РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 05 июля 2016 года N 499-рп
О реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья
В образовательных организациях Хабаровского края (далее также - край) создаются необходимые условия для получения дошкольного, общего и профессионального образования, предоставления услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В 2016 году в крае численность детей с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ) от 1 года до 7 лет составляет 6 645 человек, детей с инвалидностью - 1 246 человек. Посещают образовательные организации, реализующие программу дошкольного образования, 67 процентов от общей численности всех детей с ОВЗ и 53 процента от общего количества детей-инвалидов.
Образовательные услуги для детей с нарушением речи, слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата оказываются в группах компенсирующей направленности в дошкольных образовательных организациях. Для сопровождения семейного образования созданы 180 консультативных пунктов, которые посещают более 5,7 тыс. детей и их родителей. Реализацию коррекционно-развивающих программ обеспечивают более 400 узких специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов.
В общеобразовательных организациях края в 2015/2016 учебном году обучаются 10 863 ребенка с ОВЗ (8% от общего количества школьников), 2 465 детей-инвалидов (1,8% от общей численности школьников).
Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ организовано в общеобразовательных организациях в отдельных коррекционных классах и инклюзивно; в специальных (коррекционных) школах; на дому или в медицинских организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
На территории края действуют 17 психолого-медико-педагогических комиссий (1 центральная, 16 территориальных), которые ежегодно обследуют около 8 тыс. детей, участвуют в освидетельствовании детей в целях установления инвалидности в соответствии с соглашением о сотрудничестве, заключенным с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю.
Проведена работа по подготовке к введению федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ (далее также - ФГОС ОВЗ).
Начиная с 2012 года в рамках реализации мероприятий по модернизации общего образования в специальные (коррекционные) учреждения осуществлялась поставка специального оборудования и проводились ремонты для создания условий социализации детей с ОВЗ.
В 2014 году Хабаровский край стал победителем конкурсного отбора региональных программ развития образования на предоставление субсидий для реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. За два года создана сеть апробационных площадок по введению ФГОС ОВЗ, подготовлен кадровый ресурс, укреплена материальная база. Объем финансовых средств из федерального и краевого бюджетов за два года составил 100 млн. 444 тыс. рублей.
Проводится работа по организации обучения детей по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях в соответствии с Порядком регламентации и оформления отношений краевой государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 03 июня 2015 г. N 124-пр.
Министерством образования и науки края, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями с 01 января 2016 г. организована работа по исполнению мероприятий индивидуальных программ реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.
В учреждениях профессионального образования по очной форме обучаются 1 082 инвалида и лица с ОВЗ, что составляет 2,2 процента от общей численности, из них 808 человек обучаются по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, 171 человек - по программам подготовки специалистов среднего звена и 103 человека - по программам высшего образования.
Организациями разработаны адаптированные образовательные программы по 21 рабочей профессии, реализуются девять образовательных программ среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий. Созданы два профессиональных центра для лиц с ОВЗ на базе профессиональных образовательных организаций N 6, 18 для подготовки квалифицированных рабочих и адаптации их на рынке труда.
В целях сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях введены штатные единицы педагогов-психологов, социальных педагогов. Организована деятельность служб содействия трудоустройству выпускников, которые оказывают необходимую консультативную, методическую и психолого-педагогическую помощь по сопровождению при трудоустройстве выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Реализация мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. N 1297, позволила за пять лет создать универсальную безбарьерную среду в 114 муниципальных общеобразовательных организациях края (31,1% от общего числа общеобразовательных организаций без учета коррекционных школ и школ-интернатов). Общая сумма средств, направленных на реализацию мероприятий, составила 218,8 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 119,1 млн. рублей.
В 2016 году будут переоборудованы еще восемь детских садов и четыре школы края. На эти цели запланировано направить 28 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 26,6 млн. рублей. По итогам реализации мероприятий до 2018 года доля детских садов с доступной средой будет доведена до 7,2 процента, общеобразовательных организаций - до 30,8 процента.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части увеличения к 2020 году доли образовательных учреждений среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов за период с 2013 по 2015 год было направлено 30 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 18 млн. рублей. Созданы условия безбарьерной среды в девяти профессиональных образовательных организациях. Доля доведена до 27,2 процента. Реализация мероприятий в 2016 году будет продолжена, на эти цели направлено 9,9 млн. рублей.
