В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы государственных и муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом N 83-ФЗ.
В целях повышения качества и доступности государственных услуг (работ) министерствами края, иными органами исполнительной власти края, осуществляющими функции и полномочия учредителей краевых государственных бюджетных и автономных учреждений, органами исполнительной власти края, осуществляющими полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в введении которого находятся краевые казенные учреждения (далее - учредители), проводятся следующие мероприятия:
- государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) доводятся не только до бюджетных и автономных учреждений, но также до казенных учреждений. В 2013 году 61 процент казенных учреждений был охвачен государственным заданием;
- ежеквартально проводится мониторинг выполнения государственных заданий;
- ежегодно проводится оценка выполнения государственных заданий. По результатам деятельности за 2013 год все государственные учреждения государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) выполнили;
- ежегодно проводится оценка качества финансового менеджмента подведомственных учреждений, формируется их рейтинг;
- приняты нормативные акты по установлению показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений и критериев оценки эффективности деятельности их руководителей;
- начата работа по изучению мнения населения о качестве предоставления государственных услуг;
- осуществляется контроль за размещением информации об учреждениях на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) и на официальных сайтах органов исполнительной власти края;
- ежегодно составляется и представляется в министерство финансов края отчетность о реализации положений Федерального закона N 83-ФЗ, результаты размещаются на Портале управления общественными финансами.
Анализ практики предоставления государственных услуг (выполнение работ) показал, что учредителями не в полной мере используются методы повышения эффективности бюджетных расходов, в результате чего:
- недостаточно анализируются нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ), в результате плановые затраты превышают фактические;
- при прогнозируемом невыполнении государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) не всегда проводится его корректировка, уменьшение субсидии на выполнение государственного задания, что приводит к неэффективным расходам;
- не получила широкого распространения практика привлечения к оказанию государственных услуг негосударственных организаций.
Для повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг необходимо решение следующих основных задач:
- использование инструмента государственного задания на оказание государственных услуг при бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи государственных программ края и государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ);
- формирование и утверждение ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг (работ), оказываемых государственными и муниципальными учреждениями на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности;
- переход при финансовом обеспечении учреждений к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг после определения федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности общих требований к утверждению нормативов затрат;
- расширение практики привлечения к оказанию государственных (муниципальных) услуг негосударственных организаций. Вовлечение организаций, не являющихся учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц, и тем самым обеспечит рост качества оказания государственных (муниципальных) услуг населению;
- продолжение работы по изучению мнения населения о качестве предоставления государственных (муниципальных) услуг;
- использование результатов независимой оценки качества работы учреждений социальной сферы в деятельности органов исполнительной власти края и государственных учреждений;
- продолжение работы, связанной с переходом на предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронной форме;
- совершенствование систем оплаты труда работников краевых государственных учреждений, направленное на создание механизма стимулирования к повышению качества оказываемых государственных услуг (работ), внедрение "эффективных контрактов", устанавливающих взаимосвязь между повышением оплаты труда и достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных услуг (работ);
- совершенствование порядка проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента учреждений, осуществляемого учредителями.
Ожидаемый эффект от реализации указанных задач будет заключаться в повышении качества и обоснованности бюджетного планирования и удовлетворенности граждан качеством оказания государственных и муниципальных услуг (работ).
В целях создания условий для повышения эффективности работы бюджетного сектора по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах необходимо обеспечить взаимосвязь выполнения государственных заданий с государственными программами. Основные параметры государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) должны включаться в состав показателей (индикаторов) выполнения соответствующих государственных программ края.
Одним из важных результатов реализации Федерального закона N 83-ФЗ является повышение оплаты труда работников государственных учреждений. Повышение оплаты труда должно быть обусловлено повышением эффективности оказания государственных и муниципальных услуг, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от его производительности и качества. Будет продолжена работа по переходу на "эффективный контракт", включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда отдельным категориям работников включены в отраслевые "дорожные карты".
Одним из ключевых направлений повышения эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг является предоставление государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ.