ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 27 марта 2019 года N 117-пр


О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского
края от 29 декабря 2012 г. N 482-пр
"О государственной программе Хабаровского
 края "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского
 общества в Хабаровском крае" на 2013-2020 гг."



В соответствии с Законом Хабаровского края от 05 декабря 2018 г. N 387 "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", в связи с организационно-штатными мероприятиями в органах исполнительной власти Хабаровского края Правительство края

постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 482-пр "О государственной программе Хабаровского края "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае" на 2013-2020 гг.", исключив в наименовании, постановляющей части слова "на 2013-2020 гг.".

2. Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае" на 2013-2020 гг., утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 482-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).


Губернатор, Председатель
Правительства края
С.И. Фургал



УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 29 декабря 2012 года N 482-пр

(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 27 марта 2019 года N 117-пр)

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Хабаровского края "Содействие развитию институтов
и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае"


ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края
"Содействие развитию институтов и инициатив гражданского
общества в Хабаровском крае"


Наименование государственной программы

-

государственная программа "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае" (далее также - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

-

комитет по информационной политике и массовым коммуникациям Правительства Хабаровского края (далее также - край)

Соисполнители, участники Программы

-

министерство культуры края;

комитет по внутренней политике Правительства края;

главное управление территориального развития Губернатора и Правительства края

Цель Программы

-

развитие и совершенствование институтов гражданского общества в крае посредством роста коммуникативной доступности, вовлечения населения в процессы местного самоуправления, деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также - СОНКО) и территориальных общественных самоуправлений (далее - также ТОС), способствующих в том числе формированию общероссийской гражданской идентичности жителей края

Задачи Программы

-

содействие социальному развитию региона посредством повышения активности граждан в осуществлении местного самоуправления, деятельности СОНКО и ТОС;

развитие инфраструктуры, финансовая, информационная, консультационная и образовательная поддержка институтов гражданского общества;

совершенствование механизмов взаимодействия органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края (далее также - органы местного самоуправления), институтов гражданского общества в развитии принципов общественно-государственного партнерства;

содействие укреплению гражданского единства российской нации и гармонизации межнациональных отношений;

содействие этнокультурному многообразию народов в крае;

содействие духовно-нравственному развитию жителей края

Подпрограммы

-

"Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Хабаровском крае" (далее также - Подпрограмма 1);

"Духовно-нравственное развитие жителей Хабаровского края" (далее также - Подпрограмма 2);

"Государственная поддержка гражданских инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее также - Подпрограмма 3)

Основные мероприятия Программы

-

обеспечение условий эффективного функционирования СОНКО;

развитие благотворительного и добровольческого (волонтерского) движения социальной направленности;

повышение роли и участия населения в осуществлении местного самоуправления;

проведение социологических исследований по вопросам социально-политической ситуации в крае, социального самочувствия жителей края и их отношения к деятельности органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления;

обеспечение эффективной работы телерадиовещания и перевод на цифровые технологии;

обеспечение функционирования и устойчивого развития печатных средств массовой информации (далее также - СМИ) и сетевых изданий (далее также - интернет-издания);

обеспечение информирования граждан через средства массовой информации о деятельности органов государственной власти края, социально значимых и общественно-политических событиях и мероприятиях, проводимых на территории края;

изготовление и размещение социальной наружной рекламы, полиграфической, памятной продукции, направленной на патриотическое воспитание граждан, создание благоприятного имиджа края, популяризацию массовых видов спорта, пропаганду здорового образа жизни, мотивацию граждан на активное участие в трудовой и общественной деятельности;

содействие повышению профессионализма специалистов медиаиндустрии;

содействие развитию ТОС

Основные показатели (индикаторы) Программы

-

прирост количества граждан, охваченных социально значимыми проектами;

прирост количества работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, принимающих участие в социально значимых проектах;

количество решений органов местного самоуправления муниципальных образований края, принятых по инициативе групп граждан;

доля населения края, охваченного региональным телерадиовещанием;

процент охвата населения периодическими изданиями;

годовой тираж периодических изданий в крае;

прирост количества граждан, вовлеченных в деятельность территориальных общественных самоуправлений в муниципальных образованиях края

количество вновь зарегистрированных СОНКО

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа реализуется в один этап в течение 2013-2021 годов

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета

-

финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета;

общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 2 441,39748 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 248,26872 млн. рублей,

