6.1.4. Машиностроение
Машиностроительный комплекс определяет технический потенциал и устойчивое функционирование всех отраслей промышленности, являясь движущей силой создания полностью новых отраслей. Комплексы взаимосвязанных производственной кооперацией, технологическими обменами и рыночными услугами предприятий будут концентрироваться в Южном приграничном и Средне-Амурском полюсах. Преимущества для создания новых отраслей в крае связаны с производственным потенциалом филиала публичного акционерного общества (далее - ПАО) "Объединенная авиастроительная корпорация" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А.Гагарина", производящим современные реактивные самолеты, занявшим свою нишу на глобальном рынке высокотехнологичной продукции, с перспективами дальнейшего укрепления в ней. Именно с этим крупным комплексом связаны возможности по созданию локализованной авиапромышленной сети.
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 25.11.2022 N 618-пр, от 12.07.2023 N 315-пр, от 19.06.2024 N 223-пр)
Структура будущих новых производств, в которую входят такие сферы деятельности, как металлообработка, термическая и химическая обработка поверхностей, монтаж и сборка узлов и агрегатов, а также выпуск деталей интерьера самолета, диктуется специализацией головного производителя.
Другим структурным элементом потенциального локализованного производственного комплекса должно стать производство частей планера самолета из композиционных материалов. Процентное содержание таких материалов в конструкции самолета постепенно повышается с выпуском новых моделей. Россия, наряду с Японией и Испанией, является одним из лидеров по освоению композиционных материалов в авиастроении.
Одной из отраслей промышленности, обладающей высоким научно-техническим и производственным потенциалом, способным генерировать технологические импульсы на смежные отрасли, является судостроение.
Вопрос развития новых производств гражданского назначения на базе судостроительных предприятий края тесно увязывается с вопросом их технологической модернизации. В качестве основного направления следует рассматривать внутренний дальневосточный рынок, характеризующийся особыми условиями эксплуатации морской техники такими, как преобладание замерзающих акваторий, неразвитость береговой инфраструктуры на значительной протяженности береговой линии, наличие речной сети с выходом в море.
Потребность в обновлении флота очень высокая. Только для освоения сахалинских проектов ("Сахалин-3" - "Сахалин-6") потребуется до 20 стационарных платформ. Кроме того, в стадии определения запасов находятся шельфовые месторождения Магаданской области ("Магадан-1" - "Магадан-4"), Западно-Камчатского бассейна и Татарского пролива на шельфе Хабаровского края. Требуются также сложные морские суда для транспортного и рыбопромыслового флота, морская техника для изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа, новые крупнотоннажные суда усиленного ледового класса (танкеры и газовозы), научно-исследовательские суда для гидрометеорологических работ, мониторинга состояния окружающей среды, суда экологического и гидрологического контроля.
Развитие внутреннего водного транспорта особо актуально в условиях Дальнего Востока, имеющего протяженную речную сеть и относительно низкую плотность населения. Кроме того, это один из наиболее низких в плане себестоимости способов пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния. Таким образом, еще одно перспективное направление - строительство скоростных пассажирских судов, адаптированных под конкретные условия эксплуатации в данном регионе. Особую актуальность приобретает строительство судов с динамическими принципами поддержания - глиссеров на воздушной подушке.
Таким образом развитие оборонно-промышленного комплекса предполагает диверсификацию производства, направленную на увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции.
В целом стратегическими направлениями выхода машиностроительного комплекса Хабаровского края на траекторию устойчивого развития являются:
- государственная поддержка перехода на выпуск "лидирующей" продукции на федеральном и краевом уровнях в сфере формирования портфеля заказов и получения кредитных ресурсов;
- сочетание новых отраслей, кластерной организации инновационных производств и производств, ориентированных на традиционные отрасли специализации;
- распространение особых режимов хозяйствования (ТОР) на действующие предприятия, предусматривающие программы модернизации;
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2022 N 618-пр)