Действующий

Об утверждении прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период до 2030 года (с изменениями на 12 марта 2020 года)

2. Оценка факторов и ограничений экономического роста края на долгосрочный период


Особенности географического положения, достигнутый уровень экономического развития края определяют его ряд конкурентных преимуществ. К ним относятся:

- многопрофильная и диверсифицированная экономика, базирующаяся на развитом промышленном производстве и транспортном обслуживании магистральных грузопотоков;

- транспортная инфраструктура в крае активно развивается, позволяет выстраивать мультимодальную логистику;

- исторически высокий уровень технологического развития в связи со сосредоточением на территории края машиностроительных промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса, специализацией края на обрабатывающих отраслях, наличием развитой системы профессионального образования и переподготовки кадров;

- природно-ресурсный потенциал края, который отличается разнообразием структуры, предпосылками для его эффективного использования. По запасам древесины, месторождений цветных и драгоценных металлов (олово, медь, золото, серебро), ценных видов рыб, водным ресурсам край выделяется не только на Дальнем Востоке, но и в России;

- реализация преференциальных режимов привлечения инвестиций: созданы три территории опережающего социально-экономического развития ("Комсомольск", "Хабаровск" и "Николаевск"), режим свободного порта Владивосток (далее - СПВ) распространен на территориях Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов края;

- близость со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно со странами Северо-Восточной Азии, в области экономики, науки, культуры, образования, туризма, спорта, экологии, международных обменов.

В то же время социально-экономическое развитие края ограничивается следующими факторами:

- сохраняются демографические вызовы, население края сокращается, нарастает дефицит квалицированных кадров;

- издержки хозяйствующих субъектов края сравнительно выше из-за удаленности края от основных поставщиков сырья, материалов, комплектующих, а также потребителей продукции. Затратность на транспортные перемещения в крае выше среднероссийского уровня в 4,7 раза (в терминах "грузооборот на единицу валового регионального продукта");

- также сравнительно выше издержки предприятий на заработную плату с учетом дальневосточных и северных надбавок (коэффициент заработной платы в крае превышает среднероссийский в 1,47 раза);

- край испытывает дефицит в инфраструктурной обеспеченности основных центров роста и перспективных площадок для размещения производства;

- недостаточная развитость социальной инфраструктуры ограничивает возможности повышения качества жизни населения края и оказывает заметное влияние на миграционную мотивацию населения в западные регионы Российской Федерации.

Возможности развития края на прогнозный период:

- реализация на территории края региональных проектов в рамках Указа N 204;

- формирование и внедрение эффективной государственной региональной социально-экономической политики на Дальнем Востоке (развитие Дальнего Востока - государственный приоритет России):

реализация Национальной программы;

развитие центров экономического роста;

создание и развитие специальных экономических, социальных и финансовых стимулов развития экономики и бизнеса;

создание и развитие механизма активной инвестиционной политики, в том числе формирование и развитие преференциальных режимов;

значительное улучшение инвестиционной и бизнес-среды, в том числе за счет внедрения и реализации целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности;

развитие механизмов стимулирования привлечения и закрепления экономически активного населения;

- действие режима таргетирования инфляции Банка России и стабилизация курса доллара США;

- повышение доступности "длинных денег", в том числе за счет снижения ключевой процентной ставки;

- использование конкурентных преимуществ, открывающихся в связи с прохождением по территории края международных транспортно-энергети- ческих коридоров и реализацией инфраструктурных проектов;

- внедрение новых технологий в государственное управление, социальную сферу, энергетику и энергосбережение, жилищно-коммунальное хозяйство.

Возможные риски долгосрочного развития края:

- усиление санкционной политики в отношении России, нарушение макроэкономической стабильности в стране;