ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 28 декабря 2018 года N 506-пр


О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края
от 26 июня 2012 г. N 211-пр
"О государственной программе Хабаровского края
 "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)"



В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 27 июля 2018 г. N 464-рп "О внесении изменений в Перечень государственных программ Хабаровского края, утвержденный распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 809-рп", Законом Хабаровского края от 06 декабря 2017 г. N 303 "О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", в целях совершенствования нормативных правовых актов Хабаровского края Правительство края

постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 211-пр "О государственной программе Хабаровского края "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)", исключив в наименовании, пункте 1 слова "(2013-2020 годы)".

2. Внести в государственную программу Хабаровского края "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 211-пр, следующие изменения:

1) в тематическом заголовке слова "(2013-2020 годы)" исключить;

2) в паспорте:

а) в наименовании слова "(2013-2020 годы)" исключить;

б) позиции "Подпрограммы", "Основные мероприятия государственной программы" изложить в следующей редакции:

"Подпрограммы

-

в рамках реализации государственной программы Хабаровского края "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае" (далее - Программа) выполнение отдельных подпрограмм не предусмотрено

Основные мероприятия Программы

-

организационно-методическое и информационное обеспечение;

продвижение регионального туристского продукта (далее также - турпродукт) на российском и международном рынках;

развитие туристской, инженерной и транспортной инфраструктуры;

создание туристско-рекреационного кластера "Остров Большой Уссурийский - Шантары";

создание туристско-рекреационного кластера "Комсомольский";

создание туристско-рекреационного кластера "Северный Сихотэ-Алинь";

создание туристско-рекреационного кластера "Амур- Хабаровск";


в) позицию "Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств" изложить в следующей редакции:

     

"Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств

-

общий объем финансирования Программы составляет 8 232,91 млн. рублей (в действующих ценах),

в том числе:

средства краевого бюджета - 1 313,66 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 14,16 млн. рублей,

2014 год - 5,68 млн. рублей,

2015 год - 19,23 млн. рублей,

2016 год - 285,59 млн. рублей,

2017 год - 474,25 млн. рублей,

2018 год - 311,23 млн. рублей,

2019 год - 109,99 млн. рублей,

2020 год - 93,53 млн. рублей;

средства федерального бюджета (по согласованию) - 930,00 млн. рублей,

в том числе по годам:

2019 год - 530,00 млн. рублей,

2020 год - 400,00 млн. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 19,86 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 0,71 млн. рублей,

2014 год - 5,30 млн. рублей,

2015 год - 2,07 млн. рублей,

2016 год - 0,20 млн. рублей,

2017 год - 4,97 млн. рублей,

2018 год - 0,60 млн. рублей,

2019 год - 3,34 млн. рублей,

2020 год - 2,67 млн. рублей;

внебюджетные средства (по согласованию) - 5 969,39 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 148,00 млн. рублей,

2014 год - 162,57 млн. рублей,

2015 год - 155,21 млн. рублей,

2016 год - 437,91 млн. рублей,

2017 год - 1 448,70 млн. рублей,

2018 год - 1 222,00 млн. рублей,

2019 год - 1 050,00 млн. рублей,

2020 год - 1 345,00 млн. рублей";



3) пункт 1.2 раздела 1 изложить в следующей редакции:

"1.2. Варианты решения проблемы

Для выбора оптимального сценария Программы были рассмотрены и проанализированы два различных варианта решения проблемы.

Первый вариант основан на включении в область программной разработки всех территорий муниципальных образований края для оказания государственной поддержки в развитии туристской инфраструктуры. Такой подход имеет преимущество с точки зрения постановки обоснованных целей Программы, в том числе социально-экономического характера.

Указанный вариант решения проблемы предусматривает повышенные объемы финансирования подготовки и реализации мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников. Вместе с тем возникает значительный риск завышения объемов финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы. В рамках такого подхода будет обеспечен максимальный охват туристской отрасли на всей территории края.