С учетом анализа сложившейся ситуации, для решения задач и выработки согласованных действий органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления в целях развития системы оказания образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам:
1. Утвердить прилагаемые:
Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Хабаровском крае на 2016-2017 годы (далее - Межведомственный комплексный план);
Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в Хабаровском крае на 2016-2020 годы (далее - Комплекс мер).
2. Министерству образования и науки края, министерству здравоохранения края, министерству социальной защиты населения края, комитету по труду и занятости населения Правительства края обеспечить в установленный срок выполнение мероприятий Межведомственного комплексного плана и Комплекса мер в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете соответствующим органам исполнительной власти края.
Срок - постоянно.
3. Министерству образования и науки края, министерству здравоохранения края продолжить реализацию проекта "УчимЗнаем" в учреждениях здравоохранения края через сетевое взаимодействие образовательных организаций.
Срок - 2017 год.
4. Министерству социальной защиты населения края проработать вопрос об открытии в краевом государственном бюджетном учреждении "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов" отделения по оказанию социальных услуг инвалидам с тяжелыми и множественными нарушениями развития старше 18 лет.
Срок - 2017 год.
5. Министерству образования и науки края осуществлять координацию деятельности заинтересованных органов исполнительной власти края по реализации Межведомственного комплексного плана и Комплекса мер.
Срок - постоянно.
6. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края:
6.1. Обеспечить в установленный срок выполнение мероприятий Межведомственного комплексного плана.
Срок - постоянно.
6.2. Разработать планы мероприятий муниципальных образований края по реализации Комплекса мер.
Срок - до 01 сентября 2016 г.
6.3. Обеспечить создание условий для поэтапного перехода на федеральные государственные стандарты образования обучающихся с ОВЗ с 01 сентября 2016 г.
Срок - до 01 сентября 2016 г.
6.4. Обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Срок - постоянно.
7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края.
КОМПЛЕКС МЕР,
направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях,
в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в Хабаровском крае на 2016-2020 годы
N п/п | Наименование мероприятия | Ожидаемые результаты | Срок исполнения | Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях | ||||
1. | Организационно-методическое обеспечение | |||
1.1. | Организация взаимодействия министерства образования и науки края, министерства физической культуры и спорта края, комитета по молодежной политике Правительства края, комитета по труду и занятости населения Правительства края и работодателей по вопросам организации работы по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций края | |||
1.1.1. | Внедрение в общеобразовательные организации края пилотного проекта "Новая профориентация" | построение новой системы профориентации в пилотных общеобразовательных организациях края | 2016 год | министерство образования и науки края |
1.1.2. | Организация и проведение краевого конкурса бизнес-проектов пилотных общеобразовательных организаций края | создание базы лучших бизнес-проектов по новой системе профориентации | 2016-2020 гг. | министерство образования и науки края |
1.1.3. | Проведение цикла семинаров и курсов по практико-ориентированной подготовке педагогов и специалистов (профконсультантов и профориентологов) по профориентационной деятельности | создание мастер-классов, апробация инновационных моделей обучения (форсайт, эпистемотека и др.) при организации работы по профориентации | 2016 год | министерство образования и науки края, краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Хабаровский краевой институт развития образования" (далее - КГБОУ ДПО ХК ИРО) |
1.1.4. | Организация и проведение краевого конкурса на лучшую организацию работы по профориентации среди общеобразовательных организаций края | создание базы лучших проектов по профориентационной работе, по профессиональной ориентации в сети общеобразовательных организаций края | 2016-2020 гг. | министерство образования и науки края |
1.1.5. | Разработка и реализация пилотного проекта "Развитие инженерного образования" на базе образовательных организаций г. Комсомольска-на-Амуре, Амурского, Комсомольского, Солнечного муниципальных районов | создание системы работы дошкольных образовательных организаций - основных общеобразовательных организаций - профессиональных образовательных организаций - образовательных организаций высшего образования | 2016-2017 гг. | министерство образования и науки края, КГБОУ ДПО ХК ИРО |
1.1.6. | Организация встреч на предприятиях членами краевого совета молодежи, занятой в различных отраслях экономики края | популяризация рабочих специальностей, организация практического ознакомления с рабочими специальностями через советы молодежи на предприятиях | 2016 год | комитет по молодежной политике Правительства края |
1.1.7. | Содействие в развитии молодежного предпринимательства в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 | информирование, вовлечение, обучение молодежи основам предпринимательской деятельности, сопровождение бизнеса | 2016 год | комитет по молодежной политике Правительства края |
1.2. | Разработка методических рекомендаций по организации профессионального самоопределения молодежи с учетом потребностей рынка труда, в том числе в сфере предпринимательства | |||
