Постановлением Правительства Хабаровского края от 05 декабря 2012 г. N 418-пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Территориальная программа на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов).
Территориальная программа на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сбалансирована по видам и объемам медицинской помощи: норматив объема скорой медицинской помощи на одного жителя края составляет 0,360 вызова, круглосуточной стационарной помощи - 2,560 койко-дня, в условиях дневных стационаров - 0,630 пациенто-дня, амбулаторной помощи - 2,440 посещения в профилактических целях и 2,100 обращения по заболеваниям.
Фактические нормативы составили по скорой медицинской помощи на одного жителя 0,364 вызова, круглосуточной стационарной помощи - 2,653 койко-дня, в дневных стационарах - 0,630 пациенто-дня, амбулаторной помощи - 2,665 посещения в профилактических целях и 2,127 обращения по заболеваниям.
Утвержденные объемы медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара по базовой программе ОМС составляли 1,767 койко-дня на одного застрахованного (рекомендуемый федеральный норматив - 1,740), фактические - 1,860. Таким образом, коэффициент отклонения территориального норматива от федерального составляет 1,069. Порядка 60,0 процентов всей коечной сети сосредоточено в районах края в учреждениях здравоохранения края первого и второго уровней.
Утвержденный территориальный норматив объема круглосуточной помощи обусловлен климатогеографическими и территориальными особенностями края, высокой долей северных труднодоступных районов и необходимостью сохранения маломощных больниц в целях обеспечения доступности экстренной медицинской помощи.
Кроме того, более высокая потребность в круглосуточных койках кардиологического, акушерско-гинекологического, хирургического, травматологического профилей обусловлена определенными приоритетами развития медицинской помощи, в том числе в условиях круглосуточного стационара, а именно: снижением смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, дорожно-транспортных происшествий, снижением материнской и младенческой смертности.
Планируемые структурные преобразования и оптимизация коечной сети, объединение маломощных больниц и формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации позволят к 2015 году снизить показатель объема в круглосуточном стационаре до 1,725 койко-дней на одного застрахованного при сохранении прежнего уровня госпитализации - 0,176 законченных случаев на одного жителя.
Соотношение территориального и рекомендуемого федерального нормативов объема медицинской помощи в дневных стационарах составляет 1,040. Территориальный показатель составляет 0,543 при рекомендуемом федеральном нормативе 0,520. В крае сохраняется позитивная тенденция развития стационар замещающих технологий (планируемый норматив на 2014 год - 0,550 на одного застрахованного, на 2015 год - 0,590), что также позволит обеспечить оптимизацию коечного фонда в круглосуточных условиях.
Показатель объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях по базовой программе ОМС составил 8,883 посещения на одного застрахованного. Коэффициент отклонения от рекомендуемого федерального норматива - 1,040. Из общего числа амбулаторных посещений 90,5 процента осуществляются в учреждениях первого и второго уровней. В г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре, где имеет место значительное превышение данного показателя (8,556 и 8,913 посещения на одного застрахованного соответственно), созданы крупные консультативно-диагностические центры и центры здоровья, которые играют роль межтерриториальных.
Предусмотрено дальнейшее развитие профилактического направления, в том числе диспансеризации населения, медицинских осмотров, увеличение объемов посещений в центрах здоровья. Планируется положительная динамика норматива посещений в профилактических целях: в 2013 году - 2,123 на одного застрахованного, в 2014 году - 2,270, в 2015 году - 2,350.
В части объемов медицинской помощи, не входящей в базовую программу ОМС, финансирование которых осуществляется за счет средств краевого бюджета, имеется дефицит объемов по всем видам медицинской помощи. В условиях круглосуточной стационарной помощи существует значительный недостаток в койках по профилю "Психиатрия" (451 койка) и "Психиатрия-наркология" (293 койки).
Утвержденный на 2013 год показатель по дневным стационарам составил 0,063 пациенто-дня на одного жителя (рекомендованный федеральный - 0,104), что составляет только 74,6 процента от потребности.
