Недействующий

О реализации полномочий в сфере охраны здоровья граждан


Введение в проблему


В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами всех ветвей власти, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В настоящее время право граждан на охрану здоровья закреплено в ряде федеральных законов, которые имеют прямое отношение к исполнению полномочий, отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, а именно в Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе N 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральном законе от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Преобразования в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации в течение последних десяти лет затрагивали в первую очередь систему здравоохранения. Реализация масштабных государственных целевых программ (национальный проект «Здоровье», программа «Модернизация здравоохранения») внесла значительный вклад в развитие ресурсной базы учреждений здравоохранения. Это стало основой для улучшения качества медицинской помощи через внедрение современных стандартов медицинских услуг при медицинском обслуживании населения.

Созданные условия позволили не только ощутимо увеличить объемы медицинской помощи, но и начать внедрение новых технологий медицинской профилактики. Открыты центры здоровья, на регулярной основе проводятся массовые профилактические осмотры детей и взрослых, вакцинация населения стала по-настоящему масштабной, работают школы профилактики неинфекционных заболеваний.

За годы реализации государственных программ в сфере здравоохранения в стране наметились положительные тенденции в демографической ситуации, но достигнутые результаты не позволяют России занять место в числе стран с высокими показателями здоровья населения. В стране сохраняется рост заболеваемости населения страны, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной диагностикой заболеваний, а с другой стороны - с недостаточной эффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний.

К числу факторов, негативно влияющих на эффективность профилактических мер, можно отнести низкий уровень развития культуры здоровья у населения, сохраняющееся в обществе потребительское отношение к здоровью, недопонимание важности и сущности профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни во всех институтах общества, недостаточную ответственность граждан за собственное здоровье и здоровье своей семьи, недостаточное взаимодействие и координацию деятельности структур и ведомств, недостаток социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний, основанной на доказательной медицине.(1)

С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012, Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, а также вступления в силу Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», реализация мер по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни обозначены как приоритетные направления в сфере охраны здоровья граждан.

В Указе Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» раскрыты механизмы укрепления здоровья населения через мотивацию различных категорий, особенно подрастающего поколения, на ведение здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработки механизмов поддержки общественных инициатив.

Проблемы формирования здорового образа жизни нашли свое отражение и в других программных документах в сфере социальной политики, включая концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года и других, которые создают законодательное поле в сфере профилактики и охраны здоровья граждан.

В развитие профилактической направленности государственной поликлиники в сфере охраны здоровья граждан 07.05.2012 Президентом Российской Федерации подписаны указы N 606 и N 598, которыми определены конечные результаты и целевые ориентиры деятельности органов государственной и муниципальной власти, которые позволят вывести страну в число благополучных стран мира по уровню смертности и продолжительности жизни населения. К основным целевым показателям относятся увеличение продолжительности жизни населения до 74 лет и снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний до 649,4 на 100 тысяч населения.

Для решения поставленных задач на каждом уровне власти должны быть сформированы программные мероприятия. Основные стратегические подходы к сохранению и укреплению здоровья населения муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск», сформулированы в Концепции формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний на среднесрочную перспективу до 2018 года.