Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года (с изменениями на 19 июня 2024 года)


3.2. Новое качество образования


Хабаровский край справедливо позиционируется как образовательный и научный центр дальневосточного масштаба и национального уровня, что обеспечит как кадровые условия для опережающего развития инновационно ориентированной экономики края, так и наращивание человеческого капитала.


Основным принципом новой качественной системы образования является акцент на кооперацию различных уровней образования в увязке со стратегическими приоритетами социально-экономического развития края.


В рамках действующих в крае национальных проектов "Образование" и "Демография" запланированы мероприятия, направленные на улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, строительство современных детских садов и школ, создание новых организаций в сфере дополнительного образования детей и взрослых.


Обеспечение доступности дошкольным образованием должно достигаться за счет развития государственных и муниципальных учреждений, а также расширения использования возможностей негосударственного сектора в пространственных полюсах роста. Содержание образовательных программ дошкольного образования и технологии их реализации должны соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.


В целях повышения качества общего образования во всех образовательных организациях должны быть обновлены образовательные программы, внедрены современные технологии преподавания и оценивания результатов общеобразовательных предметов. Повышению мотивации и вовлеченности в учебный процесс школьников будет способствовать изучение предметных областей на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе на базе детского технопарка "Кванториум". Внедрение в образовательную деятельность дистанционного обучения, реализация образовательных программ в сетевой форме предоставит возможность школьникам получить доступ к лучшим образовательным ресурсам без учета территориальных ограничений. Необходимо обновить материально-техническую базу школ, в том числе расположенных в сельских поселениях и малых городах, создать такие условия, в которых детям будет комфортно развиваться.


Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях создаст условия для эффективной реализации принципов индивидуализации и непрерывного обучения (на протяжении всей жизни) и позволит обеспечить: возможности широкого выбора содержания и форм обучения, соответствующих образовательному запросу; фиксацию и учет образовательных достижений, в том числе и в сфере неформального образования, формирование цифровых профилей компетенций; возможности коррекции образовательных траекторий, в том числе с помощью автоматически сформированных рекомендаций на основе анализа больших данных с использованием технологий искусственного интеллекта; модернизацию методов управленческого анализа, автоматизацию административных, управленческих и обеспечивающих процессов; автоматизацию процедур оценки качества образования и аттестационных мероприятий; перевод отчетности образовательных организаций в электронный вид и ее автоматическое формирование.


Развитие дополнительного образования как пространства личностного развития, социализации и ранней профориентации детей будет обеспечено разработкой и внедрением программ по развитию современных компетенций, моделей адресной работы с детьми, в том числе с одаренными, а также с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение доступности дополнительным образованием должно достигаться за счет развития государственных и муниципальных учреждений, их материально-технического оснащения, в том числе открытия детских технопарков "Кванториум" и центров цифрового образования детей "IT-куб". В структуре системы должны быть интегрированы учреждения и организации образования, спорта, молодежной политики, культуры и науки, что позволит создать условия для расширения доступности, достижения высокого качества и обеспечения опережающего развития дополнительного образования детей.


Центральным пунктом стратегии развития образования является масштабное и кардинальное обновление профессиональных компетенций педагогов, основанное на создании системы непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов с учетом их индивидуального компетентностного профиля, полученного по результатам добровольной независимой оценки квалификаций. Особое внимание будет уделено поддержке и сопровождению молодых педагогов, созданию дополнительных стимулов для их привлечения в образовательные организации, внедрению системы наставничества.


Необходимо также повысить эффективность управления общеобразовательной организацией через совершенствование системы аттестации руководителей школ, формирование эффективной системы отбора кандидатов на должность руководителей и создание системы кадрового резерва.


Подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена по ключевым направлениям развития экономики региона будет базироваться на использовании производственного потенциала краевых высокотехнологичных предприятий для увязки теоретических навыков с опытом их практического применения.


Расширение предложения на рынке труда за счет собственных рабочих кадров и специалистов среднего звена предполагает формирование и обеспечение функционирования инновационной сети образовательных организаций, развитие инфраструктуры профессиональных образовательных организаций путем модернизации материально-технической базы системы среднего профессионального образования, внедрение информационных продуктов, сетевого взаимодействия и практико-ориентированных схем обучения (в том числе дуального). Это обеспечит качественный прорыв в уровне подготовки квалифицированных кадров по методикам WorldSkills в соответствии с мировыми стандартами качества.


Особое значение имеет система высшего образования, определяющая трансформацию научно-технологических достижений в производственные и рыночные результаты, трансформацию фундаментальных достижений в качество образования. Сеть образовательных организаций высшего образования должна быть представлена системой организаций, сохраняющих структурное разнообразие, в числе которых классический университет и университеты профильной направленности в г. Хабаровске, многопрофильный университет в г. Комсомольске-на-Амуре с приоритетом подготовки специалистов по инженерным специальностям в непосредственной близости от высокотехнологичных производств. Развитие системы подготовки квалифицированных кадров должно быть сопряжено с созданием условий, стимулирующих образовательную миграцию в Хабаровский край из других субъектов Российской Федерации.


Система профессионального образования в крае должна быть нацелена на обеспечение условий для получения среднего профессионального образования и профессионального обучения различных категорий граждан, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, соответствия полученных квалификационных навыков требованиям работодателей, что предполагает объединение ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций, создание многоуровневых учебных комплексов, создание эффективной системы взаимодействия с исполнительными органами края, общественными организациями инвалидов, работодателями, объединениями промышленников и предпринимателей, участие общественно-профессиональных структур в оценке качества профессиональных навыков.


(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2022 N 618-пр)