Недействующий

О Программе повышения эффективности управления общественными финансами Хабаровского края на период до 2018 года (Утратило силу на основании Распоряжения Правительства Хабаровского края от 12 ноября 2020 года N 1196-рп)


5. Внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс


Правительством края в целях выстраивания единой системы стратегического управления внедряются программно-целевые методы управления. Основными инструментами достижения целей государственной политики Правительства края, а также основой для долгосрочного бюджетного планирования являются государственные программы края.

В 2013 году завершена работа по переходу на программно-целевой принцип формирования краевого бюджета. Краевой бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован на программной основе.

Формирование краевого бюджета на основе государственных программ определяет дополнительные требования к устойчивости краевого бюджета в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Применение программно-целевого метода реализации государственной политики в крае создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации ресурсов краевого бюджета на важнейших направлениях деятельности Правительства края.

За период 2012-2013 годов Правительством края разработаны и утверждены 30 государственных программ края. Все государственные программы края приняты с единым сроком реализации до 2020 года: 1 этап - до 2015 года, 2 этап - до 2020 года.

В государственные программы края включено более 800 показателей (индикаторов) социально-экономического развития края, отражающих оценку эффективности деятельности Правительства края. В систему государственных программ края входит система реализации указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 07 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 01 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", от 10 сентября 2012 г. N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указы Президента Российской Федерации), которая предусматривает:

- постановку на период до 2018 года конкретных целей, задач и тесно увязанных с ними показателей (результатов социально-экономического развития государства), определенных Указами Президента Российской Федерации;

- установление ответственности за достижение определенных Президентом Российской Федерации стратегических результатов.

Для координации работы и взаимодействия органов исполнительной власти края по реализации государственных программ края и в целях мониторинга достижения целевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития края создана комиссия Правительства края по проектировкам показателей социально-экономического развития края, отбору государственных программ и инвестиционных проектов (далее также - Комиссия). Работа Комиссии является решающей в принятии решений по включению дополнительных мероприятий в государственные программы края. При Комиссии создан экспертный совет по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития края, определенных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г., при комиссии Правительства Хабаровского края по проектировкам показателей социально-экономического развития Хабаровского края, отбору государственных программ и инвестиционных проектов, утвержденный распоряжением Правительства Хабаровского края от 31 июля 2012 г. N 459-рп.

Для полноценного внедрения в бюджетный процесс программно-целевых методов необходимо реализовать следующие мероприятия:

1) соблюдение единой вертикали: государственные программы Российской Федерации - региональные государственные программы - муниципальные программы, включая субсидирование расходов бюджетов различных уровней, что будет способствовать комплексному влиянию на достижение целей, задач, индикаторов;

2) повышение эффективности бюджетных расходов на основе приоритетных направлений социально-экономического развития края. При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим государственным программам края должен определяться в рамках объективных возможностей краевого бюджета с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации государственных программ края;

3) внедрение в бюджетный процесс предельных объемов ("потолков") расходов по каждой государственной (муниципальной) программе. При определении "потолков" расходов необходимо учитывать как параметры социально-экономического развития края, изменение потребностей в объемах государственных и муниципальных услуг, так и обеспечение достижения стратегических целей развития Российской Федерации и края, в том числе достижение целевых показателей Указов Президента Российской Федерации. Кроме того, "потолки" расходов позволяют определить приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, создать стимулы для ответственных исполнителей государственных программ края по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов;

4) повышение роли ответственных исполнителей государственных (муниципальных) программ, рост их влияния на объемы финансового обеспечения реализации мероприятий программ, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями, участниками).

Эффективность внедрения программно-целевых методов управления как одного из инструментов реализации государственной политики будет определяться результатами комплексной реформы государственного управления.