1.2.1. | Выпуск тематического журнала "Атлас профессий" по организации профессионального самоопределения молодежи с учетом потребностей рынка труда, в том числе в сфере предпринимательства | популяризация рабочих профессий среди учащихся общеобразовательных организаций края | ежегодно 2016-2020 гг. | министерство образования и науки края, краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования" (далее - КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования") |
1.2.2. | Подготовка кейсов по профессиональной ориентации в крае: "Выставка-ярмарка "Парад профессий", информационно-профориентационный ресурс "Твоя профессия - твое будущее" ("Атлас профессий") | сборник материалов | 2016 год | министерство образования и науки края, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования" |
1.2.3. | Проведение профессиональной диагностики с обучающимися общеобразовательных организаций края на базе профессиональных образовательных организаций края | профессиональное самоопределение обучающихся общеобразовательных организаций края | 2016-2020 гг. | министерство образования и науки края, профессиональные образовательные организации края, краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский центр психолого-педагоги- ческой, медицинской и социальной помощи" (далее - КГБУ ХЦППМСП) |
1.3. | Развитие форм временной занятости, дополнительного образования, в том числе посредством включения в работу профильных отрядов, добровольческих организаций | |||
1.3.1. | Организация работы по привлечению учащихся общеобразовательных организаций края к участию в кружках по профессиям, учебных лабораториях, мастерских (очных и виртуальных) в профессиональных образовательных организациях края | формирование у учащихся общеобразовательных организаций края интереса к конкретным профессиям | 2016-2020 гг. | министерство образования и науки края, профессиональные образовательные организации края |
1.3.2. | Организация временной трудовой занятости несовершеннолетних, в том числе трудовых отрядов старшеклассников, социальных отрядов | формирование у учащихся мотивации к трудовой деятельности | 2016-2020 гг. | органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), комитет по труду и занятости населения Правительства края, комитет по молодежной политике Правительства края, министерство образования и науки края |
1.3.3. | Включение школьников в деятельность детских и молодежных общественных объединений | вовлечение учащихся в социально значимую деятельность, формирование лидерских навыков | 2016-2020 гг. | комитет по молодежной политике Правительства края |
1.4. | Организация работы по созданию портфолио обучающихся (учета достижений) общеобразовательных организаций края в целях дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития обучающихся | |||
1.4.1. | Реализация программы "Проба профессии" для учащихся общеобразовательных организаций края | практическое ознакомление с профессиональными компетенциями по профессиям, специальностям в профессиональных образовательных организациях края | 2016-2020 гг. | министерство образования и науки края, профессиональные образовательные организации края, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования" |
1.4.2. | Организация участия во Всероссийском конкурсе лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений "Лидер XXI века" | содействие профессиональному самоопределению и формированию индивидуальной траектории развития обучающихся образовательных организаций края | 2016-2020 гг. | комитет по молодежной политике Правительства края |
2. | Информационно-методическое обеспечение | |||
2.1. | Информационное освещение ключевых событий по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций края на официальном сайте министерства образования и науки края, министерства физической культуры и спорта края, комитета по молодежной политике Правительства края, комитета по труду и занятости населения Правительства края, а также на интернет-площадках общеобразовательных организаций края | |||
2.1.1. | Информационное освещение ключевых событий по профессиональной ориентации, краевых конкурсов, олимпиад профессионального мастерства, региональных чемпионатов по профессиональному мастерству World-Skills Russia на информационных ресурсах министерства образования и науки края, комитета по молодежной политике Правительства края, комитета по труду и занятости населения Правительства края, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования", информационно-образовательном портале "ПроОбраз27", в средствах массовой информации, на интернет-площадках общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций края | повышение престижа рабочих профессий | 2016-2020 гг. | министерство образования и науки края, комитет по молодежной политике Правительства края, комитет по труду и занятости населения Правительства края |
2.1.2. | Организация работы по созданию единой информационной площадки в целях объединения всех информационных материалов по вопросам профориентационной деятельности (программное обеспечение профориентационных курсов, методические разработки по урочным и внеурочным занятиям, видеоматериалы по организации профориентационной работы, виртуальные экскурсии по профессиональным образовательным организациям края, "карта профессий", диагностический инструментарий с пошаговыми методическими рекомендациями по их применению) | создание единой информационной площадки с информационными материалами по организации профориентационной работы на базе информационно-профориентационного ресурса "Твоя профессия - твое будущее" ("Атлас профессий") | 2016-2020 гг. | министерство образования и науки края, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования" |
