В Хабаровском крае (далее также - край) в период с 2013 по 2018 год осуществлен переход учреждений на отраслевые системы оплаты труда с учетом показателей оценки эффективности работы учреждений и работников.
Реализация мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства Хабаровского края от 30 апреля 2013 г. N 290-рп "Об утверждении Регионального плана поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Хабаровского края на 2013 - 2018 годы", способствовала введению "эффективного контракта" с работниками, развитию кадрового потенциала и повышению квалификации работников.
Правовыми актами исполнительных органов края (органов местного самоуправления муниципальных образований края) - главных распорядителей бюджетных средств, осуществляющих функции и полномочия учредителя, утверждены:
(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 07.07.2021 N 556-рп, от 29.03.2023 N 180-рп)
- примерные положения об оплате труда работников подведомственных государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений края по видам экономической деятельности, которые носят рекомендательный характер;
- положения об оплате труда работников подведомственных государственных (муниципальных) казенных учреждений края по видам экономической деятельности, которые носят обязательный характер;
- целевые показатели эффективности деятельности учреждений и их руководителей.
Для совершенствования механизма оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров установлен предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8.
Установлена предельная доля на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда не более 40 процентов.
При установлении выплат стимулирующего характера в отдельных учреждениях сохраняется формальный подход без учета конкретных измеримых показателей их применения. Например, введение персональных повышающих коэффициентов, выплат за интенсивность работы и др. Часть выплат стимулирующего характера становится постоянной выплатой, не связанной с результатом труда и качеством оказываемых учреждениями услуг.
В результате гарантированная часть оплаты труда работника (оклад, должностной оклад, ставка заработной платы) составляет менее 50 процентов заработной платы.
Приобретают актуальность вопросы повышения реального содержания заработной платы, соблюдения соотношения среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников учреждений и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в крае, вопросы формирования штатной численности работников учреждений, принимающих непосредственное участие в оказании услуг, а также установления оптимального соотношения гарантированной и стимулирующих частей оплаты труда.
Начиная с 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" минимальный размер оплаты труда устанавливается ежегодно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
Районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в особых климатических условиях работодатель обязан начислять на минимальный размер оплаты труда согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Постановлении от 07 декабря 2017 г. N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С.Григорьевой, О.Л.Дейдей, Н.А.Капуриной и И.Я.Кураш".