2014 год - 329,40712 млн. рублей,

2015 год - 115,97193 млн. рублей,

2016 год - 229,71959 млн. рублей,

2017 год - 263,07879 млн. рублей,

2018 год - 306,16592 млн. рублей,

2019 год - 345,08678 млн. рублей,

2020 год - 304,90989 млн. рублей,

2021 год - 298,78874 млн. рублей

из них:

за счет средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 15,81820 млн. рублей,

в том числе по годам:

2017 год - 4,75920 млн. рублей,

2018 год - 6,46130 млн. рублей,

2019 год - 4,59770 млн. рублей

Конечный результат реализации Программы

-

увеличение количества граждан, охваченных социально значимыми проектами, на 6,5 тыс. человек;

увеличение количества работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, принимающих участие в социально значимых проектах, на 0,77 тыс. человек;

увеличение количества решений органов местного самоуправления муниципальных образований края, принятых по инициативе групп граждан, на 50 единиц;

сохранение доли охвата населения края региональным телерадиовещанием на уровне не менее 97,6 процента;

увеличение охвата населения периодическими изданиями, до 97,0 процентов;

увеличение годового тиража периодических изданий в крае на 500 тыс. экземпляров;

увеличение количества граждан, вовлеченных в деятельность ТОС в муниципальных образований края, на 7,6 тыс. человек;

увеличение количества СОНКО, на 120 единиц;

     

1. Общая характеристика текущего состояния развития гражданского общества


Гражданское общество, являясь системой, основанной на самоорганизации социально-экономических и политических отношений, функционирует в правовом режиме социальной справедливости, свободы в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества. Его институты занимают особое место в механизме обеспечения и защиты прав и свобод человека.

Движущей силой становления и развития гражданского общества является процесс духовно-нравственного развития человека, происходящий в рамках духовно-нравственной сферы общества.

Духовно-нравственная сфера является одной из четырех основных сфер общества наряду с экономической, политической и социальной. В свою очередь, духовно-нравственная сфера распадается на четыре следующие части: культура, религия, наука, образование. Такова узкоспециальная ее трактовка.

Есть и широкое определение духовно-нравственной сферы как того, что охватывает все области человеческой деятельности - от постройки своего бизнеса и проведения избирательной кампании до проведения научных исследований и отправления религиозных культов. Основой духовно-нравственной сферы выступает мораль - система взаимных обязанностей, которые вменяются людям независимо от их социального статуса, сферы деятельности, национальности, пола и возраста. При этом обязанности осознаются ими как определенные жизненные задачи.

Неотъемлемой частью духовно-нравственной сферы является система ценностей, то есть то, как люди придают моральное значение определенным элементам культурной среды. У различных народов ценностные категории и представления могут столь разниться, что крайне желаемое и позитивное среди членов одного общества отвергается среди других.

Центральным вопросом духовно-нравственной сферы является поиск высшей цели и смысла существования индивидуума и всего человечества, реализация которого происходит в процессе духовно-нравственного развития человека. В свою очередь, духовно-нравственное развитие представляет собой коммуникативные процессы общения с носителями высоких духовных качеств: выдающимися учеными, деятелями культуры и искусства. Духовно-нравственная сфера характеризует человека через призму преобладания нравственных, интеллектуальных качеств над материальными запросами, обращенность человека к высшим ценностям - к идеалу, как сознательное стремление усовершенствовать себя.

Социологическое исследование, проведенное Фондом исследования общественного мнения в августе 2014 г., выявило низкую посещаемость культурных мероприятий жителями края. Культурные мероприятия посещают лишь 5,2 процента опрошенных(1).

Такое явление - следствие проникновения и распространения в разнообразные сферы общественной жизни коммерческих отношений. Клубы, секции, кружки становятся платными, что создает проблему их доступности для жителей края и ведет к отходу от норм и ценностей культуры, утрате традиций.

Духовно-нравственная сфера становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах своей жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность и др.).

В решении данной проблемы велико участие институтов гражданского общества. По данным социологического исследования, среди институтов гражданского общества, которые несут ответственность за развитие духовно-нравственной сферы общества в современной России, респонденты чаще всего называют СМИ (28,0%) и общественные организации (6,0%)(2).

Другой особенностью гражданского общества является отношение к этническим и конфессиональным меньшинствам - людям разной этнической и религиозной принадлежности.

Государство со сложным этническим и религиозным составом населения, каким является Российская Федерация, обеспечивает гражданскую солидарность и общегосударственную национальную идентичность за счет оптимального государственного устройства и эффективного управления, обеспечивающего разнообразие форм внутреннего самоопределения и самоуправления.

