровском крае - одновременный охват ими больших площадей и создание чрезвычайных ситуаций с угрозой не только материальным ценностям, экономике территорий, но и жизни людей. Из-за смыва загрязняющих веществ происходит загрязнение водных объектов, нарушается экологическая безопасность.
Паводковыми водами однопроцентной обеспеченности в крае затапливается до 3 368 тыс. гектаров территорий, из них в бассейне р. Амур - до 2 010 тыс. гектаров.
Периодически затоплению подвергаются отдельные территории городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре, Бикина, 157 населенных пунктов края с населением около 80 тыс. человек, хозяйственные объекты и более 40 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий.
Паводкоопасными муниципальными районами края являются Амурский, Бикинский, Вяземский, Комсомольский, имени Лазо, Нанайский, Николаевский, Охотский, имени Полины Осипенко, Солнечный, Хабаровский.
В августе - сентябре 2013 г. в бассейне р. Амур прошел катастрофический паводок, в ходе которого были превышены исторические максимумы уровней воды р. Амур за более чем столетний период наблюдений. Территории отдельных населенных пунктов края, ранее не попадавшие в зону затопления, оказались подвержены негативному воздействию вод.
Паводок 2019 года признан вторым по величине (объему) после паводка 2013 года. В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 29 июля 2019 г. N 623-рп на территории края был введен режим чрезвычайной ситуации в результате выпадения обильных осадков и подъема уровней воды на реках края.
Программой предусмотрены мероприятия по строительству объектов инженерной защиты от негативного воздействия вод в целях ликвидации последствий крупномасштабного наводнения 2013 года, при реализации которых будет защищено 5 тыс. объектов жилищного фонда; 2 434 приусадебных участка; 31 социально значимый объект; 108 километров автомобильных дорог; 4 моста; 31 километр тепловых сетей; 62 километра линий электропередачи; 9 водозаборов.
В 2014 - 2019 гг. в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" из федерального бюджета выделены субсидии в сумме 4,8 млрд. рублей на софинансирование строительства четырех объектов:
"Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной";
"Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре". Первый этап строительства - Единый комплекс защитных гидротехнических сооружений, состоящий из этапов: "Инженерная защита пос. им. Менделеева", "Инженерная защита пос. Победа", "Инженерная защита микрорайона Парковый и микрорайона Парус";
"Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре". Второй этап строительства - "Инженерная защита Центрального округа";
"Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка".
В целях повышения защищенности населения и объектов экономики края от негативного воздействия вод на весь период реализации Программы предусмотрены также мероприятия текущего характера, включающие расчистку и дноуглубление русел рек, повышение их пропускной способности, уполаживание берегов и их некапитальное укрепление каменной наброской на проблемных участках.
В настоящее время весьма актуальной для края является проблема эффективного управления водно-ресурсными системами, возможного лишь на основе глубокого знания природных процессов, существенно изменяющихся в последние десятилетия под воздействием глобальных изменений климата и активизации хозяйственной деятельности. Особенно важное практическое значение имеет проблема нестабильности речных русел для трансграничных рек, бассейны которых расположены в районах с неустойчивыми условиями формирования стока.
Русловой процесс р. Амур в границах Хабаровского (Амуро-Уссурий- ского) узла характеризуется значительной сложностью и довольно высокой активностью, происходит с преобладанием аккумулятивной составляющей многолетних деформаций русла над их эрозионной составляющей и выражается преимущественно в развитии свободных излучин основного русла, укрупнении и переформировании русловых скоплений речных наносов, в тенденции развития (размыва) одних и деградации (занесения) других рукавов русла и проток, сопровождаемой перераспределениями речного стока по рукавам и протокам водного узла.
Русловые процессы нередко имеют негативные последствия для хозяйственного использования акватории и берегов рек и озер, являются причиной затопления земельных участков, жилых массивов, сооружений транспортной и промышленной инфраструктуры. Для нейтрализации неблагоприятного развития русловых процессов рек на участках их активизации или в условиях взаимодействия с хозяйственными объектами, планирования мероприятий в руслах рек необходима организация системы мониторинга русловых процессов.
Исследования, проведенные в 2014 и 2016 годах по изучению руслового режима реки Уссури на двух участках ее нижнего течения в районе 31 - 41 километра и 130 - 138 километра судового хода, позволили установить направленные изменения русла, особенности размыва берегов, формирования и перемещения аккумулятивных образований в основном русле и притоках. Полученные данные и проведенный на их основе анализ свидетельствуют о достаточно интенсивной эрозионно-аккумулятивной деятельности реки Уссури, проходящей с разной интенсивностью на участках. В связи со строительством берегоукрепительных сооружений на левом берегу реки, принадлежащем Китайской Народной Республике, организация и ведение постоянного мониторинга русловых процессов в нижнем течении реки Уссури являются необходимыми и своевременными и требуют продолжения для оценки последствий направленности русловых переформирований и разработки необходимых мероприятий в целях своевременного предупреждения негативных воздействий.
