1. Характеристика проблемы
В городе в связи с постоянно растущим числом потребителей электро- и тепловой энергии, существенно возрастает нагрузка на электрические и тепловые сети, появляются районы с неудовлетворительными режимами электро- и теплоснабжения. Одновременно с этим в городе осуществляется приемка в муниципальную собственность ведомственных тепловых сетей. Все это приводит к увеличению общего износа и протяженности квартальных тепловых сетей.
Бурное развитие города повлияло на смещение центров электрических нагрузок, на увеличение протяженности линий электропередачи, на передачу по существующим линиям мощностей, значительно превышающих допустимые значения.
В настоящее время, по данным бухгалтерского учета, износ тепловых сетей составляет 48%, износ электрических сетей - 65%. Значительный износ является причиной резкого ухудшения функционирования муниципального сетевого хозяйства, увеличения количества повреждений в его работе, роста потерь тепловой и электрической энергии, снижения надежности электроснабжения имущественного комплекса, увеличения количества технологических нарушений его работы, роста технологических потерь электрической и тепловой энергии.
В городе Хабаровске по состоянию на 01.01.2013 в качестве источников теплоснабжения для потребителей используется 12 отопительных котельных, в том числе 8 котельных, отапливающих жилищный фонд, и 4 котельные, отапливающие объекты социального назначения, в том числе образовательные учреждения. Из них потребители, получающие тепловую энергию от котельной по ул. Трехгорной, расположены в непосредственной близости от теплотрасс централизованного теплоснабжения.
Тариф на тепловую энергию, реализуемую населению от котельных МУП города Хабаровска "Тепловые сети", утвержденный с 01.07.2013, составляет 2475,85 руб./Гкал с НДС. В то же время для населения, получающего тепловую энергию от теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), тариф на тепловую энергию составляет 1223,66 руб./Гкал с НДС, что в 2 раза меньше, чем стоимость тепловой энергии от котельных МУП города Хабаровска "Тепловые сети".
В 2014 году в целях сокращения расходов городского бюджета на выплату населению компенсации в разнице в тарифах на тепловую энергию, а также снижения эксплуатационных расходов муниципального предприятия на содержание котельных необходимо продолжить переключение на централизованное теплоснабжение потребителей, расположенных вблизи сетей централизованного теплоснабжения.
В составе муниципального имущества, переданного в аренду ОАО "Хабаровская горэлектросеть", имеются подстанции с аварийным состоянием строительной части здания. Есть ряд подстанций, которые постоянно подтапливаются грунтовыми водами, имеются дефекты фундаментов и строительных конструкций, которые привели к аварийному состоянию зданий. Возникает социально-экономический ущерб от частых отключений аварийных трансформаторных подстанций и центральных распределительных пунктов. Согласно проведенному мониторингу, в течение года на одной аварийной ТП (ЦРП) происходит до 10 отключений, затраты на выезд и работу аварийной бригады составляют до 200 тыс. руб., в то время как на новом объекте отключения происходят не чаще чем два раза в год. Недоотпуск электрической энергии потребителям из-за отключений одной ТП (ЦРП) составляет 7258 кВт/час.
В то время как новые ТП (ЦРП) требуют капитального ремонта раз в шесть лет, ОАО "Хабаровская горэлектросеть" вынуждена раз в два года выполнять капитальный ремонт строительной части зданий постройки 1960-1970 годов.
По состоянию на 2013 г., из 13533 частных домовладений к 467 индивидуальным жилым домам подведен природный газ, в газификации нуждаются еще 13066 индивидуальных жилых дома.
Использование природного газа для жителей частного жилищного фонда дает возможность разумного сочетания улучшения состояния экологии и комфорта.
Подключение частных домовладений к природному газу позволит:
- снизить затраты населения, в том числе на отопление;
- облегчить решение бытовых проблем для граждан преклонного возраста;
- снизить количество пожаров, отравлений угарным газом.
На решение всех указанных проблем направлена реализация мероприятий Программы, позволяющей решить важные не только социальные, но и экономические задачи.
Концепция развития водохозяйственного комплекса России до 2020 года предполагает решить задачу обеспечения жителей страны водой лучшего качества. Федеральное агентство водных ресурсов предлагает по мере возможности переводить водоснабжение российских городов на подземные источники. Одним из приоритетных направлений программы станет поиск новых методов очистки воды. Активно реализуются данные направления, модернизируется городская система водоснабжения. Единственной преградой на пути очищенной воды к потребителям может стать проблема финансирования проекта альтернативного водоисточника. Практически 90% населения города Хабаровска обеспечивается водой из реки Амур. Поверхностный источник водоснабжения не раз подвергался трансграничному загрязнению. Поэтому реконструкции и строительству головных очистных сооружений водопровода (ГОСВ) города придается важное значение. Введен в эксплуатацию пусковой комплекс производительностью 76 тыс. куб. м в сутки второй очереди ГОСВ. Процесс очистки воды на объекте полностью автоматизирован. В составе пускового комплекса был введен в строй блок для повторного использования промывных вод фильтров. Принципиальное отличие работы нового сооружения в том, что неочищенные промывные воды фильтров не попадают в Амур. Применение данной технологии позволяет не усугублять экологическое состояние реки. (Абзац дополнительно включен Постановлением Администрации города Хабаровска от 2 июня 2014 года N 2217).
На сегодняшний день модернизированные и введенные в эксплуатацию очистные сооружения по технологиям водоподготовки соответствуют мировому уровню очистки воды. Контроль анализов по качеству воды включает порядка 120 показателей. Мониторинг качества воды, поступающей жителям Хабаровска, осуществляется лабораторией предприятия МУП города Хабаровска «Водоканал». (Абзац дополнительно включен Постановлением Администрации города Хабаровска от 2 июня 2014 года N 2217).
В начале 1990-х годов требования к качеству и количеству воды в Хабаровске серьезно возросли, но снабжение города питьевой водой продолжало осуществляться из одного поверхностного источника. Над задачей поиска альтернативного подземного водоисточника геологи и проектировщики института «Сибгипрокоммунводоканал» из города Новосибирска работали около двух лет. Было рассмотрено 16 вариантов водоснабжения города из различных источников. По результатам технико-экономического обоснования наиболее перспективным и надежным водоисточником оказалось Тунгусское месторождение подземных вод мощностью 106 тыс. м. куб. в сутки. Введен в эксплуатацию пусковой комплекс производительностью 25 тыс. куб. м в сутки. (Абзац дополнительно включен Постановлением Администрации города Хабаровска от 2 июня 2014 года N 2217).
Ввод в эксплуатацию объектов ГОСВ и Тунгусского водозабора позволит обеспечивать водой гарантированного качества город Хабаровск с учетом перспективного развития. (Абзац дополнительно включен Постановлением Администрации города Хабаровска от 2 июня 2014 года N 2217).