2.1.3. | Системное пополнение и обновление контента информационно-профориентационного ресурса "Твоя профессия - твое будущее" ("Атлас профессий") | повышение престижа рабочих профессий | 2016-2020 гг. | министерство образования и науки края, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования" |
2.1.4. | Выпуск справочника для поступающих в профессиональные образовательные организации края | повышение информированности выпускников общеобразовательных организаций края о профессиях и специальностях среднего профессионального образования в крае | ежегодно 2016-2020 гг. | министерство образования и науки края, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования" |
3. | Дополнительные мероприятия, направленные на развитие системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ) | |||
3.1. | Утверждение состава совета по профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья | правовой акт | 2016 год | министерство образования и науки края, комитет по труду и занятости населения Правительства края |
3.2. | Разработка и утверждение порядка межведомственного взаимодействия министерства образования и науки края, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, комитета по труду и занятости населения Правительства края по организации профориентационной работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ | повышение качества профориентационной работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ | III квартал 2016 г. | министерство образования и науки края, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), комитет по труду и занятости населения Правительства края |
3.3. | Внедрение в образовательные организации края современного инструментария психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | профессиональное самоопределение обучающихся | 2017-2020 гг. | министерство образования и науки края, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), КГБУ ХЦППМСП |
3.4. | Реализация профориентационных курсов для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью общеобразовательных школ края (в том числе реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы) с учетом специфики нарушений развития | повышение профессиональной компетенции обучающихся | 2017-2020 гг. | министерство образования и науки края |
3.5. | Реализация межпредметного курса "Основы самозанятости и предпринимательства" в общеобразовательных учреждениях края, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ | расширение возможности для трудоустройства | 2017-2020 гг. | министерство образования и науки края, Дальневосточный научный центр местного самоуправления (по согласованию) |
3.6. | Разработка профессиограмм (специальностей), доступных для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по зрению, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях края | индивидуализация профессионального образовательного маршрута | 2017-2020 гг. | министерство образования и науки края |
3.7. | Создание базовой профессиональной образовательной организации (далее - БПОО), обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов | поддержка региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов | 2016 год | министерство образования и науки края |
3.8. | Развитие региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов | сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и последующем трудоустройстве | 2017-2020 гг. | министерство образования и науки края, БПОО |
3.9. | Повышение квалификации, переподготовка и проведение стажировок педагогических и управленческих кадров по тематике профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ | соответствие уровня квалификации педагогических и управленческих кадров | 2016-2020 гг. | министерство образования и науки края, БПОО, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования" |
3.10. | Диссеминация опыта: - разработка, издание и распространение методических материалов; - публикация в средствах массовой информации; - проведение конференций, обучающих семинаров-практикумов, мастер-классов и пр.; - предоставление для коллективного пользования специальных информационных технологий, учебно-методических материалов | популяризация и тиражирование лучших практик в области работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью | 2016-2020 гг. | министерство образования и науки края, БПОО, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования", краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества" |
3.11. | Предоставление государственной услуги по организации профессиональной ориентации выпускникам общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования края, воспитанникам школ-интернатов и детских домов края, в том числе детям-инвалидам и детям с ОВЗ, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования | профессиональное самоопределение обучающихся | 2017-2020 гг. | комитет по труду и занятости населения Правительства края |
3.12. | Обеспечение социализации и трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью общеобразовательных организаций края | |||
3.12.1. | Мониторинг потребности в профессиональном образовании (обучении) выпускников общеобразовательных организаций края с ОВЗ и инвалидностью | прогнозирование актуальных потребностей в профессиональном образовании (обучении) выпускников с ОВЗ и инвалидностью | 2017-2020 гг. | министерство образования и науки края, комитет по труду и занятости населения Правительства края |
3.12.2. | Формирование перечня направлений подготовки и открытие учебных мест в системе профессионального образования, обеспечивающих потребность выпускников с ОВЗ и инвалидностью | создание условий для качественного профессионального образования | 2017-2020 гг. | министерство образования и науки края, комитет по труду и занятости населения Правительства края |