На состояние водных объектов также значительное влияние оказывает соблюдение режимов хозяйственной деятельности в их водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах. Актуальной для края остается реализация мероприятий по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, включая обозначение их на местности специальными информационными знаками, и организация проведения регулярных наблюдений за состоянием и режимом использования водоохранных зон водных объектов, зон затопления, подтопления.
На территории края расположено 52 гидротехнических сооружения, в том числе 6 водохранилищ, 6 прудов-накопителей, 27 защитных дамб, 5 ГТС энергетики, 8 ГТС промышленности. Системы инженерной защиты территорий от наводнений представлены дамбами обвалования общей протяженностью около 240 километров.
Водохранилищные узлы ГТС и дамбы обвалования, построенные в крае, предназначались главным образом для сельскохозяйственных целей и защиты населенных пунктов от наводнений. Эксплуатировались они сельскохозяйственными предприятиями, государственными предприятиями с участием специализированных организаций Министерства сельского хозяйства Российской Федерации зачастую за счет бюджетных средств. Экономические преобразования в Российской Федерации, изменение форм собственности привели к потере сложившейся эффективной системы эксплуатации водохозяйственных объектов. В результате возникли проблемы с поддержанием ГТС в исправном техническом состоянии и обеспечением их безопасности.
Безопасность ГТС - свойство ГТС, позволяющее обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Анализ технического состояния 29 объектов ГТС, представляющих наиболее значимое народно-хозяйственное значение, проведенный в 2019 году, показал, что техническое состояние значительной части сооружений является неудовлетворительным, в результате чего создается опасность для населения и объектов экономики, поскольку не исключена вероятность их внезапного разрушения.
На большинстве объектов отсутствуют проектная документация, инструкции по эксплуатации с регламентацией должностных обязанностей обслуживающего персонала.
По всем водохранилищам и прудам отсутствуют правила использования водных ресурсов, инструкции по проведению натурных наблюдений и данные материалов контроля состояния ГТС.
На всех ГТС отсутствуют материалы геотехнического контроля в процессе строительства и в период эксплуатации, нет данных о физико-механи- ческих и фильтрационных характеристиках грунтов сооружений и оснований. На большинстве объектов не произведены расчеты волны прорыва и оценки возможного ущерба.
Службы эксплуатации ГТС на многих объектах отсутствуют или не укомплектованы и не имеют необходимых материалов, средств измерений и контроля.
Большинство объектов имеет пониженный уровень безопасности ГТС, потенциально опасное эксплуатационное состояние и не готовы к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций.
Таким образом, решение проблемы безопасности ГТС требует осуществления взаимосвязанной системы мероприятий организационного, финансового и материально-технического характера.
В связи с тем, что преобладающая часть собственников и балансодержателей ГТС не обладает необходимыми финансовыми и материально-тех- ническими средствами для поддержания их в исправном состоянии и обеспечения безопасности, одним из основных и определяющих мероприятий является создание действенной системы финансирования ремонтно-восстанови- тельных и эксплуатационных работ.
Решение задач, предусмотренных Программой, позволит повысить защищенность населения и территории края от негативного воздействия вод, эффективность использования водных ресурсов, обеспечить безопасность ГТС.";
3) в разделе 3:
а) в абзаце втором цифры "20,0" заменить цифрами "24,0";
б) в абзаце шестом слова "Доля гидротехнических сооружений, на которых обеспечена безопасная работа в эксплуатационный период, составит 100 процентов" заменить словами "Доля гидротехнических сооружений, на которых проведены мероприятия по соблюдению общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в общем количестве гидротехнических сооружений, находящихся в краевой государственной собственности, составит 100 процентов";
4) приложение N 1 изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящим изменениям;
5) в приложении N 2:
а) в графе 4 пункта 2.1 раздела 2 цифры "2020" заменить цифрами "2021";
б) в разделе 3:
- в графе 4 пунктов 3.1, 3.3 цифры "2024" заменить цифрами "2020";
- дополнить пунктами 3.5, 3.6 следующего содержания:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
"3.5. | Мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края, а также в отношении внутренних морских вод | министерство природных ресурсов края | 2021-2024 | ликвидация отрицательных воздействий водного потока на русло и береговую полосу, предотвращение негативного воздействия вод | активные русловые процессы и значительный эрозионный размыв, обрушение береговой полосы, опасность затопления, смыва застроенной территории |
3.6. | Организация проведения регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти | министерство природных ресурсов края | 2021-2024 | получение объективных данных о состоянии дна и берегов водных объектов, состоянии и режиме использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления, оценка изменений состояния дна и берегов, изменений морфометрических особенностей водных объектов или их частей в целях своевременного выявления и прогнозирования негативных процессов, влияющих на состояние водных объектов, разработки мер по предотвращению негативного воздействия вод | отсутствие объективного информационного обеспечения органов государственной власти по вопросам состояния водных объектов, состояния и режима использования их водоохранных зон, зон затопления, подтопления для своевременной разработки мер по охране водных объектов и мер по предотвращению негативного воздействия вод"; |
6) приложения N 4 - 7 изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящим изменениям;
7) в графе 11 пункта 13 приложения N 8 цифры "289,5" заменить цифрами "962,7";
8) приложение N 10 изложить в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящим изменениям.