По данным социологического исследования, в марте 2014 года гражданами России себя считали две трети россиян (63,0%), 24,0 процента определяющим для самоопределения считали понятие "житель своего региона, города или села". Этническое самоопределение было значимо для 20,0 процентов участников опроса. Оставшаяся половина опрошенных при сложившихся условиях не будет задействована в процессах объединения народов, усвоения традиций и ценностей других (в том числе русской) культур и непроблемного формирования единой общероссийской гражданственности(3).

В современной России формирование общероссийской идентичности и целостности российской нации происходит на основе общего историко-культурного наследия, вобравшего в себя традиции и культурные достижения всех российских национальностей.

_______________

(1)По данным исследовательского проекта "ФОМ-ДОМ", август 2014 г.

(2)Доклад по актуальным проблемам участия гражданского общества в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Москва, 2012 г.

(3)URL: http://wciom.ru/iNdex.php?id=459&uid=114751

Успех в укреплении общероссийской гражданственности напрямую связан с выявлением и использованием позитивного потенциала всех российских народов и прекращением дестабилизирующих настроений на национально-мировоззренческом уровне.

Социально-экономическому развитию Хабаровского края необходим соответствующий демографическим и квалификационным требованиям состав миграционных потоков. Жители Хабаровского края толерантно относятся к возможности постоянного проживания в их населенном пункте мигрантов (52,0% при общероссийском показателе 41,0%). Доля несогласных проживать с приезжими из стран Юго-Восточной Азии, Средней Азии и Закавказья в Хабаровском крае составила 53,0 процента при среднем показателе по России - 58,0 процентов(4). По данным рейтинга межэтнической напряженности в регионах России, Хабаровский край характеризуется средним уровнем межэтнической напряженности.

Ключевыми проблемами в сфере межнациональных отношений в крае являются:

- слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической самоидентификации;

- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества.

Анализ данных говорит о том, что в крае сохраняются предпосылки, способствующие формированию межнациональных конфликтов. Важнейшей частью их заблаговременной профилактики является не замалчивание темы, а наоборот, стимулирование общественной дискуссии посредством широкого обсуждения проблем ксенофобии(5), этноцентризма(6) и национализма(7).

В решении вышеуказанных проблем велико участие институтов гражданского общества. Деятельность некоммерческих организаций (далее также - НКО) и СМИ направлена на поддержку мероприятий, акций и действий, которые создают площадки межнационального и межконфессионального диалога.

Важнейшим критерием развития гражданского общества является уровень социальной интеграции и самоорганизации, эффективной и регулируемой формой которой являются некоммерческие организации. Устойчивое функционирование и развитие СОНКО способствует активизации благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности, направлено на обеспечение социальной стабильности и экологической безопасности.

_______________

(4)По данным Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИКАРП ДВО РАН), 2014 год.

(5)Ксенофобия - психологический феномен, в основе которого лежит страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому (см. БРЭ. Т. 16. М., 2010.).

(6)Этноцентризм - склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона (Большой энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М.Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.; СПб., 2000.).

(7)Национализм - идеология и политика в национальном вопросе, основа которых - трактовка нации как высшей ценности и формы общности (Большой энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М.Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.; СПб., 2000.).

В 2012 году в Российской Федерации функционирует 114 392 НКО. При этом три четверти данных организаций существуют пять и более лет, динамика их создания в последнее время снизилась. По оценкам ГРАНС-центра, реально работающие организации составляют 38,0 процентов от формально зарегистрированных. Почти каждая четвертая НКО занимается социальными услугами, по 17,0 процентов приходится на долю культурно-рекреационных и правозащитных организаций. В рейтинге основных проблем, с которыми сталкиваются российские НКО, отмечается, что 65,0 процентов организаций испытывают хроническую нехватку финансовых ресурсов, 38,0 процентов в качестве проблемы называют отсутствие поддержки со стороны возможных спонсоров, 32,0 процента не видят интереса к своей деятельности со стороны местной власти, для 23,0 процентов актуальны проблемы, связанные с арендой помещения(8).

В Хабаровском крае на 01 января 2012 г. зарегистрировано 2 297 НКО, в том числе 982 общественных объединения, 167 религиозных объединений и 1 148 иных НКО, осуществляющих деятельность в сфере социального обеспечения, образования, культуры, правового просвещения, защиты малоимущих слоев населения, экологии и др.

Деятельность НКО характеризуется низкой активностью. Органы исполнительной власти края взаимодействуют с около 300 СОНКО (большинство из которых находятся в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре), при этом реально функционирует только половина.

