Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств краевого бюджета, на всех стадиях бюджетного процесса: формирования проекта краевого бюджета, его исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования краевого бюджета необходимо определять (корректировать) объемы финансового обеспечения государственных программ края, исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований краевого бюджета согласно утвержденным порядку и методике планирования бюджетных ассигнований краевого бюджета. Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать возможность увязки соответствующих бюджетных расходов (включая кредитные ресурсы, государственные гарантии, налоговые льготы) с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть. Новые виды расходных обязательств краевого бюджета (принимаемые расходные обязательства) принимаются на конкурсной основе с учетом эффективности планируемых мероприятий.
Система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации государственных программ края.
В настоящее время анализ эффективности расходов краевого бюджета осуществляется в рамках оценки эффективности реализации государственных программ края в соответствии с Порядком проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края" (далее - Порядок).
Порядок определяет механизм и методику проведения оценки эффективности реализации государственных программ края в целях отбора государственных программ и формирования перечня государственных программ, планируемых к финансированию в очередном финансовом году и плановом периоде.
Методика оценки эффективности реализации государственных программ учитывает:
- степень достижения цели и решения задач государственной программы края в целом;
- степень исполнения запланированного уровня расходов;
- степень своевременности реализации мероприятий подпрограмм и (или) основных мероприятий государственной программы (достижение непосредственных результатов их реализации).
По результатам проводимой оценки эффективности государственных программ края министерством экономического развития и внешних связей края формируется сводный годовой доклад о ходе реализации государственных программ края и оценке их эффективности, который представляется Губернатору края, формируется рейтинг государственных программ края. По итогам оценки эффективности реализации государственных программ все 28 реализуемых в 2013 году государственных программ края признаны эффективными.
С учетом результатов анализа эффективности государственных программ края следует реализовать следующие предложения:
1) повысить ответственность исполнителей (соисполнителей) государственных программ края за: выполнение целевых показателей (индикаторов), направленных на реализацию Указов Президента Российской Федерации; качественное и своевременное представление отчетных данных для оценки эффективности реализации государственных программ края; обязательное размещение сведений о результатах реализации государственных программ края на своих официальных сайтах;
2) повысить качество управления государственными программами края за счет проведения анализа на предмет соответствия "приоритеты - мероприятия - целевые индикаторы - расходы краевого бюджета" и приведения государственных программ края в соответствие с государственными программами Российской Федерации;
3) при оценке эффективности реализации государственных программ края учитывать критерии оценки населением эффективности деятельности органа исполнительной власти края и удовлетворение качеством предоставления государственных услуг.
Система оценки эффективности бюджетных расходов краевого бюджета будет внедряться в бюджетный процесс поэтапно с соблюдением обязательных условий:
- наличие нормативного правового регулирования по данному вопросу на федеральном уровне и методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации;
- наличие достоверной и достаточной бюджетной и статистической отчетности и информации.
Кроме того, дополнительным условием функционирования системы оценки эффективности бюджетных расходов краевого бюджета должно стать обязательное обсуждение промежуточных и итоговых результатов оценки эффективности бюджетных расходов общественными советами при органах исполнительной власти края.
Завершающим этапом в системе оценки эффективности бюджетных расходов краевого бюджета должно стать применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок и выработка конкретных планов ("дорожных карт").