__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Администрации города Хабаровска
от 24 апреля 2015 года N 1420
__________________________
Заслушав и обсудив информацию начальника управления здравоохранения администрации г. Хабаровска о реализации полномочий в сфере охраны здоровья граждан, коллегия отмечает приоритет вопросов сохранения и укрепления здоровья граждан в государственной политике Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами всех ветвей власти, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В настоящее время право граждан на охрану здоровья закреплено в ряде федеральных законов, которые имеют прямое отношение к исполнению полномочий, отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, в Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе N 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральном законе от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
В исполнении муниципальных полномочий, закрепленных этими законами, непосредственное участие принимают такие отрасли как здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды и природных ресурсов, охрана труда, торговля, питание и бытовое обслуживание, а в части отдельных направлений - все отрасли городского хозяйства.
Исполнение функций по охране здоровья, возложенных федеральными законами на муниципалитет, связано, прежде всего, с созданием условий для сохранения здоровья населения. В этом направлении в г. Хабаровске ведется большая целенаправленная работа: созданы условия для массовых занятий физической культурой и спортом, сохранения здоровья детей в школах, реализуется комплекс мер по улучшению экологической ситуации в городе, духовно-нравственному развитию подрастающего поколения.
Сегодня в городе имеется 820 спортивных сооружений, построены современные спортивные залы и стадионы, во всех округах открыты бассейны и спортивные площадки. В«2б12 году в округах города для разных групп населения проведено более 80$ спортивных мероприятий с охватом более 70 тысяч человек.
Как итог за три года доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличилась с 15% до 26,4%.
Реализация мероприятий программы «Развитие озеленения территории г.Хабаровска на 2012-2020 годы» позволила создать дополнительные зеленые зоны для активного отдыха горожан. Эффективно реализуется программа «Улучшение экологического состояния г. Хабаровска на 2011-2015 годы».
В рамках программы «Развитие системы питания учащихся общеобразовательных учреждений города Хабаровска на 2011-2013 годы» в муниципальных школах города создана система организации питания учащихся, ориентированная на охрану здоровья детей и подростков. В результате принятых мер в течение последних трех лет охват горячим питанием учащихся увеличился до 85%.
Большая работа выполняется руководителями учреждений и предприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями города. Ежегодно более 20 тысяч хабаровчан, работающих в учреждениях и на предприятиях, проходят диспансерные медицинские осмотры, вакцинируются против гриппа, клещевого энцефалита и других инфекций. В центрах здоровья профилактическое обследование и консультирование ежегодно проходят более 12 тысяч человек.
Результаты межсекторального целенаправленного подхода к сохранению здоровья жителей города позволили изменить негативные тенденции в показателях здоровья населения.
К 2012 году в г. Хабаровске общая смертность снизилась с 15,5 в 2005 году до 12,7 на 100 тысяч населения. В структуре общей смертности на 29% уменьшилась доля населения трудоспособного возраста (с 927,9 в 2005 году до 658,4 в 2011 году). В результате достигнут прирост ожидаемой продолжительности жизни жителей города на 3,4 года (с 63,9 года в 2005 году до 68,4 года в 2011 году).
В то же время смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний в г. Хабаровске, как в Хабаровском крае и России целом, превышает аналогичный показатель в странах Организации экономического сотрудничества и развития Европейского союза (ОСЭР) в три раза. В 2012 году смертность от болезней кровообращения в г. Хабаровске составила 752,7 на 100 тысяч населения, в Хабаровском крае - 775,9 на 100 тысяч населения, в Российской Федерации 753 на 100 тысяч населения (в странах ОСЭР - 265,9 на 100 тысяч населения), а продолжительность жизни населения города в среднем на 10 лет меньше, чем в европейских странах.
Учитывая общемировой опыт стран с высокими показателями здоровья населения, в Российской Федерации на государственном уровне законодательно закреплено смещение приоритетов от лечения заболеваний к их предотвращению и поддержанию здоровья. Президентом Российской Федерации в мае 2012 года подписаны указы N 598 и 606, которые определяют целевые ориентиры в здоровье населения до 2018 года, основными из которых являются увеличение продолжительности жизни населения (до 74 лет) и снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний до 649,4 на 100 тысяч населения.
Обязанность по реализации программ по сохранению и укреплению здоровья населения действующим законодательством отнесена к региональному и муниципальному уровню власти. Органы местного самоуправления получили прямые полномочия, связанные с пропагандой и санитарно-гигиеническим просвещением в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни.
Анализ проблемы низкой продолжительности жизни указывает на то, что повлиять на снижение смертности жизни можно двумя путями: снизить летальность от так называемых «управляемых» заболеваний и уменьшить число новых случаев таких болезней путем снижения распространенности факторов риска (курение, гиподинамия, нерациональное питание и др.).
Табакокурением в России охвачено 63% мужчин и 30% женщин, 40% юношей и 7% девушек. Рост числа курильщиков в нашей стране происходит с темпом 1,5-2% в год в основном за счет женщин и подростков. В развитых странах, где продолжительность жизни населения составляет около 80 лет, распространенность курения составляет от 15% до 18%.Доля курящих мужчин в России - одна из самых высоких в мире и в 2 раза больше, чем в США и странах Европы. В г. Хабаровске распространенность курения среди населения не отличается от показателей по России в целом.
Анализ показателей здоровья населения г. Хабаровска и результатов работы отдельных структурных подразделений администрации города в сфере охраны здоровья населения города наряду с полученными положительными результатами позволил высветить ряд проблем.
В городе отсутствует общая концепция работы по формированию здорового образа жизни населения, уровень взаимодействия структур администрации города, промышленного, предпринимательского и общественного секторов в вопросах охраны здоровья является недостаточным.
Объем пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации составляет от 0,1 до 2% от общей доли вещания, что не обеспечивает необходимого уровня знаний населения по профилактике заболеваний.
Указанные факторы сказываются на низкой приверженности населения г. Хабаровска к ведению здорового образа жизни. Доля лиц, ведущих здоровый образ жизни, составляет лишь 7,3%, достаточный уровень физической активности имеют только 26,34%, курят 39% хабаровчан.
Особенно важной является проблема здоровья подрастающего поколения. Только 13,4% школьников являются практически здоровыми, высокий показатель детей, имеющих ограничения для занятий физкультурой в школе (23%); преимущественное формирование пристрастия к табакокурению происходит в юном и молодом возрасте (51% лиц начал курить в возрасте до 18 лет и 31% - в возрасте от 18 до 23 лет).
Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования организационных мероприятий по реализации муниципальных полномочий в сфере охраны здоровья администрация города
постановляет:
1. Осуществлять деятельность по охране здоровья населения и формированию здорового образа жизни на основе межсекторального взаимодействия.
2. Считать приоритетными для проведения комплекса мер по формированию здорового образа жизни следующие целевые группы: школьники и дошкольники, учащаяся молодежь, работающее население.