Недействующий

Об утверждении Концепции продовольственной безопасности Хабаровского края на период до 2020 года (Утратило силу на основании Распоряжения Правительства Хабаровского края от 5 июня 2020 года N 600-рп)

5. Основные направления экономической политики Хабаровского края в сфере обеспечения продовольственной безопасности


5.1. Социально-экономическая политика в крае в контексте обеспечения продовольственной безопасности

Продовольственная безопасность обеспечивается системой принимаемых органами государственной власти края экономических, научно-технических, правовых, организационных и иных мер, направленных на:

- организацию достижения необходимого уровня производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, определенных в государственных программах развития сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса края;

- организацию закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия местного производства;

- налаживание долговременных экономических связей с другими субъектами Российской Федерации по поставкам в край продовольствия и сырья для его производства;

- развитие кооперации, агропромышленной интеграции, организации розничных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- привлечение инвестиций на развитие сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности;

- проведение мониторинга состояния продовольственной безопасности;

- формирование потребительских предпочтений в отношении продукции производителей края.

5.2. Основные направления экономической политики края по обеспечению продовольственной безопасности в сфере производства сельскохозяйственной продукции

5.2.1. Обеспечению продовольственной безопасности края будет способствовать государственная программа Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 17 августа 2012 г. N 277-пр.

Государственная программа предусматривает ряд программных мероприятий по развитию мясного и молочного животноводства, растениеводства, в результате реализации которых планируется увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства.

В настоящий момент необходимо дальнейшее развитие интеграции сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, предприятий торговли и общественного питания края.

В целях совершенствования инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции необходимы:

- создание условий для развития рыночной инфраструктуры, обслуживающей деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей на стадиях производства, заготовки, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

- содействие развитию кооперативных отношений в агропромышленном комплексе, обеспечение поддержки в создании сельскохозяйственными товаропроизводителями перерабатывающих, агросервисных, кредитных и других видов кооперативов;

- разработка механизмов для достижения ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями и сферами агропромышленного комплекса (далее - АПК);

- своевременное и в полном объеме выделение финансовых ресурсов для нужд АПК и контроль за обеспечением целевого их использования.

Системное осуществление указанных мер позволит сельскохозяйственному производству осуществить экономическую стабилизацию положения аграрного сектора и стимулировать его рост.

Сельскохозяйственным предприятиям в кризисных условиях выгодно объединять ресурсы и усилия для совместного решения производственных, снабженческо-сбытовых, социальных и других задач. Каждое хозяйство выиграет при совместном строительстве и использовании животноводческих ферм, складов, хранилищ, перерабатывающих цехов и т.п. С коллективными предприятиями должны теснее интегрироваться личные подсобные и фермерские хозяйства.

Для эффективной деятельности товаропроизводителей на рынке необходимо развитие рыночной инфраструктуры, которая включает в себя комплекс предприятий, организаций, служб. К ним относятся оптовые рынки сельскохозяйственной продукции и продовольствия, ярмарки, сеть розничных рынков и магазинов, транспортных предприятий, хранилищ, баз, холодильников, информационной и коммерческой служб, то есть все, что способствует эффективной связи продавцов и потребителей, ускорению реализации товаров, сохранению их качества и сокращению потерь. В то же время практика показывает, что наиболее целесообразна прямая связь производителей и потребителей.

Отсутствие посредников способствует увеличению доходов предприятий. В ряде случаев наиболее эффективной оказывается реализация не сырья, а переработанной сельскохозяйственной продукции как на собственной технической базе, так и путем передачи ее на промышленные предприятия на давальческих условиях.

5.2.2. Развитие новых интегрированных форм хозяйствования

Сельскохозяйственное производство в крае и обеспечение продовольствием населения края должно использовать весь имеющийся природный потенциал региона, в том числе увеличение использования в пищу и переработку дикоросов, меда, кедровых орехов, в лечебно-профилактических целях - адаптогенов растительного происхождения. Способствовать достижению данного дополнительного направления сельскохозяйственного производства и добычи природных ресурсов должны мероприятия по развитию системы сбыта и закупа сельскохозяйственной продукции и дикоросов, государственная поддержка на объем закупаемой продукции у населения.

Другим важным направлением является восстановление системы потребительской кооперации, предусматривающей увеличение объемов закупа продукции у населения, организацию переработки через приемозаготовительные пункты с дальнейшей реализацией как через предприятия самой системы, так и в торговой сети края. В 90-х годах основным оператором в заготовке, переработке сельскохозяйственной продукции и дикоросов, обслуживании сельского населения выступала потребительская кооперация. В условиях сегодняшнего дня потребительская кооперация утратила свои позиции. В общем объеме оборота розничной торговли края в 2012 году доля предприятий, входящих в систему краевого потребительского союза, составила порядка 0,5 процента, в объеме заготовительной деятельности - 0,4 процента. Причинами снижения оборота являются сложное финансовое положение предприятий, отсутствие оборотных средств на закупку продукции, модернизацию и развитие перерабатывающих предприятий, высокие транспортные расходы на доставку товаров в северные районы и отдаленные населенные пункты края. Потребительская кооперация не включена в федеральную программу развития и поддержки агропромышленного комплекса.

5.2.3. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров

В условиях современного уровня развития сельскохозяйственного производства, обусловленного научно-техническим прогрессом, невозможно достичь увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции без привлечения в сельскохозяйственную отрасль трудовых ресурсов, обладающих необходимой квалификацией. В этой связи для достижения целей настоящей Концепции необходимо проводить подготовку и повышение квалификации специалистов сельскохозяйственных предприятий с учетом насыщения современной техникой, внедрения передовых технологий в процесс производства.

5.3. Основные направления экономической политики края по обеспечению продовольственной безопасности в сфере добычи природных ресурсов