Действующий

Об утверждении Плана комплексного развития потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края на 2018-2024 годы (с изменениями на 5 июня 2020 года)

1. Характеристика текущего состояния, проблемы развития и прогноз развития отраслей

     

1.1. Потребительский рынок Хабаровского края

Экономическая ситуация в 2015-2016 годах складывалась под влиянием ухудшения внешнеэкономических условий, продолжения действия экономических санкций со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов Америки.

На фоне снижения денежных доходов населения, численности постоянного населения наблюдалось снижение потребительского спроса и, как следствие, снижение оборота розничной торговли (2015 год - 95,3%, 2016 год - 99,7% к уровню предыдущего года).

С начала 2017 года наблюдается улучшение экономической ситуации, оборот розничной торговли в Хабаровском крае (далее также - край) по итогам 8 месяцев составил 102,3 процента к соответствующему периоду 2016 года.

Потребительский рынок является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги, приходится около 80,0 процентов всех денежных расходов населения края.

Вид деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" формирует 15,0 процентов валового регионального продукта.

Отрасль наиболее привлекательна для малого бизнеса. Из общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства края более 40,0 процентов работает на потребительском рынке.

В сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения края осуществляют деятельность 31,5 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей. В отрасли занято свыше 150 тыс. человек (по полному кругу организаций и индивидуальных предпринимателей), что составляет более 20,0 процентов от общей численности занятых в экономике края.

Доля налоговых поступлений в бюджет края от предприятий потребительского рынка в 2016 году составила 8,5 процента.

Потребительский рынок характеризуется высокой инвестиционной активностью, ежегодно в отрасль вкладывается более 1 млрд. рублей инвестиций, 99,0 процентов данного сектора экономики находится в частной собственности.

В целях развития отраслевой инфраструктуры средства направляются на строительство и реконструкцию объектов, перепрофилирование действующих предприятий с учетом спроса населения, оснащение их современным оборудованием, внедрение новых прогрессивных технологий.

Предприятия выходят на уровень, соответствующий европейским стандартам по уровню обслуживания, насыщению рынка качественными товарами и услугами.

Инфраструктура потребительского рынка края представлена 7,6 тыс. объектов розничной торговли, 5 розничными рынками на 432 торговых места, 87 ярмарками на 4 889 торговых мест, 26 оптово-розничными базами, 2,5 тыс. предприятий бытового обслуживания населения, 1,6 тыс. предприятий общественного питания.

Учитывая сложившиеся экономические условия, вектор развития потребительского рынка ориентирован на создание условий для формирования многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности, в том числе малых и средних форматов торговли, нестационарной, ярмарочной, а также мобильной торговли.

1.1.1. Розничная торговля.

По состоянию на 01 января 2017 г. услуги торговли в крае оказывают 7 587 предприятий стационарной розничной торговли с торговой площадью 1 005,7 тыс. кв. метров. С 2014 года количество предприятий торговли уменьшилось на 8 торговых объектов при увеличении торговых площадей на 97,8 тыс. кв. метров, количество предприятий общественного питания увеличилось на 80 единиц и на 2,6 тыс. посадочных мест, предприятий бытового обслуживания увеличилось на 127 единиц.

Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей по краю составляет 753,6 кв. метра, что превышает установленный в крае минимальный норматив на 239,5 кв. метра (норматив - 514,1 кв. метра).

За период с 2014 по 2016 год обеспеченность торговыми площадями увеличилась на 77,1 кв. метра на 1 тыс. жителей, или на 11,0 процентов.

В розничной торговле факторами, обеспечивающими рост объемов оборота, являются гибкая ценовая политика, оптимизация ассортимента реализуемых товаров за счет развития новых форм торговли.

Структура розничных каналов продаж продолжает меняться в сторону современных форматов торговли. Наблюдается сокращение количества магазинов с традиционной формой обслуживания при расширении сети предприятий, осуществляющих реализацию товаров по методу самообслуживания, а также с организацией кулинарного и хлебопекарного производства. Количество магазинов, работающих по методу самообслуживания, по сравнению с 2014 годом увеличилось на 211 единиц, по состоянию на 01 января 2017 г. в крае работает 1 138 предприятий такого типа с торговой площадью 307,8 тыс. кв. метров.

Активно ведется строительство крупных торгово-развлекательных центров, гипер- и супермаркетов.

Всего в крае работает 209 торговых центров площадью 388,7 тыс. кв. метров, с 2014 года торговая площадь увеличилась на 103,8 тыс. кв. метров.

Доля торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли по краю составляет около 25,0 процентов и по сравнению с 2014 годом увеличилась на 2,6 процентного пункта.

Наряду с крупными объектами торговли развиваются магазины формата "У дома". По состоянию на 01 января 2017 г. их количество составило 3 801 объект торговой площадью 260,7 тыс. кв. метров.

Обретает популярность дистанционная торговля через интернет-мага- зины, продажи по каталогам. Доля продаж через интернет в общем обороте розничной торговли возросла с 0,8 процента в 2014 году до 1,7 процента в 2016 году.

Несмотря на то, что уровень обеспеченности торговыми площадями на 1 тыс. жителей превышает установленный в крае минимальный норматив, в крае существуют диспропорции в территориальном размещении инфраструктуры потребительского рынка, уровне обслуживания городского и сельского населения.

Обеспеченность торговыми площадями в отдельных сельских поселениях не достигает норматива. Отток населения из отдаленных районов края, низкая покупательская способность не мотивируют хозяйствующих субъектов к открытию объектов торговли в сельской местности. Недостаток торговых площадей существует в 58 поселениях Аяно-Майского, Комсомольского, Тугуро-Чумиканского и Хабаровского муниципальных районов края.

По состоянию на 01 января 2017 г. в крае осуществляют деятельность 4 349 нестационарных торговых объектов.