РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 06 октября 2014 года N 720-рп
О регулировании земельно-имущественных отношений на территории Хабаровского края
__________________________
Утратило силу на основании
Распоряжения Правительства Хабаровского края
от 19 декабря 2017 года N 893-рп
__________________________
Совершенствование регулирования земельно-имущественных отношений является одной из приоритетных задач в сфере государственного управления на территории Хабаровского края.
За период 2003-2013 гг. министерством имущественных отношений края проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, земель особо охраняемых территорий, земель лесного, водного фонда, земель садоводческих, огороднических и дачных объединений. В настоящее время проводятся работы по актуализации кадастровой стоимости земель промышленности.
Актуализированы экономические характеристики земельных участков в государственном кадастре недвижимости. Обновленные сведения о кадастровой стоимости являются единой экономической основой для исчисления земельного налога, определения размеров арендной платы и цены выкупа земельных участков.
По состоянию на 01 сентября 2014 г. оформлена государственная регистрация права собственности Хабаровского края на 1 902 земельных участка общей площадью 114 тыс. гектаров.
Осуществлены работы по сгущению опорно-межевой сети в 10 густонаселенных районах края: Амурском, Бикинском, Ванинском, Вяземском, Комсомольском, имени Лазо, Нанайском, Николаевском, Советско-Гаванском, Хабаровском, что позволило повысить точность, сократить объем и время проведения кадастровых работ. Проводятся работы по сгущению опорно-межевой сети в Солнечном районе.
Обновлен планово-картографический материал на территориях, занятых землями сельскохозяйственного назначения, что позволяет более оперативно проводить работы по разграничению и вовлечению в хозяйственный оборот отдельных земельных участков и их частей.
Осуществлена конвертация сведений о координатах земельных участков, ранее поставленных на государственный кадастровый учет, в единую местную систему координат МСК-27. Создание единой базы данных об объектах недвижимости и земельных участках в МСК-27 позволило сохранить в государственном кадастре недвижимости сведения о ранее учтенных земельных участках и не допустить снижения поступлений земельного налога.
Осуществлены работы по изготовлению каталогов координат поворотных точек границы Хабаровского края по смежеству с Республикой Саха (Якутия), Амурской областью, Приморским краем, Магаданской областью, Еврейской автономной областью в единой местной системе координат МСК-27.
В результате выполнен комплекс земельно-кадастровых работ по подготовке банка данных для создания автоматизированной системы ведения государственного кадастра недвижимости и государственного учета объектов недвижимости, комплекс работ по разграничению государственной собственности на землю и созданию системы управления и регулирования земельных отношений.
За период 2012-2013 гг. на территории края гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлено 3 120 земельных участков. В 2014 году запланировано предоставить 2 230 земельных участков.
Совместно с министерством жилищно-коммунального хозяйства края, комитетом Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса, муниципальными образованиями края, организациями - владельцами сетей подготовлен графический и аналитический материал в форме альбома, содержащего сведения об объемах работ и финансовых затрат по обустройству объектами инженерной и транспортной инфраструктуры 108 территорий.
Для целей строительства на территории г. Хабаровска за период 2007-2013 гг. сформирован и предоставлен 1 871 земельный участок. За 8 месяцев 2014 года предоставлено 147 земельных участков.
С учетом изучения опыта других субъектов Российской Федерации министерством имущественных отношений края подготовлены мероприятия по сокращению срока предоставления земельных участков для целей строительства до 300 дней.
Принятие Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" требует внесения изменений в существующую нормативную правовую базу Хабаровского края, а также принятия новых краевых нормативных правовых актов.
Первоочередными задачами в сфере земельных отношений на территории края являются:
- повышение эффективности использования земель;
- создание полной и достоверной системы учета всех земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот, в целях обеспечения органов власти достоверной информацией для принятия управленческих решений по вопросам регулирования земельно-имущественных отношений, сокращения сроков предоставления земельных участков, планирования развития поселений и их инфраструктуры;
- внедрение экономически обоснованной системы земельных платежей, создающей благоприятные условия развития для производства и предусматривающей механизм стимулирования охраны земель;
- расширение системы мониторинга использования земель;
- разработка и реализация мероприятий по охране и рациональному использованию земель, предупреждающих техногенное загрязнение земель, процессы деградации почв, минимизацию их негативных последствий и поэтапное восстановление земель.
Результатом решения вышеназванных задач станет создание механизма использования земель в качестве одного из важнейших инвестиционных ресурсов края, обеспечивающего его конкурентные преимущества по сравнению с другими дальневосточными регионами.