Однако отсутствие взаимной логической, технологической и функциональной увязки мероприятий Программы приведет к размыванию предпринимаемых усилий и распылению значительных финансовых ресурсов, что повлечет, в свою очередь, низкую эффективность и результативность предполагаемой инвестиционной активности в сфере туризма.

Второй вариант решения проблемы - применение кластерного подхода - возможен за счет концентрации программных акцентов на развитии ограниченного числа территорий края, наиболее перспективных с точки зрения продвижения внутреннего и въездного туризма, в сочетании с проектами, направленными на ускоренное развитие туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг.

Кластерный подход предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей турпродукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров и на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг. Данный вариант предусматривает реализацию программных мероприятий и проектов, наиболее эффективно влияющих на формирование туристской инфраструктуры и туристских потоков по перспективным с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма направлениям, обеспечивая тем самым оптимизацию как государственных, так и частных инвестиций.

Преимуществом второго варианта является системный подход к решению задач развития внутреннего и въездного туризма в крае. В результате ежегодного мониторинга и обобщения результатов реализации мероприятий Программы кластерный подход позволит получить и обобщить информацию о реальном положении дел в рассматриваемой области, определить первоочередные задачи и основные приоритеты, принять обоснованные решения о необходимости дальнейшей разработки наиболее перспективных на данный период времени программ по видам туризма.

В целом результаты проведенного анализа преимуществ и рисков свидетельствуют о том, что второй вариант решения проблемы развития внутреннего и въездного туризма в рамках Программы является оптимальным. Такой подход к реализации Программы обеспечит создание действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства, рациональное использование бюджетных средств и максимальную координацию действий участников Программы. Реализация указанного сценария предполагает участие общественных институтов в выработке решений по проектированию и созданию перспективных туристско-рекреационных кластеров, создание новых рабочих мест и развитие территорий.

При проведении оценки территорий Хабаровского края в целях определения наиболее перспективных для создания туристско-рекреационных кластеров был произведен учет таких факторов, как демографическая ситуация и географическое положение территории, наличие и состояние туристских ресурсов (объектов показа, достопримечательностей и т.д.), наличие базовой инфраструктуры, транспортная доступность, обеспеченность местами размещения, уровень развития экономики.

Учитывая вышеуказанные факторы, были выделены следующие агломерации: Хабаровская, "Комсомольск-на-Амуре - Амурск - Солнечный" и Ванино-Советско-Гаванская, в пределах которых в настоящее время проживает около 1,0 млн. человек (72 % от численности всего населения края). При этом именно в данных агломерациях остро стоят проблемы рекреации и отдыха, что является сопутствующим фактором для развития инфраструктуры туризма в пределах данной территории.

Выделенные территории отличаются выгодным экономико-географическим положением. Ванино-Советско-Гаванская агломерация расположена в прибрежной зоне Татарского залива с выходом в Охотское море, Хабаровская агломерация граничит с Китайской Народной Республикой, также город Хабаровск имеет особое значение как административный центр Хабаровского края. На территории агломерации "Комсомольск-на-Амуре - Амурск - Солнечный" произошло совмещение трех различных типов флоры, фауны и ихтиофауны (охотского, сибирского, маньчжурского); в центре кластера находится равнинное пространство бассейна реки Амур, которое является одной из наиболее живописных территорий Хабаровского края. Город Комсомольск-на-Амуре является промышленным центром и вторым по величине городом края.

Помимо этого, на территориях указанных агломераций сконцентрированы основные туристские ресурсы края, в том числе: культурно-исторические объекты, этнические села, заповедники, горнолыжные базы, а также уникальные природные объекты показа, термальные источники и т.д. Более 70 процентов коллективных средств размещения расположены в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, на долю которых приходится более 80 процентов общей численности размещенных в них в 2010 году лиц.

Вышеуказанные агломерации также отличаются более высокими показателями экономического роста в сравнении с другими муниципальными районами Хабаровского края. На территории г. Комсомольска-на-Амуре создана территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Развитие промышленного потенциала городского округа ведет к потребности в развитии социальной сферы, в том числе созданию условий для рекреации и отдыха населения и гостей города.