Также необходимо отметить низкую активность добровольческого (волонтерского) движения в крае, слабую вовлеченность населения в социально ориентированные проекты и мероприятия.

Одной из мер активизации деятельности СОНКО и добровольческого (волонтерского) движения является государственная поддержка. Федеральный закон от 05 апреля 2010 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" призван упорядочить государственную поддержку СОНКО, деятельность которых приносит социальный эффект, путем оказания финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержки таким организациям.

В 2011 году в России объемы финансовой поддержки СОНКО составили: 600 млн. рублей - в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, 60 млн. рублей - на проведение научно-исследовательских работ, информационную поддержку и обеспечение конкурсов, 100 млн. рублей - на реализацию программ повышения квалификации сотрудников СОНКО, а также краевых и муниципальных органов власти.

Однако необходима разработка механизма государственной поддержки на региональном уровне как краевых, так и местных СОНКО.

_______________

(8)Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ ВШЭ http://graNs.hse.ru/.

В Хабаровском крае в 2011 году финансовая поддержка за счет средств бюджета края была оказана 27 СОНКО на сумму 21,9 млн. рублей, из них 14,3 млн. рублей на поддержку Хабаровской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

Другой проблемой, сдерживающей развитие и результативное функционирование СОНКО, является недостаточная компетентность работников данных организаций как в вопросах решения основных задач, так и в ряде организационных моментов (регистрация, правовая грамотность, налогообложение, участие в торгах на размещение государственного и муниципального заказов и других). Данное обстоятельство обуславливает необходимость содействия в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников СОНКО.

Низкий уровень освещенности деятельности СОНКО в СМИ снижает социальный эффект их деятельности, не оказывает необходимого содействия развитию добровольческого (волонтерского) движения в крае. СМИ могут осуществлять функции вовлечения граждан в общественную деятельность, формировать благоприятный имидж гражданских институтов, способствовать развитию конструктивного диалога с властью.

В целях популяризации деятельности СОНКО, формирования гражданского общества в крае, повышения уровня информированности населения о деятельности СОНКО принято постановление Правительства Хабаровского края от 03 июля 2015 г. N 173-пр "Об утверждении Порядка оказания информационной и консультационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям Хабаровского края".

Для повышения уровня профессиональной подготовки и социальной компетентности специалистов органов государственной власти края, органов местного самоуправления и работников СОНКО Правительство края продолжает оказывать поддержку сайту "Гражданское общество Хабаровского края", а также с участием гражданского общества проводятся форумы, конференции, обучающие семинары, круглые столы, краткосрочные тренинги.

Формирование гражданского общества во многом определяется взаимодействием органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления с общественными образованиями, а также уровнем вовлеченности населения в процессы решения задач развития края. Именно поэтому взаимодействие населения и органов местного самоуправления должно становиться повседневной практикой, необходимо проведение работы по вовлечению жителей в решение важнейших вопросов местного значения, формирование институтов, способствующих повышению гражданской активности и социальной ответственности.

В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 10 августа 2016 г. N 621-рп создан организационный комитет по подготовке и проведению в Хабаровском крае Гражданского форума.

Концепция Гражданского форума - это открытый диалог и консолидация усилий представителей НКО, органов государственной власти края, органов местного самоуправления для формирования современного гражданского общества, развития гражданской инициативы и роста гражданского самосознания.

Формат Гражданского форума предполагает проведение различных публичных мероприятий (площадок) с привлечением экспертов по развитию гражданского общества регионального и федерального уровней.

Мероприятия, проводимые в рамках Гражданского форума, направлены на создание и совершенствование механизмов взаимодействия органов исполнительной власти края, местного самоуправления, институтов гражданского общества в развитии принципов общественно-государственного партнерства.

В соответствии со статьей 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится создание условий для деятельности СОНКО, в том числе разработка и реализация муниципальных программ поддержки СОНКО с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В 2015 году в крае принято 11 муниципальных программ, в рамках которых оказывается поддержка СОНКО.

В рамках реализации полномочий органов местного самоуправления по поддержке СОНКО органами исполнительной власти края с 2016 года будет оказываться финансовая поддержка местным бюджетам, реализующим муниципальные программы поддержки СОНКО, через предоставление субсидий.

В этой связи планируется, что муниципальные программы поддержки СОНКО будут приняты в 17 муниципальных районах края.

Согласно статье 33 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" население муниципальных образований края имеет право на участие в осуществлении местного самоуправления в различных формах. Наиболее устойчивыми и эффективными формами проявления социальной активности населения являются общественные объединения. При этом государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления, развивать и поддерживать территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях края.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»