Для решения этих задач на территории края необходимо:
- обеспечить координацию деятельности органов власти края, учреждений и организаций, в компетенции которых находятся вопросы управления и распоряжения землями, обеспечить организационное и информационное единство систем управления земельными ресурсами в крае;
- создать в крае постоянно действующую систему мониторинга земель и обеспечить рациональное и эффективное использование земель;
- обеспечить проведение планомерной работы по уточнению сведений о земельных участках в государственном кадастре недвижимости и совершенствование на основе межуровневого взаимодействия систем учета и мониторинга земель по муниципальным образованиям края;
- создать на уровне каждого муниципального образования края основанную на единых принципах автоматизированную систему управления землями с использованием актуального планово-картографического материала, современного программного обеспечения, обеспечить учет сведений о земельных участках из государственного кадастра недвижимости и сведений о ранее учтенных земельных участках, а также взаимный обмен информацией между всеми заинтересованными органами и организациями, осуществляющими регулирование земельных отношений;
- создать условия для обеспечения равного доступа к информации о земельных участках для всех участников земельных отношений;
- продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам регулирования земельных отношений, в первую очередь по вопросам охраны земель и управления ими;
- организовать систему подготовки кадров в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, основанную на базовой подготовке специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях и развитии профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Учитывая комплексный характер поставленных задач и длительность их реализации, достижение намеченных целей возможно на основе государственной и муниципальных программ по использованию и охране земель.
В состав государственной собственности края входит имущество, закрепленное на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за органами государственной власти края, краевыми государственными учреждениями и краевыми государственными унитарными предприятиями, а также имущество казны края, в том числе пакеты акций (доли) в уставных капиталах хозяйственных обществ (далее - краевые учреждения, краевые предприятия, хозяйственные общества соответственно).
По состоянию на 01 января 2014 г. Реестр краевого государственного имущества содержал сведения о 397 краевых учреждениях, 10 краевых предприятиях, 24 пакетах акций (долях) хозяйственных обществ, 249 отдельных объектах недвижимости и 40 комплексах имущества казны края общей стоимостью 93 827,5 млн. рублей.
Одной из задач управления государственным имуществом является сопоставление имеющихся объектов краевой государственной собственности с задачами и интересами края как публично-правового образования, в том числе с полномочиями, которые возложены на органы государственной власти края.
В этой связи необходимо определить участие краевых предприятий и хозяйственных обществ в реализации задач и интересов края для принятия решения о целесообразности их сохранения в государственной собственности края.
В целях определения оптимального состава краевого государственного имущества, необходимого и достаточного для реализации государственных задач края, министерством имущественных отношений края разработана и находится на согласовании система показателей оценки эффективности использования краевого государственного имущества.
Применение показателей оценки эффективности использования краевого государственного имущества в совокупности с проведением проверок его сохранности и использования позволит органам исполнительной власти края осуществлять системный контроль сохранности и эффективного использования краевого государственного имущества, своевременно принимать меры для предупреждения введения процедур банкротства или принудительной ликвидации, выявлять неиспользуемые или используемые не по назначению краевые объекты для их перераспределения, вовлечения в инвестиционный процесс или приватизации.
В 2013 году от приватизации краевого государственного имущества в краевой бюджет поступило 153,6 млн. рублей, плановое задание выполнено на 68 процентов. По состоянию на 01 августа 2014 г. в краевой бюджет от приватизации краевого государственного имущества поступило 30,2 млн. рублей, что составляет 25 процентов годового задания.
Невыполнение плановых показателей доходов от приватизации обусловлено неполнотой технической и правоустанавливающей документации на объекты, включенные в прогнозный план приватизации краевого государственного имущества (далее также - прогнозный план приватизации) по предложениям отраслевых министерств края, иных органов исполнительной власти края (далее - отраслевые органы края), отдаленностью местонахождения имущества от экономически развитых территорий края, низкой ликвидностью основной массы объектов приватизации, отсутствием заинтересованности у потенциальных покупателей в приобретении неиспользуемых объектов.
Это свидетельствует об отсутствии эффективного контроля со стороны ряда отраслевых органов края за деятельностью подведомственных краевых учреждений, краевых предприятий и хозяйственных обществ, подготовкой к приватизации включенного в прогнозный план приватизации имущества, а также контроля за принимаемыми руководителями подведомственных организаций решениями по вопросам сохранности и ликвидности закрепленного имущества.
Отраслевыми органами края не в полной мере обеспечено выполнение руководителями подведомственных краевых учреждений, краевых предприятий и хозяйственных обществ со стопроцентной долей участия края принятых управленческих решений в отношении распоряжения краевым государственным имуществом и представления установленной отчетности.
На низком уровне остается подготовка корпоративных документов, с нарушениями установленных требований проводятся дополнительные эмиссии акций, заседания советов директоров, внешний и внутренний аудит, работа ревизионных комиссий.