Различия в концентрации определенных видов туристских ресурсов на территориях указанных агломераций Хабаровского края предполагают целесообразным создание следующих туристско-рекреационных кластеров:

1) туристско-рекреационный кластер "Комсомольский".

Город Комсомольск-на-Амуре и прилегающие к нему территории обладают уникальными ресурсами. Удобное географическое положение, исторические и культурные памятники, уникальная природа создают все условия для развития индустрии туризма и отдыха.

На территории прилегающих к городу районов проживают коренные народности Амура: нанайцы, орочи, нивхи, ульчи, культура которых имеет глубокие исторические корни.

Сегодня в Комсомольске-на-Амуре насчитывается 83 объекта культурного наследия регионального и федерального значения, в том числе 59 объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране, 24 выявленных объекта культурного наследия.

Прилегающие к городу территории имеют особое экологическое и рекреационное значение. Здесь расположены горнолыжный комплекс "Холдоми", "Кедрово-тисовая роща", Комсомольский заповедник.

В черте города находятся крупные промышленные предприятия, предполагающие развитие промышленного туризма, горнолыжные базы и спортивно-оздоровительные комплексы.

Для жителей и гостей города работают краеведческий музей, арт-галерея "Метаморфоза", музей изобразительных искусств, "Экспоцентр" авиационного завода, музей судостроительного завода, зоологический центр "Питон", который располагает коллекцией экзотических животных.

Набережная реки Амур в историческом центре города является ядром кластера, на территории которой планируется разместить основные объекты туристско-рекреационного назначения.

Таким образом, кластер ориентирован в равной степени как на въездной, так и на внутренний виды туризма;

2) туристско-рекреационный кластер "Северный Сихотэ-Алинь".

Расположенные на территории Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов уникальные термальные источники предопределяют основу специализации кластера - лечебно-оздоровительный вид туризма. Сопутствующими видами туризма на территории кластера являются экологический туризм, спортивная рыбалка и охота. Кластер ориентирован преимущественно на внутрикраевой туризм;

3) круизный кластер "Остров Большой Уссурийский - Шантары".

Анализ потребительских предпочтений при выборе видов отдыха указывает на большую популярность среди туристов речных круизов. По экспертным оценкам, круизы по Амуру пользуются интересом у иностранных туристов. Так, за три месяца с начала 2016 года количество запросов по круизным программам по Амуру составило 970 единиц. Протяженность реки на территории Хабаровского края составляет более 1,0 тыс. километров, что позволит в перспективе разработать вариативные туристские маршруты по данному направлению, включающие посещение наиболее значимых культурно-исторических и природных мест края, и привлечь целевые группы потребителей данного турпродукта (ориентация как на въездной, так и внутренний туризм).

Особая роль в развитии круизного и рекреационного туризма возлагается на проектируемый межрегиональный, международный туристско-рекреа- ционный круизный комплекс острова Большой Уссурийский Хабаровского муниципального района, предполагающий освоение приграничной части реки Амур для развития международных трансграничных круизов в приграничные города Китайской Народной Республики, а также прогулочных маршрутов вокруг острова Большой Уссурийский;

4) туристско-рекреационный кластер "Амур-Хабаровск".

В перспективе с учетом имеющегося потенциала круизы по реке Амур, в бассейне которой сосредоточена большая часть объектов природного и культурно-исторического наследия, могут внести существенный вклад в развитие въездного туризма на Дальнем Востоке России.

Река Амур входит в первую десятку крупнейших рек мира. От слияния рек Шилки и Аргуни до устья протяженность водного пути составляет более 2 800 километров, в том числе вдоль границы России и Китая - более 1 800 километров. На прилегающих к реке территориях Китая проживает более 100 млн. человек.

Сегодня уже есть предпосылки к совместному с Китаем освоению данного ресурса. В связи с чем круизы по реке Амур могут стать самым масштабным проектом в развитии межгосударственного российско-китайского туризма.

Одной из главных задач кластера является создание благоприятных условий для развития речного, в том числе круизного и яхтенного туризма, в бассейне реки Амур за счет создания современного и конкурентоспособного регионального туристско-рекреационного комплекса, ориентированного как на российских, так и иностранных туристов.

