Ключевой задачей реализации в крае Федерального закона N 83-ФЗ является оптимизация сети государственных учреждений края. За последние три года доля бюджетных учреждений в крае возросла с 37 процентов до 56 процентов, автономных - с 7 до 10 процентов. Доля казенных учреждений сократилась с 56 до 34 процентов. На 01 января 2014 г. осуществляли свою деятельность 363 краевых государственных учреждения, из них 208 - бюджетных (57,3%), 134 - казенных (36,9%), 21 - автономное (5,8%).
Данная динамика обусловлена в основном переводом муниципальных учреждений здравоохранения в краевую государственную собственность и дальнейшей их реорганизацией в форме слияния. Кроме того, произошло изменение в структуре сети учреждений, подведомственных министерству образования и науки края, министерству культуры края, министерству сельского хозяйства и продовольствия края, комитету по труду и занятости населения Правительства края.
Задача по оптимизации бюджетной сети остро стоит перед отраслевыми министерствами, показатели оптимизации заложены в планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению эффективности и качества услуг в крае в сферах здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения до 2018 года (далее - отраслевые "дорожные карты"). Планируемая реорганизация учреждений ориентирована на эффективное оказание государственных услуг населению края. Высвобождаемые при этом средства будут направляться на финансирование социально-экономических приоритетов края.
В целях реализации этой задачи решения о реорганизации, изменении типа или ликвидации учреждений будут приниматься исключительно на основе анализа основных видов деятельности учреждений, определенных учредительными документами, оценки объема и содержания оказываемых государственных услуг, наличия конкурентной среды.
В 2014-2015 годах органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления края, имеющим сеть подведомственных учреждений, необходимо утвердить:
- ведомственные перечни государственных и муниципальных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг;
- нормативы затрат на оказание государственными и муниципальными учреждениями государственных и муниципальных услуг после определения общих требований федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) на основании новых ведомственных перечней услуг будет осуществляться, начиная с формирования краевого бюджета на 2016 год и плановый период. В связи с этим необходимо еще раз с учетом новых критериев проанализировать деятельность подведомственных учреждений, число которых должно быть сокращено.
В рамках оптимизации сети следует продолжить работу по реорганизации учреждений, ориентированных на оказание преимущественно платных услуг. Высвобождаемые при этом средства должны оставаться в соответствующей отрасли и направляться на финансирование ее приоритетных задач.
В целях повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью необходимо оптимизировать структуру бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти края, а также не соответствующие профилю учредителя в организации иной организационно-правовой формы (изменить тип бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов государственной власти края и местного самоуправления края, на тип казенного учреждения либо ликвидировать). Государственные и муниципальные унитарные предприятия, деятельность которых не соответствует функциям органа государственной власти края, также должны быть реорганизованы или ликвидированы. Необходимо проведение мероприятий по инвентаризации краевых унитарных предприятий, анализ их хозяйственной деятельности в целях их возможной приватизации.
В настоящее время в Российской Федерации обеспечено необходимое разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями публичной власти. Поэтому основная задача совершенствования государственного управления регионального уровня на современном этапе - инвентаризация и учет всех полномочий, возложенных на субъект Российской Федерации федеральным законодательством. Правительством края проводится работа, направленная на обеспечение соответствия структуры и функций органов исполнительной власти края полномочиям, возложенным на региональный уровень федеральным законодательством, а также в целях реализации единых подходов к принятию решения об изменении штатной численности органов исполнительной власти края на основе комплексного изучения и описания их полномочий, функций. Разрабатываются меры по оптимизации расходов государственных учреждений, созданных в целях хозяйственного обеспечения деятельности органов исполнительной власти края.
В целях повышения ответственности органов исполнительной власти края за достижение результатов государственных программ края с 2013 года внедрена оценка эффективности и результативности органов исполнительной власти края и структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства края согласно распоряжению Губернатора Хабаровского края от 18 декабря 2013 г. N 716-р. Внедрение такой оценки позволит обеспечить достижение ключевых показателей эффективности органов исполнительной власти края, реализацию важнейших мероприятий, а также установить особый порядок оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности их профессиональной деятельности, применение системы комплексной оценки деятельности государственных гражданских служащих с использованием ключевых показателей эффективности, совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих в крае.