В этой связи необходимо повышать ответственность руководителей краевых учреждений, краевых предприятий и хозяйственных обществ со стопроцентной долей участия края, представителей края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, а также повышать их профессиональный уровень.
Для продолжения работы по совершенствованию регулирования земельно-имущественных отношений на территории Хабаровского края:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления земельной и имущественной политики Хабаровского края.
2. Министерству имущественных отношений края (Чукалкин А.Я.):
2.1. В целях повышения эффективности использования государственного земельного фонда:
2.1.1. Разработать показатели оценки эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности края, по категориям и видам разрешенного использования земель.
Срок - до 01 декабря 2014 г.
2.1.2. Проводить работу по прекращению прав арендаторов и землепользователей на неиспользуемые земельные участки, находящиеся в собственности края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в целях строительства в г. Хабаровске.
Срок - постоянно.
2.1.3. Продолжить работу по выявлению неразграниченных земель, земельных участков под объектами краевой государственной собственности, подлежащих отнесению в государственную собственность края, постановке таких земельных участков на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности края на них.
Срок - постоянно.
2.1.4. Проводить работы по уточнению границ земельных участков, находящихся в собственности края, в соответствии с правоустанавливающими документами на них, а также вносить соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Срок - постоянно.
2.1.5. Организовать взаимодействие с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (Щербаков Д.В.), Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (Олейников М.В.), муниципальными образованиями края по проведению государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля за использованием на территории края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности края.
Срок - постоянно.
2.1.6. Продолжить работу совместно с министерством информационных технологий и связи края (Уваров П.Н.) по развитию единой электронной базы учета земельных участков на территории края в целях ее внедрения в муниципальных образованиях края в виде "пилотных" проектов.
Срок - до 01 января 2015 г.
2.1.7. Совместно с главами муниципальных образований края разработать мероприятия по сокращению административных барьеров и сроков формирования и предоставления земельных участков.
Срок - до 01 марта 2015 г.
2.2. В целях реализации Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации":
2.2.1. Продолжить работу по принятию в собственность края земельных участков, находящихся в федеральной собственности и не используемых для нужд Российской Федерации, в целях их использования для реализации краевых адресных инвестиционных проектов.
Срок - постоянно.
2.2.2. Продолжить работу с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства по передаче органам государственной власти края полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральными земельными участками, находящимися на территории края, в целях предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
Срок - постоянно.
2.2.3. Организовать работу по передаче администрации г. Хабаровска (Соколов А.Н.) документации, необходимой для осуществления с 01 марта 2015 г. органами местного самоуправления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории г. Хабаровска.
Срок - до 01 марта 2015 г.
2.3. В целях повышения эффективности использования имущества, находящегося в собственности края:
2.3.1. Внести изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 20 июля 2010 г. N 178-пр "Об утверждении Порядка разработки прогнозного плана приватизации краевого государственного имущества на очередной финансовый год" в части изменения принципов формирования прогнозного плана приватизации.
Срок - до 01 февраля 2015 г.
2.3.2. Сформировать краевую межведомственную комиссию для рассмотрения отчетов руководителей отраслевых органов края об итогах финансово-хозяйственной деятельности подведомственных краевых предприятий и хозяйственных обществ и эффективности использования краевого имущества подведомственными краевыми учреждениями, краевыми предприятиями.
Срок - до 01 декабря 2014 г.
2.3.3. Разработать проект нормативного правового акта края о порядке проведения проверок использования и сохранности краевого государственного имущества.
Срок - до 01 января 2015 г.
2.3.4. Обеспечить ежегодное проведение обучающих семинаров для руководителей краевых предприятий и хозяйственных обществ, представителей края в органах управления и контроля хозяйственных обществ.
3. Отраслевым органам края:
3.1. Представить в министерство имущественных отношений края информацию о подведомственных краевых предприятиях и пакетах акций (долях) в уставных капиталах хозяйственных обществ, которые подлежат сохранению в собственности края в 2015-2020 гг. в связи с реализацией задач и интересов края как публично-правового образования.
Срок - до 01 декабря 2014 г.
3.2. Представлять в министерство имущественных отношений края предложения о повышении эффективности использования краевого государственного имущества, его перераспределении для краевых государственных нужд, вовлечении в инвестиционную деятельность или включении в прогнозный план приватизации.
Срок - постоянно.
3.3. Представить в министерство имущественных отношений края мотивированные, экономически обоснованные предложения о включении дополнительных объектов краевой государственной собственности в прогнозный план приватизации краевого государственного имущества на 2015 год.
Срок - до 01 января 2015 г.
3.4. Разработать графики изготовления отсутствующей технической и правоустанавливающей документации на дополнительные объекты собственности края, предлагаемые к включению в прогнозный план приватизации краевого государственного имущества на 2015 год.