1.1. Краткая характеристика и структура потребительского рынка Хабаровского края
Современное состояние потребительского рынка в Хабаровском крае характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, высоким уровнем насыщенности товарами и услугами, развитой сетью предприятий потребительского рынка.
Потребительский рынок является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги, приходится около 76,0 процентов всех денежных расходов населения Хабаровского края. Создание условий для эффективного развития этой сферы, совершенствование механизма ее регулирования являются важнейшими составляющими экономической политики Хабаровского края (далее также - края).
Вид деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" (далее - отрасль) формирует более 14,0 процентов валового регионального продукта и стоит на 2 месте после вида деятельности "Транспорт и связь".
В сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения края осуществляют деятельность 31,9 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей. В отрасли занято свыше 150 тыс. человек (по полному кругу организаций и индивидуальных предпринимателей), что составляет более 20 процентов от общей численности занятых в экономике края.
Отрасль наиболее привлекательна для малого бизнеса. Из общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства 43,5 процента работает на потребительском рынке края.
Доля налоговых поступлений в бюджет края от предприятий потребительского рынка в 2014 г. составила 8,5 процента и за период с 2010 г. выросла на 0,3 процентных пункта. За 2014 г. перечислено налогов в бюджет края 5,5 млрд. рублей, или 109,1 процента к уровню 2013 г. На одного работающего уплачено 85,0 тыс. рублей налогов, что больше уровня 2010 г. на 25,9 процента. В 2015 г. ожидается рост поступлений на 9,2 процента по сравнению с 2014 г.
Потребительский рынок характеризуется высокой инвестиционной активностью, ежегодно в отрасль вкладывается более 1 млрд. рублей инвестиций, 99 процентов данного сектора экономики находится в частной собственности.
В целях развития отраслевой инфраструктуры средства направляются на строительство и реконструкцию объектов, перепрофилирование действующих предприятий с учетом спроса населения, оснащение их современным оборудованием, внедрение новых прогрессивных технологий. Предприятия выходят на уровень, соответствующий европейским стандартам по уровню обслуживания, насыщению рынка качественными товарами и услугами.
Инфраструктура потребительского рынка края представлена 11,2 тыс. объектами розничной торговли, 7 розничными рынками на 853 торговых места, 79 ярмарками на 4 844 торговых места, 30 оптово-розничными базами, 2,5 тыс. предприятий бытового обслуживания населения, 1,6 тыс. предприятий общественного питания.
Деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в крае осуществляют 1,5 тыс. организаций в 2 650 объектах торговли и общественного питания.
В настоящее время подготовку кадров для предприятий потребительского рынка осуществляют 16 профессиональных образовательных учреждений, в том числе 14 учреждений среднего, начального профессионального образования и 2 учреждения высшего профессионального образования.
1.1.1. Розничная и оптовая торговля
В 2014 г. по сравнению с 2010 г. оборот розничной торговли увеличился на 24,9 процента в сопоставимых ценах, продажа товаров на душу населения выросла на 25,6 процента.
Динамика оборота розничной торговли
Наименование показателей | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год (ожидаемое) |
Оборот розничной торговли, млн. руб. | 144 975,1 | 167 132,3 | 184 692,2 | 210 413,5 | 239 263,0 | 286 060,0 |
в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах | 106,2 | 106,4 | 104,9 | 106,5 | 105,1 | 100,1 |
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб. | 107,7 | 124, 5 | 137,6 | 156,9 | 178,7 | 214,1 |
в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах | 106,5 | 106,7 | 104,9 | 106,6 | 105,3 | 100,3 |
Оборот розничной торговли по итогам 2014 года составил 239,3 млрд. рублей, или 105,1 процента к уровню 2013 года в сопоставимых ценах (по России - 102,7 процента, ДФО - 105,1 процента).
По состоянию на 01 января 2015 г. услуги торговли в крае оказывают 7 595 предприятий стационарной розничной торговли с торговой площадью 907,9 тыс. кв. метров. За период 2010 - 2014 годов количество предприятий розничной торговли в крае увеличилось на 577 единиц, или на 8,2 процента, прирост торговых площадей составил 188,2 тыс. кв. метров.
Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей по краю составляет 676,5 кв. метров, что превышает установленный в крае минимальный норматив на 210,5 кв. метров. За период с 2010 по 2014 год обеспеченность торговыми площадями увеличилась на 140,7 кв. метров на 1 тыс. жителей, или на 26,3 процента.
В розничной торговле факторами, обеспечивающими рост объемов оборота, являются гибкая ценовая политика, оптимизация ассортимента реализуемых товаров за счет развития новых форм торговли.
Структура розничных каналов продаж продолжает меняться в сторону современных форматов торговли. Наблюдается сокращение количества магазинов с традиционной формой обслуживания при расширении сети предприятий, осуществляющих реализацию товаров по методу самообслуживания, а также с организацией кулинарного и хлебопекарного производства. Количество магазинов, работающих по методу самообслуживания, по сравнению с 2010 годом увеличилось на 375 единиц, по состоянию на 01 января 2015 г. в крае работает 927 предприятий такого типа с торговой площадью 242,3 тыс. кв. метров.
Активно ведется строительство крупных торгово-развлекательных центров, гипер- и супермаркетов. С 2010 года введены в эксплуатацию торговые центры: "Магазины радости", "Южный парк", "Большой мебельный", "Подсолнух" в г. Хабаровске; "Выбор", "Посуда-Центр", "Азбука мебели, "Уровень" в г. Комсомольске-на-Амуре; "Арбуз", "Фаворит" в г. Николаевске-на-Амуре. Всего в крае работает 213 торговых центров площадью 347,0 тыс. кв. метров, с 2010 года торговая площадь приросла на 136,7 тыс. кв. метров.
Доля торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли по краю составляет 22 процента. Торговые сети представлены в основном региональными операторами: "Самбери", "Супер Гуд", "Пеликан", "Седьмая столица", "РазДва", "ЭНКА Техника", "Посуда-Центр", "Бубль Гум" в г. Хабаровске; "Десяточка", "Амба", "Bitte" в г. Комсомольске-на-Амуре. В 2014 - 2015 годах открылись торговые сети красноярской компании "Светофор" - 3 торговых объекта формата склад-магазин в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре, приморская сетевая компания открыла в г. Хабаровске супермаркет "Три кота". Федеральные торговые сети представлены в основном объектами по реализации товаров непродовольственной группы: "Эльдорадо", "Ile de Beaute", "Л'Этуаль", операторами сотовой связи.
В муниципальных районах края присутствуют розничные сети местного уровня. В Ванинском муниципальном районе - магазины сети "Океан", Бикинском - магазины "Ясень", Амурском - ООО "Шамкир", Ульчском - магазины ООО "Раста". Всего на территории края работает 1 388 предприятий сетевого формата.
Наряду с крупными объектами торговли развиваются магазины формата "у дома", по состоянию на 01 января 2015 г. их количество составило 3 834 объекта торговой площадью 194,4 тыс. кв. метров. В г. Хабаровске открыты 16 минимаркетов такого формата торговой сети "ёё", расширяется сеть магазинов "РазДва", которая насчитывает 38 объектов.
Обретает популярность дистанционная торговля через интернет-магазины, продажи по каталогам. Доля продаж через интернет в общем обороте розничной торговли составляет 0,8 процента.