Реализация туристско-рекреационного кластера "Амур-Хабаровск" позволит завершить комплекс работ по созданию базовой туристской инфраструктуры в крае, в том числе береговой инфраструктуры на реке Амур, необходимой для активизации круизного движения.

Таким образом, приоритетными направлениями развития туризма в Хабаровском крае являются:

- создание объектов туристско-рекреационного использования в пределах городских агломераций;

- создание центров рекреационно-оздоровительного туризма на базе природных лечебных ресурсов;

- развитие круизного туризма;

- развитие новых направлений туризма, в том числе промышленного, военно-патриотического, детского;

- усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения края.";

4) раздел 6 изложить в следующей редакции:

"6. Перечень и краткое описание мероприятий Программы

При формировании перечня программных мероприятий акцент сделан на создании и развитии конкурентоспособных туристских ресурсов, в том числе на территории выделенных кластеров.

Перечень программных мероприятий, посредством которых будет осуществляться достижение цели и задач Программы, включает в себя следующие основные разделы:

1) организационно-методическое и информационное обеспечение;

2) продвижение регионального туристского продукта на российском и международном рынках;

3) развитие туристской, инженерной и транспортной инфраструктуры;

4) создание туристско-рекреационного кластера "Остров Большой Уссурийский - Шантары";

5) создание туристско-рекреационного кластера "Комсомольский";

6) создание туристско-рекреационного кластера "Северный Сихотэ-Алинь";

7) создание туристско-рекреационного кластера "Амур-Хабаровск".

Первый раздел программных мероприятий подразумевает развитие системы организационно-методического обеспечения туристской отрасли в Хабаровском крае, направленной на повышение качества предоставляемых туристских услуг и создание эффективной структуры управления туристской деятельностью.

Также в состав раздела входят мероприятия, которые обеспечат информационную поддержку туристской деятельности на территории края и позволят получать оперативные данные о состоянии туристских ресурсов и туристской инфраструктуры Хабаровского края.

Второй раздел объединяет мероприятия, направленные на создание благоприятного для развития туризма имиджа Хабаровского края и на повышение узнаваемости турпродуктов региона.

В третьем разделе объединены мероприятия по развитию туристской инфраструктуры в историко-культурных зонах городов и поселений на всей территории Хабаровского края, а также по созданию и реконструкции объектов, находящихся за пределами туристско-рекреационных кластеров.

Перечень мероприятий четвертого, пятого, шестого и седьмого разделов является комплексной системой развития перспективных направлений туризма на территориях создаваемых туристско-рекреационных кластеров Хабаровского края, которая позволит систематизировать, развить имеющиеся и создать новые туристские ресурсы и объекты туристской инфраструктуры, а также внедрить механизмы по организации и стимулированию деятельности компаний - участников кластеров.

Таким образом, настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на развитие туристской отрасли, в том числе на формирование и развитие туристско-рекреационных кластеров на территории Хабаровского края, включая:

- улучшение взаимодействия государственных и коммерческих структур по вопросам развития туристской отрасли в крае;

- строительство и реконструкцию туристских объектов и туристской инфраструктуры;

- повышение качества оказываемых услуг;

- повышение уровня квалификации кадров, занятых в туристской индустрии края;

- повышение информированности о состоянии объектов, расположенных на территории края;

- повышение узнаваемости бренда Хабаровского края среди российских и иностранных граждан.

Ключевыми и первоочередными мероприятиями настоящей Программы, в результате реализации которых будут сформированы условия для дальнейшего развития туристской отрасли, а также созданы и реконструированы наиболее значимые туристские объекты согласно выявленным перспективным направлениям развития туризма в Хабаровском крае, являются:

- разработка концепции развития туристского комплекса Хабаровского края;

- подготовка и направление заявки на включение туристских проектов Хабаровского края в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2011 г. N 644;

- комплекс мероприятий по созданию круизного кластера "Остров Большой Уссурийский - Шантары", туристско-рекреационного кластера "Комсомольский" и туристско-рекреационного кластера "Амур-Хабаровск".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»