Аналогичная ситуация складывается по амбулаторной помощи (0,640 посещения на одного жителя - фактический норматив, 1,040 - рекомендуемый). Уровень потребления амбулаторной помощи составляет 63,1 процента от потребности. Данный показатель по профилактическому направлению составляет 87,0 процентов от потребности, несколько ниже при обращениях по поводу заболеваний - 61,0 процент.
Несмотря на превышение территориальных нормативов объемов медицинской помощи по базовой программе ОМС, Территориальной программой на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов утверждены нормативы финансовых затрат на единицу объема по всем видам медицинской помощи на уровне, рекомендуемом Программой государственных гарантий. Так, норматив финансовых затрат на единицу объема по круглосуточной стационарной помощи по базовой программе ОМС с учетом коэффициента удорожания услуг составляет 3 274,7 рубля за койко-день при рекомендуемом - 2 875,3 рубля (113,9%).
При оказании медицинской помощи в условиях дневных стационаров территориальный норматив составляет 1 052,1 рубля за пациенто-день при расчетном 933,2 рубля (112,7%), в амбулаторных условиях - 484,4 рубля и 388,2 рубля соответственно (112,4%).
Нормативы стоимости в части финансирования медицинской помощи за счет средств краевого бюджета по вышеуказанным видам соответствует рекомендуемым федеральным нормативам.
Территориальной программой на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов планируется постепенный рост расходов по всем видам медицинской помощи с 21,4 млрд. рублей в 2013 году до 25,9 млрд. рублей к 2018 году.
С 26,5 до 31,7 процента возрастет доля на амбулаторно-поликлиническую помощь, с 1,4 процента до 3,9 процента - на неотложную помощь с одновременным ростом нормативов финансовых затрат на единицу объема и подушевого норматива.
В крае не создано в достаточном объеме коек паллиативной медицинской помощи. Фактический норматив на начало 2013 года составлял 3,9 процента от потребности. К окончанию 2013 года было создано более 200 коек. Мероприятиями по реструктуризации сети предусмотрено увеличение количества коек сестринского ухода. Доля расходов на паллиативную медицинскую помощь должна возрасти с 1,3 процента в 2013 году до 1,6 процента в 2016 году. Подушевой норматив на данный вид помощи возрастет со 193,8 рубля до 316,8 рубля соответственно.
Территориальный норматив объема скорой медицинской помощи составляет 0,360 вызова на одного жителя, что соответствует рекомендациям для территорий с низкой плотностью населения.
Территориальной программой на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов предусмотрено в 2014 и 2015 годах создание в структуре всех медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи. Эти мероприятия позволят обеспечить рост числа неотложных посещений и снизят неоправданную нагрузку на скорую медицинскую помощь.
До 2014 года показатель объема скорой медицинской помощи сохранится на уровне 0,360 вызова на одного жителя с последующим снижением к 2018 году до 0,341. По душевой норматив в 2013 году составил 883,2 рубля, планируемый на 2014 год - 1 037,5 рубля, в 2015 году - 1 040,9 рубля.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 24 декабря 2013 г. N 452-пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Территориальная программа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов).
Финансирование бесплатной медицинской помощи в 2014 году возросло до 22,8 млрд. рублей и составило 108,0 процентов к уровню 2013 года.
В структуре медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, на 36,0 процентов возросло количество учреждений негосударственных форм собственности, что является одним из направлений государственно-частного партнерства в здравоохранении. Частные учреждения здравоохранения реализуют в основном амбулаторные виды медицинской помощи. В 2014 году впервые заявила о себе частная организация, оказывающая скорую медицинскую помощь.
Территориальная программа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов имеет ряд особенностей:
- появляются новые показатели в перечне нормативов объемов медицинской помощи.
Так, изменился норматив объема медицинской помощи в стационарных условиях: вместо показателя "койко-день" введен показатель "случай госпитализации". Данное изменение произведено в целях внедрения способа оплаты стационарной помощи на основе клинико-статистических групп заболеваний (далее - КСГ).
В Территориальной программе на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые установлен норматив объема медицинской реабилитации в рамках базовой программы ОМС в койко-днях;